Смекни!
smekni.com

Особенности иерархии семейных ценностей (стр. 1 из 6)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология»

по теме: «Особенности иерархии семейных ценностей»

Оглавление

Введение. 3

1. Брак и семья в системе ценностей современного человека. 5

2. Трансформация иерархии семейных ценностей в эволюции семейно-брачного института. 21

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 30


Введение

Актуальность исследования проблем, связанных с иерархией семейных ценностей, вытекает из существенного возрастания роли семьи, усилении ее влияния на все стороны жизнедеятельности общества и конкретного человека. Сложная социально-экономическая ситуация в стране, резкие перемены, происшедшие в жизни миллионов россиян за последние годы, крайне обострили проблему семейных взаимоотношений. Брак перестал быть пожизненным и легитимным: разводы, неполные семьи, матери-одиночки из исключений стали нормой. В период ранней взрослости (от 20 лет) мотивация брака очень высока, тем не менее, 36% разводов приходится до 5 лет брачного стажа. Браки, заключаемые супругами в возрасте до 20 лет, расторгаются в 99,9% случаев[1].

На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В то же время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразилась на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.

Указанные и другие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений (нуклеаризация), широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались[2].

В этих условиях особенно тяжело выживать молодым семьям, где на серьезные трудности социально-экономического плана накладываются острые проблемы в супружеских отношениях. Укрепление брака и гармонизация супружеских отношений, особенно в молодой семье, является одним из ведущих направлений в практической психологии. Для того, чтобы эффективно осуществлять помощь супругам, психолог-консультант должен иметь четкое представление об особенностях межличностных, а особенно супружеских отношений в семье.

Таким образом, решение задач стабилизации брака и семьи, запросы практического консультирования остро требуют психологических разработок, комплексного исследования всех аспектов формирования, развития и функционирования брака и семьи, глубокого изучения закономерностей и противоречий развития взаимоотношений молодых супругов, которые почти всегда коренятся в несовпадении иерархии семейных ценностей.

В связи с актуальностью поставленных выше проблем была сформулирована цель настоящей работы: исследовать особенности иерархии семейных ценностей.

Объектом исследования является современная семья. Предметом исследования была выбрана иерархия семейных ценностей.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

· рассмотреть место семьи и брачных отношений в системе ценностей современного человека;

· проследить динамику трансформации иерархии семейных ценностей на примере эволюции семьи в ХХ веке.

1. Брак и семья в системе ценностей современного человека

Семейный образ жизни распространяется и утверждается повсеместно практически у всех народов по мере достижения ими соответствующего уровня развития. Именно при семейном образе жизни человек оказывается способным наиболее оптимально удовлетворять свои устойчивые жизнеопределяющие потребности как физического материального плана, так и душевно-эмоционального, тем самым освобождая максимум времени и жизненной энергии для собственно человеческого – духовного совершенствования и самореализации; того, что К. Юнг называет индивидуализацией, вочеловечиванием, достижением Самости.

Главной формой возникновения семьи является брак – союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке и направленный на создание семьи, на принятие взаимных прав и обязанностей. Брак и семья – это не тождественные понятия. Понятие «семья» значительно шире понятия брак, а брачные отношения не исчерпывают собой все многообразие семейных. «Брак» как особое социальное и психологическое явление находится как бы в пределах более общего явления «семья», захватывая тот его аспект, который связан с взаимоотношениями между брачными партнерами – мужем и женой. Вместе с тем, юридически оформляя эти отношения, брак является тем генетически исходным состоянием, которое определяет развитие более сложных и многообразных семейных отношений. Все это наводит на мысль, что проблема упрочения и стабилизации семейных отношений связана, в первую очередь, с устойчивостью супружеских отношений.

Отношения между супругами регулируются совокупностью норм и санкций института брака. Одни нормы, обязанности и права носят юридический характер и регламентируются законодательством. Другие регулируются моралью, обычаями, традициями.

