регистрация / вход

Психоанализ Зигмунда Фрейда

З. Фрейд и появление психоанализа. Основные идеи психоанализа. Деление психики человека на сознательное и бессознательное. Основные понятия психоанализа. Методы расшифровки бессознательного. Проблемы и философия психоанализа.

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова

(технический университет)

Кафедра истории и политологии

Реферат по теме “ Психоанализ З. Фрейда ”

Выполнил: студент гр. МГП-97

Павлов Ю.А. _______________

Проверил: доц. Зобнина Л.Я.

__________________________

Санкт-Петербург

2000 г.

Оглавление

З. Фрейд и появление психоанализа............................................................................................... 2

Основные идеи психоанализа......................................................................................................... 2

Деление психики человека на сознательное и бессознательное.............................................. 2

Основные понятия психоанализа................................................................................................ 4

Методы расшифровки бессознательного........................................................................................ 8

Проблемы психоанализа................................................................................................................ 10

Философия психоанализа............................................................................................................... 11

Заключение...................................................................................................................................... 15

Список литературы......................................................................................................................... 15

Оглавление...................................................................................................................................... 16

З. Фрейд и появление психоанализа

Среди психологовXX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главныйтруд "Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологиивосходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один изних не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение.Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XXстолетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности,ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувствомдолга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека осамом себе и окружающих.

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание.Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный "пласт" неосознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний.Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемыепереживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становитьсяпричиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поискисредств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит ихсознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Такродился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.Фрейдовская теория во многих странах прочно вошла в учебники попсихологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другиенауки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию,философию, а также на искусство и литературу”, а фрейдовская методологияпознания общественных явлений, требующая раскрытия лежащих в их основебессознательных механизмов, подавленных желаний, широко использоваласьпоследователями Фрейда и выросла в своеобразную философию. Таким образом,сейчас психоанализ не только метод психотерапии, но и философское течение.Анализ философских истоков идей Фрейда рассматривается ниже, а сейчасрассмотрим психологическую основу учения.

Основные идеи психоанализа

Деление психики человека на сознательное и бессознательное

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам. Быть сознательным — прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный момент известно; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если сказать, что оно было бессознательным, то это также будет правильное описание. Это бессознательное, в таком случае, совпадает со скрыто или потенциально сознательным. Из этого исходит психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует неизвестная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда можно было бы увидеть, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания. Состояние, в котором они (представления) находились до сознания, называется вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению поддерживавшая его, ощущается во время психоаналитической работы как сопротивление. Обращаясь к осмыслению психической реальности, Фрейд пытается переосмыслить представления о тождестве человеческой психики с сознанием. Он принимает гипотезу о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная и осмысленная, но тем не менее, реально значимая и заметно отличающаяся от сферы сознания. Причем, если в философических системах прошлого признание самостоятельного статуса бессознательно ограничивалось в лучшем случае попытками рассмотрения взаимоотношений между сознательными и бессознательными процессами, то Фрейд идет дальше. Он не только рассматривает взаимоотношения между двумя сферами человеческой психики, то есть сознанием и бессознательным, но и стремится раскрыть содержательные характеристики самого бессознательного психического, выявить те глубинные процессы, которые протекают по ту сторону сознания. Для Фрейда быть сознательным - значит иметь непосредственное и надежное восприятие. Говоря же о восприятии в сфере бессознательного, он сравнивает восприятие сознанием бессознательных процессов с восприятием органами чувств внешнего мира. Рассматривая вопрос об отношениях между сознанием и бессознательным, Фрейд исходит из того, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание - это отнюдь не обязательный процесс, ибо, по мнению Фрейда, далеко не все психические акты становятся сознательными. По мысли Фрейда психически реальное существует в различных процессах точно так же, как бессознательное психическое может проявляться в разнообразных выражениях. Независимо от того, с чем имеет дело человек, с внешней ли действительностью или с какими-либо мысленными продуктами деятельности, будь то фантазия, грезы или иллюзии, все это может восприниматься им в качестве психической реальности. Более того, для Фрейда фантазия оказывается такой формой человеческого существования, в которой индивид освобождается от каких либо притязаний со стороны внешней реальности не обретает былую свободу, ранее утраченную им в силу необходимости считаться с окружающим его реальным миром.

Основные понятия психоанализа

Что же такое психоанализ с точки зрения психологии? Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов" видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ("анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий). Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию. Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:

1. психоанализ - как метод психотерапии;

2. 2. психоанализ - как метод изучения психологии личности;

3. психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа, в дальнейшем мы будем обращаться к нему как мировоззренческой системе.

В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Это называют структурой личности по модели З. Фрейда. Под Оно (Ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (Эго). Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго посредник между стимулами, идущими как из окружающего мира, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избежание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от Ид). Особое значение придавалось Сверх-Я (Супер-Эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то Супер-Эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (Эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (Ид), но в противовес сверх-Я (Супер-Эго), то оно испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Поскольку Сверх-Я черпает энергию от Ид, постольку Сверх-Я часто действует жестоко. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (Эго) спасается с помощью специальных "защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия - соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество. Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом "свободных ассоциаций". Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы и назван - либидо. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом.

Исследуя свои собственны сновидения Фрейд, пришел к выводу, что "сценарий" сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни. Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности". Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх. В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения. Фрейд находит первоисток всех проявлений человеческой души во влечениях, залегающих в бессознательном, в глубинах психики — отсюда название “глубинная психология”, закрепившееся за психоанализом. Аналитик повсюду ищет и находит следы влечений, той психической энергии, либидо, которая, в общем то, создаёт произведения искусства или религиозные верования. Человек у Фрейда — “человек желающий”, у которого влечения и страсти предшествуют сознательному поведению и мышлению. Он подчинен неумолимым влечениям, сокрытым за множеством конвенциональных масок, но сознательный мир не столько рационален, сколько полон “рационализаций”, то есть подобранных для оправдания своих поступков идеальных мотивов, которые не совпадают с подлинными мотивами поведения. “Разумность” человека весьма ограниченна, за ясными и отчетливыми идеями и образами сознания скрываются темные и спутанные представления сновидений и галлюцинаций, психические отображения инстинктивных влечений и неосознаваемых запретов.

Предметом психоанализа является в первую очередь разного рода психопатологии, в которых этот внутренний мир берет верх над сознательной жизнью. Для обозначения самого глубокого уровня психической жизни Фрейд использовал термин “Trieb”, переводимый либо как “инстинкт”, либо как “влечение”. Хотя Фрейд постоянно подчеркивал связь психической жизни с биологической организацией (поэтому речь идет об инстинктах), эта биохимическая реальность, по его собственному признанию, нам неизвестна, и лишь в каком-то отдаленном будущем наука сумеет полностью объяснить поведение и мышление человека на языке химии и физиологии. Психоанализ имеет дело с психическими заместителями или представителями инстинктов. Мы сталкиваемся с особой психической реальностью: влечения изначально осмыслены, поэтому они могут входить в сознание в состоянии сновидения или невроза, в виде ошибок (по Фрейду, неслучайных), могут воздействовать на сознание. Влечение уже наделено смыслом — это как бы пограничье между биологическим и психическим, тут совершается переход ненаправленной энергии на конкретный объект. Фрейд создал учение, которое было использовано не только для объяснения поведения и мышления невротиков, но и для истолкования эмпирических данных чуть ли не всех социальных и гуманитарных наук. Фрейд подчеркивал наличие конфликтов в психике человека, стал рассматривать душевную жизнь индивида в ее истории и в связи с действием некоторых социальных факторов. Его заслугой является разработка вопросов о динамическом соотношении бессознательных и сознательных мотивов действий людей, о наличии в психике различных уровней. Фрейду удалось показать и некоторые негативные стороны современного ему общества, поскольку те внутрипсихические конфликты, которые он описывал, являлись отражением условий существования людей в мире. Фрейд считал, что биология и психология должны быть теми “точными” науками, которые заложат фундамент для всей совокупности социальных и гуманитарных наук. Он сосредоточил все внимание на том, что по его мнению, присуще природе человека, то есть на некоторых биопсихических характеристиках, которые в отличие от различных привнесений культуры, присущи всем людям. Моделью его философской антропологии был не просто человек с его исключительно психологическими задатками. Человеческая природа была понята им по образу и подобию тех больных невротиков, с которыми он как врач имел дело. Неврозы, по его мнению, не имеют какого-либо им только свойственного содержания, которого мы не могли бы найти у здорового. Невротики заболевают теми же комплексами, с которыми ведем борьбу и мы, здоровые люди. В конечном счете и здоровая, и отклонившаяся от нормы психика истолковываются Фрейдом как результат совершающейся в раннем детстве эволюции либидо (сексуального инстинкта). В зависимости от того, успешно ли был преодолен“ эдипов и электров комплексы” или нет, произошла ли фиксация, задержка на одной из ранних ступеней развития либидо, протекает, в соответствии с его учением, вся взрослая жизнь человека. По определению Фрейда, психоаналитиком является тот, кто признает существование первичных бессознательных процессов в психике, учение о вытеснении и сопротивлении, а так же считает, что фундаментом психоанализа является теория детской сексуальности и “эдипова комплекса”. Фрейд подчеркивал, что бессознательное, во-первых, выступает как проявление инстинктов, во-вторых, что именно энергия инстинктивных влечений определяет динамику психической жизни человека, в-третьих, что структура психики, характер индивида и все социально-культурные явления должны объясняться этой психодинамикой, и, наконец, что события и впечатления раннего детства определяют основные черты психики индивида. Однако, в психоанализе важны и события недавнего прошлого или настоящего, которые подавляются пациентом на бессознательном уровне (как правило, моральном - Супер-Эго). На этих предположениях и основан метод психоанализа.

