Смекни!
smekni.com

Инстинкт и его роль в жизни человека (стр. 1 из 6)

Министерство образования и науки Украины

Запорожский национальный университет

кафедра теории и практики управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: Инстинкт и его роль в жизни человека

Выполнила ст. группы_____4224-II______02.12.05.________Канашкова Е.Ю.

Руководитель_____________ст.пр. кафедры теории и практики управления, к. филос. н.__________________________ 02.12.05._____­__Бутченко Т.И.

Нормоконтролер_____________________________________Бутченко Т.И.

Запорожье

2005

Содержание

Введение

1. Методологический аспект изучения инстинкта и его роли в жизни человека

1.1 Содержание понятий: «личность» и «инстинкт»

1.2 Основные подходы к изучению инстинкта и его роли в жизни человека

2. Инстинкт как неотъемлемый признак личности

2.1 Место инстинкта в структуре личности

2.2 Инстинкт как условие и продукт филогенетического развития личности

Выводы

Список использованных источников

Введение

В современном обществе личность играет все большее значение в общественном развития, что связано с научно-технической революцией: «умным» машинам нужны умные работники. Субъектом НТР может быть только инициативная высокоразвитая личность. Увеличение производственного труда ведет к значительным сдвигам в социально-классовой структуре – появляются средние слои, обеспечивается комфортный морально-нравственный климат в обществе. Изучение личности возможно только при условии рассмотрения всех ее компонентов, которые взаимосвязаны. Поэтому и рассмотрение инстинкта в структуре личности имеет на сегодняшний день социально-практическое значение.

Для того чтобы определить актуальность изучения инстинкта, необходимо проанализировать взгляды на эту проблему ученых различных научных школ.

Так, для Фрейда актуальность изучения инстинкта заключалась в том, что, по его мнению, инстинкт был существенной мотивационной силой поведения человека. В инстинктах, по Фрейду, проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека определяется инстинктами. Поэтому актуальность изучения инстинкта обусловлена тем, что инстинкты как таковые являются «конечной причиной любой активности» [22, С.116]. Но хотя инстинкты были, по Фрейду, движущей силой поведения они не определяли специфические поведенческие проявления. Основной акцент делался скорее на том, что является инстинктивным, чем на самих инстинктах.

В теории К. Юнга инстинкты рассматриваются как архетипы – врожденные первообразы, обуславливающие поведение. Актуальность изучения архетипов Юнг объяснял тем, что, аналогично тому, как инстинкты животных есть приспособления к самым общим и постоянным условиям окружающей среды, коллективное бессознательное (архетипы) осуществляет приспособительные реакции “на самые общие и всегда имеющиеся условия психологической, физиологической и физической природы”. С одной стороны, архетипы формируют инстинктивное предубеждение, а с другой - являются самым действенным подспорьем в процессе инстинктивного приспособления. [25,С.312-313]. Но следует учитывать, что кроме коллективного бессознательного у человека могут проявляться в поведении и его собственные индивидуальные формы поведения.

Представитель гормической психологии Макдугалл актуальность исследования инстинкта объяснял тем, что инстинкты как основные специфически видовые наклонности мотивируют и целенаправляют все поведение человека [7, С.61]. В отличие от Фрейда, Макдугалл применял этот термин широко по отношению ко всем мотивационным конструкциям, и полученное в результате быстрое увеличение числа инстинктов (сначала 11, потом 14 и, наконец, 18) подорвало научный базис теории.

Объясняя актуальность изучения инстинкта, этологи, прежде всего, подчеркивали специфически видовые и биологические аспекты его изучения. Это становится ясным из определения Лоренца: « Поведение, которое в значительной степени определяется нервными механизмами, включенными в филогенез вида». Обратим внимание, что эта модель употребления специально включает поведение, в противоположность психоанализу, сосредоточивавшему внимание на мотивации [10, С. 10].

