Смекни!
smekni.com

Отличительные признаки воровства и клептомании (стр. 1 из 2)

Содержание

Введение

Отличительные проявления воровства и клептомании

Заключение

Список использованных источников


Введение

Клептомания – болезнь-миф. Ее название знают все: от юристов до маленьких детей. Но в чем суть этой болезни, мало кому известно. «Возьми это, возьми» - толкает неведомая сила. Пальцы слепо подчиняются приказу и... открывают чужой кошелек. К числу пороков, свойственных человечеству, относится и этот. На первый взгляд, не столь уж страшный, но все же создающий обществу некоторый дискомфорт.

На Западе их фамилии занесены в специальную базу данных полиции, к «воришкам поневоле» там относятся с пониманием. Понятно, что существует грань между «осознанным» воровством и клептоманией. В одном случае это - профессия, в другом - болезнь.

Клепто (греч. κλέπτειν - красть, ну а слово «мания» в переводах не нуждается). То есть болезненное, непреодолимое влечение к чужой собственности.

Но попробуйте объяснить это человеку, у которого клептоман «взял» зонтик, перчатки или деньги. Реакция, скорее всего, будет такой: «Как же, больной! Если он псих, что ж он, наоборот, свое добро не раздает?» Обывателю просто невозможно поверить, что внешне нормальный человек не способен контролировать свои поступки, управлять своими действиями.

Таким образом актуальность темы сомнений не вызывает.

Цель работы: рассмотреть отличительные признаки воровства и клептомании.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 12 страниц.


Отличительные проявления воровства и клептомании

Клептомания - означает страсть к воровству, но не в смысле преступности привычного, профессионального вора, а в смысле болезненного влечения. В отличие от детского немотивированного воровства и обычного воровства, клептомания как форма поведенческой зависимости - болезненное состояние. О ней упоминается даже в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. По статистике 5% всех воров страдают этим заболеванием.

В последние годы, всех воров стали именовать клептоманами, что вызывает искреннее недоумение профессиональных психиатров, ведь клептомания - это редчайшее расстройство психики, поэтому наивно было бы думать, что каждый вор страдает этим недугом. Даже видавшим виды врачам бывает чрезвычайно трудно отличить клептоманию от просто воровства. Как рассказывал руководитель отдела судебно-психиатрических экспертиз ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, профессор Борис Шостакович, в практике клептомания вычленялась лишь несколько раз за несколько десятилетий.

Однако клептомания встречается настолько редко, что, когда научные сотрудники пишут диссертации, примеры приходится набирать поштучно, активно прибегая к помощи художественной литературы: «Колесам» Артура Хейли, «Дамскому счастью» Эмиля Золя. При острой нехватке вспоминают исторический факт - французского короля Генриха IV, обожавшего умыкнуть в гостях какую-нибудь безделицу. Генрих IV был самым известным клептоманом в мире, который вскоре после кражи, возвращал ворованные вещи, откровенно смеясь над одураченными приближенными.

Термин «клептомания» возник в начале прошлого столетия, когда французская психиатрическая школа развивала учение о так называемых мономаниях, то есть когда допускали, что душевная болезнь может заключаться в болезненных наклонностях, например, к убийству, самоубийству, поджогам и т.п., без всяких других явлений помешательства. С этой точки зрения клептомания рассматривалась как мономания, характеризуемая наклонностью воровать.

Учение о мономаниях давно оставлено всеми психиатрами, но вопрос о клептомании до сих пор сохранил интерес. Нередко случается, что субъект, во всех отношениях пользующийся репутацией порядочности, притом обладающий достаточными средствами и хорошим положением в обществе, попадается в воровстве таких малоценных вещей, что сразу кажется невероятным предположить здесь корыстное, преступное намерение; но в то же время эти кражи обставлены так, что нельзя не признать в них явного стремления присвоить себе потихоньку, безнаказанно чужое имущество. Как бы ни были загадочны такие случаи, они никоим образом не могут быть объясняемы согласно старому понятию о клептомании.

Воровство у клептоманов, не способ решать свои психологические проблемы и не способ обогащения за счет других. Для клептомана важен сам акт воровства, который является агентом эмоциональной зависимости и способом снять дискомфорт и внутреннее напряжение. Для клептомана важно само воровство, которое сопровождает особый психоэмоциональный комплекс. Украденные вещи им не нужны. Они их просто складывают. Истинные болезненные причины спрятаны глубоко в подсознании, обычно формируются еще в раннем детстве.

Проявляется эта болезнь у всех по-разному.

Так клептоман, может по пять-шесть лет ничего не красть, но в его жизни происходит какой-то стресс, и он идет на это для снятия психической нагрузки. Так одна девушка, поругавшись со своим молодым человеком, зашла на почту, что бы отправить письмо. Она заметила женщину сидевшую неподалеку, которая заполняла бланк заказного письма. Неожиданно женщину окликнула знакомая. И тут девушка не удержалась. Она спокойно подошла к столику, схватила конверт и сунула его под кофту, после чего выбежала из почты. Ей не нужно было это письмо, но риск быть пойманной, от которого она испытывала почти что экстаз, взял верх, а стресс после разлуки с любимым был снят. Случается, что у больного наступает длительный период воровства, это больше похоже на сезонное проявление шизофрении, а бывает, что человек подвержен хронической клептомании, которой страдает на протяжении всей своей жизни.

Клептоманическая кража обычно не преследует материальной выгоды: украденный предмет клептоману абсолютно не нужен. Клептоман похож на азартного игрока. Испытывая патологическую страсть, он получает огромное удовольствие от риска, от мысли, что его не поймали. При этом у больного возникает слабая попытка сопротивляться мании. И хотя он не владеет своими эмоциями, он отчетливо помнит момент кражи. Когда клептоман долго не ворует, у него появляется чувство дискомфорта, и порыв стянуть – непреодолимый. И хотя он не владеет своими эмоциями, он отчетливо помнит момент кражи. При завершении акта воровства клептоман испытывает удовольствие, которое можно сравнить с удовольствием наркомана, получившего дозу наркотика, поскольку в процессе воровства у такого человека выделяется в кровь адреналин, он может испытывать истому, чувство полного наслаждения.

Страдающие клептоманией обычно описывают свое внутреннее состояние так: невероятное напряжение, выжигающее изнутри желание, которое можно удовлетворить, только положив в карман «вон ту штучку с верхней полки в супермаркете». В то же время он боится наказания, и его донимают муки совести, тревога. Но и в следующий раз он сделает то же самое. Кроме того, клептоман всегда «работает» один.

Потом уже, в состоянии фрустрации он может сгорать со стыда или мучиться от чувства вины, но в те доли секунды, пока длится момент кражи, человек, подверженный клептомании на вершине блаженства, на пике острых ощущений. К этому удовлетворению иногда примешивается чувство несказанного удивления: «Ну и зачем мне эта фигня?! Для чего она вообще нужна, и что мне теперь с ней делать?!»

Иногда клептоманы хранят украденные предметы, бывает - тайно возвращают, подбрасывают на прежнее место, но почти никогда не используют.

Причины клептомании могут быть самыми разнообразными. Существует связь между заболеванием и задержкой умственного развития, а также органическими мозговыми нарушениями, однако роль психосоциальных факторов также весьма велика. Чаще всего, к развитию клептомании приводят дефекты родительского воспитания.

Ученые несколько раз пытались провести исследования по вопросу клептомании, но пока убедительной, полноценной клинической картины составить не удалось. Для диагностики клептомании существует несколько критериев:

а) повторяющаяся время от времени неудачная попытка сопротивляться порыву украсть что-либо, в чем не нуждаешься лично или что не представляет денежной ценности;

б) усиливающееся непосредственно перед кражей напряжение или состояние предвкушения радости;

в) чувство удовлетворения и облегчения во время и сразу после кражи;

г) кража не совершается из чувства мести, гнева или в состоянии раздражения;

д) крадущий не является больным шизофренией;

е) клептоманическая кража происходит без ассистента: здесь невозможен факт совместного сотрудничества.

Патологическое воровство надо отличать от:

- повторяющегося воровства в магазинах без всякого психического расстройства, когда эти поступки более тщательно спланированы и имеется отчетливая мотивация, связанная с личной выгодой.

- органического психического расстройства, когда больной периодически не платит за товары из-за плохой памяти и интеллектуального снижения.

- депрессивного расстройства с воровством, некоторые депрессивные больные совершают кражи и могут совершать их неоднократно пока сохраняется депрессивное расстройство. А даже самые страстные клептоманы не «ходят на дело» каждый день: слишком велика нагрузка на психику. Скорее всего, они находят какие-то пути компенсации.

Обычные воры, сознательно выбравшие себе эту профессию, комфортно чувствуют себя внутри этой профессии среди криминального мира и даже гордятся тем, что они именно воры. Они испытывают тревогу только в момент кражи или после неё, когда овладевают мысли, что их могут поймать или поймают.

Клептоманы, после кратковременной эйфории испытывают состояние фрустрации, угрызения совести, которые можно буквально назвать: «адовы муки», поскольку на самом деле являются честными людьми, далекими от уголовного мира. Но и не воровать они тоже не могут. Клептоманов, как правило, отличает низкая самооценка, чувство одиночества и подсознательное желание возмездия за то, что они такие плохие.