Методы расшифровки бессознательного

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге ("Психопатология обыденной жизни"). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. В лекциях по введению в психоанализ, прочитанных им для желающих в начале нашего века, З. Фрейд приводит много примеров таких ошибок и их интерпретацию. В другой работе ("Остроумие и его отношение к бессознательному") шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы (и мне кажется, после некоторых наблюдений, что это действительно так).

Другим методом психоанализа является метод дешифровки сновидений. Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и “работу сна” — вообще то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает все механизмы взаимодействий сознательного и бессознательного. Наше “Я” совсем не так просто, как полагали философы. Это лишь одна из инстанций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное в сравнении с другими животными взросление — вот первопричина существования другой инстанции “Сверх-Я”. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов. Поэтому истолкование сновидений представляет собой основу психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному — мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они суть наследия первобытности. Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: “Там где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов. Самым интересным в психоанализе является понятие перенаправления (сублимация) влечения, отклонение влечения от своей цели, когда эротическое стремление становится произведением искусства. Художник, скульптор З. Фрейду напоминают ребенка, беспрепятственно реализующего свои фантазии, но в замещенной форме. Созерцание произведения искусства доставляет нам наслаждение. Как и невротик, художник бежит от реальности, ибо не находит удовлетворения своим постоянным влечениям, но творец обладает даром возвращаться из мира фантазии, воплощая их в произведения искусства. Сам этот дар остается в психоанализе необъяснимым: с неизвестно, почему тот или иной “комплекс” не вызывает невроза, но реализуется именно в таком, конкретном произведении искусства. Единственное, что проясняет психоанализ, это производность прекрасного от эротики. Естественно, что такие идеи не всегда были поняты современниками, что многие яростно спорили с Фрейдом. Поэтому объективная оценка трудов Фрейда создаётся только после знаменитых "социальных революций" 1960-х годов, после которых о тайном и сокровенном стали говорить более открыто. Некоторые считают, что неофрейдизм стал одним из духовных инициаторов раскрепощения.

Проблемы психоанализа

Выяснение истинных причин разных проблем, тайных желаний человека рождает новую проблему - как доказать тому, кто не верит в существование у себя таких влечений и стремлений их наличие. Даже если человек и знает, что у него внутри, но не хочет это по каким-либо причинам признать, то ему не предъявишь неопровержимых доказательств. Один только метод анализа сновидений для противника психоанализа является архаичным. Метод этот, по их мнению, возвращает человечество на уровень колдовства, знахарства, гадания и других парапсихологических чудес. И, совершенно естественно, человек не признаёт результатов. Другой метод - анализа ошибок, также не снимает всех проблем. Действительно, всё можно (и иногда вполне обоснованно) объяснить усталостью, невнимательностью или просто природной рассеянностью. Человек не хочет признаваться в том, что его охарактеризует не с самой хорошей стороны и отказывается от того, что ему говорит психоаналитик. Подобные примеры приводит З. Фрейд и я наблюдал уже четыре таких случая в семье. Часто ссылаются не только на невнимательность, но и начинают критиковать теорию Фрейда за некоторые действительно спорные моменты. Всё это - также, наверное, одна из причин того, что психоанализ и учение о бессознательном стали предметом яростных споров. Даже если психоаналитик обнаружит что-либо опасное в замыслах или прошлом человека, он не сможет доказать это другим. Куда бы он ни обратился, везде его слова либо воспримут с недоверием, либо уже его обвинят в попытках оклеветать кого-то. Действительно, психика и мысль пока что остаются неподконтрольны, что с точки зрения психоанализа иногда плохо, а с точки зрения прав человека хорошо. На этом я закончу вопрос о рассмотрении психоаналитической теории и перейду к рассмотрению философских истоков учения З. Фрейда и того, что оно само дало философии.