Принимая во внимания все плюсы и минусы рассмотренных взглядов ученых, касающихся проблемы инстинкта можно определить актуальность его изучения сегодня. Прежде всего, следует отметить, что эта актуальность на сегодняшний день является неоспоримой, так как научным путем доказано, что инстинкт входит в структуру личности и является наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. А это значит, что инстинкт представляет собой наследственную склонность к определенному поведению, или образу действий. В экстремальных ситуациях разум просто не успевает проанализировать ситуацию, и поступаем мы так, как диктует нам инстинкт. Без этого человеческий род не смог бы выжить. Хотя человек способен подавлять, контролировать, искажать свои инстинкты, они, будучи подавленными, могут подмять под себя человека и даже уничтожит его. Недостаточная изученность инстинктов объясняет актуальность их изучения и сегодня. Отмечая, что человек это разумное существо, мы не должны забывать, что разум – это только скромный корректор и распределитель инстинктивных программ. И, наконец, актуальность изучения инстинкта, объясняется тем, что, именноблагодаря инстинкту и наследственной подструктуры личности, куда он входит - ее психическая и духовная подструктуры могут успешно развиваться и сформировать целостную личность человека.

Объектом исследования является личность.

Предметом исследования является инстинкт и его роль в жизни личности.

Цель – исследовать инстинкт как неотъемлемый признак личности и его роль в жизни человека.

Для достижения цели необходимо выполнить такие задачи:

1) Определить основные понятия: «личность» и «инстинкт».

2) Рассмотреть основные подходы к изучению инстинкта и его роли в жизни человека.

3) Определить место инстинкта в структуре личности.

4) Рассмотреть инстинкт как условие и продукт филогенетического развития личности.

Гипотеза исследования: инстинкт как совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; как сложный безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный, половой и др.) является основанием для формирования целостной, многосторонней, многофункциональной личности человека и, следовательно, является ее неотъемлемым признаком.

Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух разделов, вывода и списка использованных источников.


1. Методологический аспект изучения инстинкта и его роли в жизни человека

1.1 Содержание понятий «личность» и «инстинкт»

Несмотря на то, что понятие «личность» в науке изучается уже давно (впервые термин «личность» - личина – маска – персона, появляется в период расцвета античной культуры и философии), на сегодняшний день существует множество определений термина «личность». Английский психолог Олпорт, занимающийся проблемой личности насчитал около 70ти определений личности. Чем же обусловлено это многообразие? Это обусловлено в первую очередь тем, что личность является предметом междисциплинарных исследований. Личность изучают такие социально – гуманитарные науки: философия, психология, социология, менеджмент, соционика, ряд медицинских наук, педагогика, патопсихология и много пограничных наук, находящихся на стыке: социальная психология и др. А во-вторых, сложность определяется тем, что термин «личность» историческая [20, с.10].

Философия изучает личность, как часть природы. Можно сказать, что философия личность человека как таковую не рассматривает, поскольку эта наука рассматривает общие вопросы бытия и ее будет интересовать человек, а не ее личность [12, C.153].

В социологии принято рассматривать личность через призму социальных отношений, статус норолевых характеристик. Поэтому в социологии личность отождествляется с социальным индивидуумом [12, C.415].

Психология пытается целостно приставить природу личности, ее специфику, структуру, при этом особый акцент делает на внутреннем мире человека [12, C.244].

Таким образом, каждая из наук изучающая проблемы личности пытается осветить тот аспект данного явления, который является предметом ее познания, оттуда такое многообразие понятия «личность». Нужно отметить, что личность человека сложна и многогранна.

На сегодняшний день социальные науки, пытаясь показать многогранность этого явления, разработали интегративную концепцию личности. Так, например, Келасьев в своей монографии «Интегративная концепция человека» дает такое определение личности: «Личность – это динамическая, относительно устойчивая, целостная система телесных, интеллектуальных, социально- культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности». Личность – это диалектическое единство общего, особенного и индивидуального. Личность человека формируется и проявляется только в обществе [13, с. 144-145].

Личность каждого человека представляет целостную совокупность всех его индивидуальных свойств, которая является сложным и зачастую весьма противоречивым сочетанием различных черт и обладает следующими важнейшими особенностями.

1. Личность есть всегда единое целое во всех проявлениях ее различных черт. При этом каждая черта личности неразрывно связана с другими и поэтому приобретает совершенно разное, порой прямо противоположное значение, в зависимости от сложившейся у этой личности сочетания тех или иных черт [16, C.22].

2. Хотя черты личности в процессе жизнедеятельности как-то меняются, трансформируются, но в совокупности они всегда образуют целостную структуру, обладающую относительным постоянством, по крайней мере, на достаточно большом отрезке жизни человека. Только поэтому можно говорить об устойчивости личности. Именно эта устойчивость позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах.