Смекни!
smekni.com

Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта (стр. 1 из 5)

Предлагаемый обзор концепции детского развития английского психотерапевта Д. Винникотта посвящен анализу значения первого года жизни для последующего развития ребенка. Анализируются условия закладывания склонности к депрессиям, психозам, страхам, антисоциальным тенденциям. С другой стороны, разбираются предпосылки нормального развития и формирования активной творческой личности.

Английский психотерапевт Дональд Вудс Винникотт (1896-1971) считается наряду с Анной Фрейд и Мелани Кляйн самым значительным детским психоаналитиком нашего времени. Основное направление работ Винникотта - изучение наиболее раннего эмоционального развития ребенка. Им разработана концепция происхождения психозов, антисоциальных тенденций, правильной (подлинной) и неправильной (фальшивой) структуры “Я-САМ” (Self), стадии тревоги и волнения, а также концепция “переходного объекта” (“посредника” между реально существующей матерью и тем образом, который сложился у ребенка о матери).

Винникотт полагал, что эмоциональное развитие ребенка начинается задолго до рождения. По его мнению, даже травматическое переживание рождения может быть предотвращено или смягчено путем эмоциональной подготовки во внутриутробном состоянии. Таким образом, для младенца становится возможным пережить рождение как результат своих собственных усилий.


Месяцы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 24 36
орально-инкорпоративная фаза(присоединение)
Ф орально-садистическая фаза
Р
ЕЙ анально-садистическая фаза
Д
анально-ретентивная фаза(удержание)
фаллическая фаза
В
ИНН интеграцияэкстремальная зависимость
ИК п е р с о н а л и з а ц и яотносительная зависимость вплоть до независимости
ОТ объектные отношения
Т
Месяцы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 24 36

Таблица 1:Фазы раннего развития ребенка по Зигмунду Фрейду и Дональду В. Винникотту[1]

В период после рождения, согласно Винникотту, из-за зависимости младенца от окружающего мира, в особенности и, прежде всего, от матери, невозможно изучать новорожденного изолированно от матери. Винникот вводит в этой связи очень важное понятие - “достаточно хорошая (good enough) мать”. “Достаточно хорошая мать” находится в первые недели после рождения ребенка в весьма специфическом состоянии, которое Винникотт называл первичным чувством материнства (Primary Maternal Preoccupation). Оно медленно развивается во время беременности и продолжается еще несколько недель после рождения. Это состояние повышенной чувствительности, почти болезненного характера, что можно сравнить с шизоидным состоянием[2]. Благодаря первичному чувству материнства мать может создать для ребенка условия, в которых могут раскрыться его собственные тенденции развития и его первые побуждения индивидуальной эмоциональной жизни.

Важно отметить, что “достаточно хорошая мать” должна не только удовлетворять потребности ребенка, давать ему любовь и заботу, но и предоставлять младенцу возможность необходимых фрустраций как предпосылок нормального последующего развития. Только сталкиваясь с фрустрациями, младенец ощущает реальность окружающего мира. В то же время, фрустрации не должны быть слишком сильные, чтобы не вызвать защитый аутистический уход от реальности в мир иллюзорных переживаний.

Мать создает не только физическое тело ребенка, вынашивая его в себе, но и делает возможным становление структуры “Я-САМ” (Self) своего младенца. Происходит процесс персонализации. Это становится возможным благодаря материнской заботе - функции держания (holding), как ее называл Винникотт. Процесс персонализации Винникотт описывает как развитие от абсолютной (экстремальной) зависимости (от 0 до 6 месяцев) к относительной зависимости (от 6 до 13 месяцев) и далее постепенное приближение к большей независимости (см. табл. 1).

Вначале ребенок полностью зависит от матери и ее ухода за ним. Но уже и в этот период Винникотт отмечает такую парадоксальную ситуацию, когда ребенок ощущает себя одновременно и зависимым, и независимым. Первое движение в сторону независимости связано с появлением у ребенка омнипотентных желаний (желаний всесилия, всемогущества).

Важное понятие психоанализа “Я-САМ” (Self), следует отличать от другого не менее важного понятия “Я” (Ego). Винникотт определяет Я как психическую инстанцию, существующую наравне с зависимостью от матери и ее способности отвечать потребностям ребенка уже с самого начала жизни. Вначале мать создает благодаря своему почти полному соответствию потребностям ребенка возможность переживать иллюзию, что мать и ее грудь - это часть ребенка. Мать как бы находится под магическим контролем ребенка. Если достаточно хорошая мать в состоянии соответствовать потребностям ребенка, то она берет на себя поддерживающую функцию Я. Тем самым она дает затем младенцу возможность, во‑первых, вытеснять страхи, а, во‑вторых, пережить свою омнипотенцию, которая проявляется в магическом контроле, управлении, регулировании ребенка. Винникотт считает, что этот механизм включает в себя также и творческий, креативный аспект управления и регулирования.

