Смекни!
smekni.com

Основы психоанализа Фрейда (стр. 1 из 4)

ПГАТИ

Поволжская государственная академия телекоммуникации информатики

Кафедра философии

Реферат на тему:

Основы психоанализа Фрейда


Введение

Зигмунд Фрейд (6.05.1856)- австралийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа. Окончил медицинский факультет Венского университета. В 1876-1882т годах работал в Венском физиологическом институте им. Э. Брюкке. В 1885- 1886 годах работал в клинике Сальпетриер у Ж. Шарко. Был удостоен степени доктора медицины. В 1908 вместе с Э. Блейлером и К. Г. Юнгом основал “ Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований”, а в 1910 – международную психоаналитическую ассоциацию, за что был удостоен литературной премии им. Гёте.

Ранние труды Фрейда посвящены локализации мозговых функций и другим проблемам физиологии и анатомии головного мозга, афазиям и детскому параличу. В 1884 году одним из первых обнаружил болеутоляющее действие кокаина, что стимулировало развитие учения о местном обезболивании. С начала 90-х годов занимался проблемами неврозов (особенно истерии) как заболеваний, при которых не обнаруживают органического субстрата, а также психотерапевтическими методами лечения и их психологическими основами. Он изучал психические механизмы истерии и предложил катартический метод – отреагирование, основанное на выявлении в состоянии гипноза бессознательных переживаний травмирующего характера. Фрейд разрабатывал метод лечения неврозов (психоанализ), основанный нам технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в бессознательное. Одним из первых начал изучение психологических аспектов развития сексуальности, выделял в этом ряд качественно различных стадий, каждая из которых, по Фрейду, может служить источником бессознательных конфликтов, выражающихся в неврозах и перверсиях.

Неправомерно расширяя сферу применения психоанализа, Фрейд попытался распространить его принципы на различные области человеческой культуры- мифологию, фольклор, художественное творчество, вплоть до истолкования религии как особой формы коллективного невроза. Влияние идей Фрейда сказалось на самых различных направлениях буржуазной философии и социологии.

Появилось такое течение как Фрейдизм- общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом.

Фрейдизм с самого начала своего существования не представлял собой чего-то единого, двойственное отношение самого Фрейда к бессознательному, в котором он видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его учения.

В конце 30-х годов появился неофрейдизм, который стремился превратить фрейдизм в чисто социологическую и культурную доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения Фрейда.


Основные принципы психоанализа

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, “кипящий” пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом , он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Психологический аппарат

Психоанализ дает фундаментальное предположение, обсуждение которого относится к сфере философии, но правомерность которого подтверждается его результатами. Можно говорить о двух аспектах в отношении того, что мы называем психикой (или психической жизнью) : во-первых, это ответственный за нее орган тела и место действия- мозг (или нервная система) и с другой стороны- работа сознания, являющаяся непосредственным результатом, которую невозможно объяснить вербально. Все, что лежит в промежутке, для нас неведомо, и не содержит какой либо прямой связи между этими двумя крайними точками наших знаний. Если бы она существовала, то в лучшем случае дала бы нам представление о точной локализации процессов, происходящих в сознании, но не помогла бы их понять.

В этих конечных или начальных точках нашего знания возникает гипотеза. Мы предполагаем, что психическая жизнь является функцией аппарата, которому мы приписываем характеристики расположенного в пространстве и состоящего из нескольких частей- то есть мы представляем себе что-то, похожее на телескоп, микроскоп или нечто подобное. Несмотря на попытки, ранее сделанные в этом направлении, последовательная разработка подобной концепции является новой в науке.

Мы достигли знания этого психического аппарата ,изучая индивидуальное развитие людей .Древнейшую из этих психических сфер или областей мы называем ОНО. Она включает в себя все ,что наследуется ,что уже присутствует при рождении ,что заложено в конституции- а следовательно ,прежде всего инстинкты ,которые берут начало соматической структуре и находят свое первое психическое проявление здесь ,(в Оно) в неизвестных нам формах.

Под влиянием реального окружающего нас внешнего мира одна часть Оно перетерпела особое развитие . Из того ,что первоначально было кортикальным слоем ,снабженным органами для восприятия раздражителей и приспособлениями для защиты от раздражителей , возникла особая структура ,которая впоследствии стала действовать как посредник между Оно и внешним миром .Эту сферу психического мы назвали Я.