«Брак возник, – пишет А.Н. Волкова, – на определенном этапе развития общества из экономических нужд и как институт, осуществляющий воспроизводство населения, социальный и сексуальный контроль, как результат все большего подчинения отношений между полами условиям социально-экономического развития»[3]. В начале века К. Юнг высказал мысль, что брак – самая сложная форма человеческих отношений.

Большинство исследователей (А.Н. Волкова, С.И. Голод, Л.В. Карцева, Т.М. Трапезникова и др.) считают, что изменение брачных отношений, охватившее современное общество, выражается в смене механизмов регуляции брачных отношений, функций и мотивации брака при сохранении его формы (моногамии). Смещение брачных регуляторов из сферы юридических и религиозных ограничений в область социально-психологических норм является первым значительным преобразованием современного брака. Брачная мотивация освобождается от экономических, политических, религиозных, престижных соображений, и возрастает роль индивидуалистических чувств при брачном выборе.

Второе изменение – смена взглядов на функции брака. Когда речь идет о функциях брака, имеется в виду социальное назначение этого института. С точки зрения общества, цель брака – обеспечение контроля над воспроизводством населения и сексуальным поведением. С точки зрения индивида, брак является межличностным отношением, удовлетворяющим потребности в чувственном наслаждении, эмоциональной привязанности и индивидуальной любви.

В настоящее время брак следует рассматривать скорее как социально – психологическое отношение, чем как социальный институт. Институциональные формы регуляции брачных процессов утрачивают свое значение и на смену приходят социально – психологические, этические и моральные нормы как механизмы регуляции брака. Э.Г. Эйдемиллер подчеркивает, что нынче «брак и половая близость все в большей мере идентифицируются с неформальным, т.е. по сути дела, не регулируемым извне межличностным отношением, которое по сути своей противостоит норме и регламентации»[4].

Развитие форм брака тесно связано с развитием форм семейной организации, так что определенному типу брачных отношений соответствует особый тип семьи.

Семья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, является ячейкой общества, где зарождается и формируется информационное обеспечение социального поведения индивида. Через семью сменяются поколения, в ней еще задолго до рождения человека формируются генетические предпосылки его способности освоения и развития культурного наследия, как семьи, так и человечества в целом. В семье в течение детства родителями и старшим поколением в целом у человека вырабатываются генетически не передаваемые условные рефлексы, отражающие опыт старших поколений, формируется индивидуальная психика и ее динамика. Здесь на основе развивающейся организации психики начинает реализовываться генетически обусловленный потенциал освоения и развития индивидом культурного наследия предыдущих поколений, происходит становление его нравственности. В семье человек осваивает свои первые социальные роли и получает начальные представления о жизнеустройстве общества, которые являются основой формирования его индивидуальной логики социального поведения – нравственно-этического обоснования целей деятельности и избрания средств их достижения[5].

Современный этап развития семьи можно назвать кризисным. Смена регуляторов, типа, функций, размеров семьи проявляется в явлениях неустойчивости и дезорганизации семьи. Это находит свое выражение в росте разводов, дезертирств из семьи; падении рождаемости; росте числа неполных и неблагополучных семей; изоляции семьи от общества; росте незаконнорожденности, детской преступности; алкоголизма и наркомании; возрастании числа неврозов семейной и бытовой этиологии; падении престижа семейных ценностей и увеличении числа одиноких. На всей территории России эта ситуация обозначена особенно остро: кризис семьи является доминирующим, всепоглощающим и пока трудно преодолимым.

Существенное снижение брачности по России в целом произошло в 1990–1992 годах: в 1990 г. было зарегистрировано 1320 тыс. браков, в 1991 г. – 1248 тыс., в 1992 г. – 1054 тыс. В 1993–95 годах произошла некоторая стабилизация, но в дальнейшем вновь наметилась тенденция к ухудшению ситуации. Одновременно с сокращением брачности растет число разводов: в 1990 г. – 560 тыс., 1994 г. – более 680 тыс[6].