Если этот опыт положительно закрепляется, то младенец может завязать отношения с так называемыми субъективными объектами. В результате столкновения с принципом реальности от промежуточной стадии отношений с субъективными объектами происходит переход к первому установлению отношений с объективно воспринимаемыми объектами. Парадокс происходящего заключается в том, что младенец не находит для себя объект, на который направлены его переживания, а создает его. С другой стороны, такой объект должен быть сначала найден. Иными словами, объект уже должен быть в распоряжении у ребенка, чтобы он мог его создать и заполнить энергией либидо (катексировать). Хороший объект ничего не даст младенцу, если он сам его не создал[3].

В начале объект полностью определяется для младенца переживанием омнипотенции. Лишь омнипотентный контроль делает возможным постепенное приближение к реальности, ведя к объективно воспринимаемому объекту. Однако, если омнипотенция не будет сопровождаться необходимым уровнем фрустраций, то внешний мир будет восприниматься как галлюцинация. Именно фрустрация позволяет пережить реальное существование окружающего мира и тем самым объекта.

Винникотт проводит еще более четкое различие между субъективным и объективным объектом, рассматривая отдельно отношение к объекту (object-relating) и использование объекта (object-usage).

При помощи отношения к объекту младенцу впервые удается наполнить объект значением. Однако это значение остается исключительно изолированным переживанием субъекта. Объект на этой стадии - это преимущественно пучок проекций младенца. Ребенок еще не воспринимает его как существующую независимо от него реальность. Материнская грудь еще не переживается младенцем как отдельно от него существующий феномен. Ребенок как бы сосет самого себя, грудь принадлежит к области его омнипотентного контроля. Но, тем не менее благодаря отношению к объекту происходит расширение области эмоциональных переживаний младенца, а также формируются механизмы проекции и идентификации, которые как бы переносят часть структуры “Я-САМ” ребенка в объект, увеличивая тем самым область Я.

Использование объекта предполагает, с одной стороны, существование отношения к объекту, но, с другой стороны, дополняет егоновыми аспектами, связанными с выделением существенных свойств объекта и со способностью объекта сохраняться для младенца. Объект на стадии использования объекта обладает уже независимым существованием. В этом заключается существенное отличие между отношением и использованием. Теперь ребенок пьет молоко уже из так называемого “источника‑не‑Я”, от которого он полностью зависит.

На объект, т. е. на мать и материнскую грудь, направляются также и деструктивные, разрушительные действия младенца. Только когда объект “переживет”, “выстоит” разрушение субъектом, субъект может использовать объект. Благодаря тому, что объект “выстоял”, субъект может начать жить в мире объекта. Происходит формирование необходимого для нормального развития первичного чувства вины, что создает предпосылки для последующего развития эдипальных отношений (принятие другого человека, гарантия от ухода в анаклитическую депрессию[4]). Развитие этого психического процесса тесно связано с поведением и позицией матери. Она - самый первый и самый главный человек, который как бы ведет ребенка сквозь первое столкновение с деструкцией. Именно на нее направлены нападки младенца. Она же является и первым объектом разрушения. Мать очень легко может сорваться и не сдержать свою закономерную раздражительность, вплоть до ненависти, когда ее младенец кусает или ранит ее. Поэтому все здесь зависит от того, обладает ли мать способностью “устоять”, “пережить” нападки ребенка. Винникотт говорит в этой связи, что мать “не должна мстить ребенку”. Младенец переживает таким образом способность объекта постоянно вновь и вновь выносить разрушение. Это позволяет впервые пережить реальность “устоявшего” объекта, усиливает эмоциональную связь и отношение к объекту, ведет к формированию постоянства и неизменности (константности) объекта. Важно отметить, что только после этого объект может быть использован.

Винникотт полагал, что переход от отношения к объекту к использованию объекта является сложнейшим процессом в развитии человека. Суть его заключается в том, что субъект начинает относиться к объекту как к внешнему феномену, а не как к собственной проекции. Младенец может теперь разместить объект вне сферы действия своей омнипотенции. Таким образом, он признает объект некой отдельной от него сущностью, обладающей собственными правами. Винникотт считал, что в этой фазе коренятся наиболее тяжелые из возможных последующих нарушений развития.