Вот основные характеристики Я. Вследствие изначально существующей связи между чувственным восприятием и мышечным действием в распоряжении Я имеется произвольное движение .Его задачей является самосохранение .В отношении внешних событий оно выполняет эту задачу осознавая раздражители ,накапливая связанный с ними опыт (в памяти), уклоняясь от слишком сильных раздражителей ( избегая их),реагируя на умеренные раздражители(адаптируясь к ним) и, наконец, обучаясь осуществлять необходимые перемены в окружающем мире в своих интересах(посредством деятельности).Что же касается внутренних событий ,по отношению к Оно ,то оно выполняет свою задачу ,обретая контроль над требованиями инстинктов .определяя ,подлежат ли они удовлетворению ,откладывая это удовлетворение до наступления благоприятного времени и внешних обстоятельств или полностью подавляя их .В свой деятельности Я руководствуется рассмотрению напряженностей ,вызываемых раздражителями, присутствуют ли эти напряженности в нем, или же привносятся в него. Увеличение таких напряженностей обычно ощущается как неудовольствие, а их снижение- как удовольствие. Однако вполне вероятно, что воспринимаемое как удовольствие и неудовольствие, является не абсолютной величиной этих напряженностей, а относится к ритму их изменения. Я стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия. Ожидаемое и прогнозируемое увеличение неудовольствия сопровождается сигналом тревоги ; причина такого увеличения, независимо от того, угрожает оно изнутри или снаружи, называется опасностью. Время от времени Я прерывает свою связь с внешним миром и уходит в состояние сна., в котором производит далеко идущие изменения в своей организации. Следует сделать вывод, что во сне происходит определенное распределение энергии.

Долгий период детства, во время которого взрослеющий человек зависит от родителей, оставляет за собой в Я как остаток особую формацию, в которой пролонгируется родительское влияние. Она получила название Сверх-Я. Когда Сверх-Я дифференцируется от Я или начинает противостоять ему, оно составляет третью силу, которое Я должно принимать во внимание. Действие Я оказывается адекватным, если оно одновременно удовлетворяет требованиям Оно, Сверх-Я и реальности- то есть, если оно в состоянии согласовать их потребности друг с другом. Детали связи между Я и Сверх-Я становятся абсолютно понятными, если проследить их в обратном порядке до позиции ребенка по отношению к его родителям. Это родительское влияние включает в себя не только индивидуальности фактических родителей, но и передаваемые через них семейные, расовые и национальные традиции, а также требования непосредственного социального слоя, который они представляют. Таким же образом в ходе развития индивида Сверх-Я получает вклады и от более поздних преемников и заместителей родителей, таких как учителя и образы из общественной жизни, представляющие привлекательные социальные идеалы. Надо отметить, что, несмотря на все свои фундаментальные различия, Оно, Сверх-Я имеют одну общую черту: они оба представляют влияния прошлого: Оно- влияние наследственности; Сверх-Я влияние того, что взято от других людей,- тогда как Я главным образом определяется собственным опытом индивидуума, то есть случайными, текущими событиями.

Теория инстинктов

Сила Оно выражает истинное значение жизни индивидуального организма, которое состоит в удовлетворении его природных потребностей. Никаких соображений относительно сохранения своей жизни или защиты от опасности посредством беспокойства Оно приписать нельзя. Это задача Я, в обязанности которого входит также поиск самого благоприятного и самого безопасного способа получения удовлетворения, принимая во внимание внешний мир. Сверх-Я может выдвинуть на передний план новые потребности, но его основной функцией остается ограничение удовлетворений.

Силы, которые как мы предполагаем, существуют за напряженностями, вызванными потребностями Оно, называются инстинктами. Они и являются первичной причиной всей деятельности, их сущность консервативна; достигнутое организмом состояние, каким бы оно не было, порождает тенденцию к восстановлению этого же состояния, как только оно нарушается. Инстинкты могут менять свою цель, а также могут заменять друг друга- когда энергия от одного инстинкта переходит к другому. Принимается существование лишь двух инстинктов, Эроса и инстинкта разрушения. ( В рамки Эроса входит контраст между инстинктами самосохранения и сохранения вида, а также контраст между любовью к Я и любовью к объекту). Целью первого из этих основных инстинктов является создание всех больших соединений и их сохранение – короче говоря, объединение; целью второго. Напротив, является разрыв связей, а значит разрушение. Можно предположить, что конечной целью инстинкта разрушения является приведение всего живого в неорганическое состояние. Поэтому мы также называем его инстинктом смерти.