Философия психоанализа

Психоанализ — не толь вид психотерапевтической иклинической практики. Одновременно он является философскимучением о человеке, социальной философией.Общая теория послужила фундаментом дляприменения психоанализа в различных областях знания: вэтнографии, религиоведении, социальной психологии и социологии.Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основныефилософские идеи, осуществляется выход за пределы специальныхпроблем психотерапии и медицинской психологии, тогда какпоздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения спациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этогоопыта.Многие исследователи утверждают, чтопсихоаналитическое учение Фрейда основывается на фактах клиническогонаблюдения за истерическими больными и рассмотрении основателемпсихоанализа собственных сновидений. Истоки психоанализа лежат, по ихубеждению, в психиатрических, физиологических концепциях конца XIX века.Что касается философских идей, то они не оказали никакого влияния наФрейда, ибо он не только с предубеждением относился к абстрактнымразмышлениям философов, но и фактически никогда не обращался кфилософским трактатам. Другие исследователи считают, что некоторыефилософские идеи вполне моглиоказать воздействие на становление различных психоаналитических концепций.

Среди философов, размышления которых о человеке дали толчок кформированию учения Фрейда, называются имена Аристотеля, Платона,Шопенгауэра, Ницше и других.Разумеется, выдвижение Фрейдомпсихоаналитических идей сопровождалось переосмыслением распространенныхв конце XIX века методов лечения истерических больных. Однако, было быневерным соотносить истоки возникновения психоаналитического ученияФрейда с его врачебной практикой, с теми идеями и теориями, которые были импочерпнуты из неврологии, физиологии и иных естественнонаучныхдисциплин. Несомненно, этот источник та основа, на которую прежде всегообращают внимание, однако он не определяет и не ограничиваетценности работ. Теоретики психоаналитической ориентации долгое времярассматривалиФрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного и, тем самым,совершившего переворота науке. Не уменьшая роли Фрейда, можно сказать, что длянекоторых учений, возникших в рамках древнеиндийской философии,было характерным признание существование "неразумной души", "неразумнойжизни", протекающей таким образом, что человеку становятся "неподвластнычувства". В философии XVII-ХVIII столетий напередний план осмысления выдвинулисьвопросы, связанные с пониманием природы психики, определением роли иместа сознания в человеческой жизни. Одним из основных был вопрос о том,следует ли рассматривать человеческую психику как наделеннуюисключительно сознанием, можно ли допустить наличие в ней чего-то такого,что не обладает свойствами сознательности, или же часть процессов,происходящих автоматически, бессознательно и спонтанно, следует вынести запределы психической жизни человека. У Р. Декарта этот вопросрешался однозначно: он провозгласилтождество сознательного и психического, считая, что в психике человека нет ине может быть ничего, кроме сознательно протекающих процессов. Однако,в одной из работ он не только осуществляет классификацию страстей, но и пишет о борьбе,происходящей между "низшей" частью души, названной им "чувствующей", и"высшей" ее частью - "разумной", хотя и считает, что части души неимеют принципиальных различий и, поэтому, душа фактически одна. При этоммежду двумя частями души нетникакой борьбы, поскольку разум является предопределяющим.

Против абсолютизации власти разумного начала в человеке выступил Б. Спиноза,выдвинувший положение, согласно которому влечение или желаниеесть сама сущность человека. Эти представления о соотношении разума и страстей,сознания и влечений человека нашли свое отражение в работах ряда философов,высказывавших сомнение по поводу тех или иных положений картезианскойфилософии. Одним из таких философов был К. Юм, который выступилпротив принятых представлений, что любое разумное существо сообразует своипомыслы с разумом. В рассужденияхСпинозы и Юма много сходного с тем, что позднее было выражено впсихоаналитическом учении Фрейда. Это, прежде всего, положение о том, что вжизнедеятельности человека предопределяющую роль играют егобессознательные желания или влечения, нежели сознание, разум. Кроме того,спинозовская трактовка желаний и влечений человека в качестве его самойсокровенной, основополагающей сути целиком и полностью разделяютсяоснователем психоанализа. Важное место в философииXVII-XVIII веков занимал вопрос о взаимосвязях между сознательными ибессознательными восприятиями, идеями и суждениями, который относится кфилософскому пониманию природы человеческого познания. Декарт признавалналичие у человека "неясных" и "темных" восприятий, возникающих в силудвойственного происхождения восприятий как таковых. В свою очередь Спинозаразличал "ясные" и "смутные" идеи.Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силусуществования таких актов сознания, для объяснения которых требуетсяпризнание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данныхсознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, считает он, ненарушается психическая непрерывность и становится понятным существопознавательного процесса с его сознательными актами. Некоторые идеи Фрейдаперекликаются с идеями, выдвинутыми Фихте, например, идеи, утверждающиебессознательное в качестве первоосновычеловеческого бытия, исходного материала, из которого происходит сознаниеили теоретическое положение, согласно которому переход от бессознательногок сознанию сопровождается у человека ограничением свободы, связанным сналожением различного рода запретов во имя сохранения и поддержанияжизни. Для Фрейда бессознательное уходит своими корнями вприродную данность человеческого существа, но не имеет, по сути дела,никакого отношения к конструированию объективной реальности.

Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многихфилософских работах XIX века. Одним из философов, отстаивающихиррационалистическую линию в философской мысли, был Шопенгауэр.Аналогичных взглядов придерживается и Ницше. ФилософияШопенгауэра и Ницше оказала большое влияние наформирование психоанализа. Многие идеи этих философов в значительнойстепени предопределили различные психоаналитические концепции. Конечно,между психоанализом Фрейда и философией Шопенгауэра и Ницше нетабсолютного тождества. Для Фрейда бессознательное - это преждевсего и главным образом нечто психологическое, подлежащее осмыслениюлишь в связи с человеком. Однако, рассуждения Шопенгауэра и Ницше оприоритете бессознательного над сознанием и рассмотрении бессознательного вкачестве важного, определяющего элемента человеческой жизни были близкиФрейду, который поставил всю эту проблему в центр своегопсихоаналитического учения. Следует упомянуть о немецком философе ио психологе Т. Липсе,который заявил, что бессознательные процессы представляют собой особуюсферу психического, требующую изучения.В период, предшествующий зарождению психоанализа, Фрейд неоднократнообращался к работам Липсе и, несмотря на то, что он пытался доказать, чтоиспользованное им понятие бессознательного не совпадает с той еготрактовкой, какая имела место у Липсе, ибо последний акцентировал вниманиена описательном аспекте данной проблематики, в то время как в психоанализеисследуются динамические стороны бессознательного, идеи этого немецкогофилософа оказали заметное влияние на Фрейда.Таким образом, еще до Фрейда многие философы обращались к проблемебессознательного и их идеи, несомненно, оказали влияние на становлениепсихоаналитического учения Фрейда.Если мы рассматриваем психоанализ как систему научных знаний омировоззрении, психологии и философии, тофрейдизм это общее название различных школ и направлений, стремящихсяприменить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений,относящихся к человеку, обществу и культуре.

Среди последователей З. Фрейдаможно назвать А. Адлера и К. Юнга. В конце 30-х годов возник неофрейдизмсоединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнувкритике ряд положений классического психоанализа в толкованиивнутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции(иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущиекаждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести наисследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответитьна вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить ичто должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу,зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным емумиром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такойпричиной становится невозможность для индивида достичь гармонии ссоциальной структурой современного общества, которое формирует у человекачувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именнообщество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признаетсявраждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации еежизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должнопроизойти исцеление всего общества. К числу наиболее известныхпредставителей неофрейдизма относятся К. Хорни, Э. Фром, В. Райх, Г. Маркузе.Идеи неофрейдизма, несмотря на свои психологические концепции, имелиогромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру.Фрейд не рассматривает психические процессы как нечтопроизвольное, ничем не детерминированное.Хотя он не отвергает случайности как таковую, полагая, что бытие человека вмире нередко зависит от случая, при том, что в самом мире действуют довольнострогие и устойчивые закономерности, он и не абсолютизирует рольслучайности в развитии мира. Фрейдпризнает закономерности, действующие в реальном мире и стоящие за каждойслучайностью. Другое дело сфера психической реальности, внутренний мирчеловека. Здесь по убеждению Фрейда, нет места для случайности, связанной сжеланиями отдельного человеческого существа.В психоаналитической философии, следовательно, отстаивается точка зрения,согласно которой человеческая деятельность подчиняется определеннымзакономерностям, а психические процессы имеют свою детерминацию,выявление и понимание сути которой должно стать объектом пристальноговнимания исследователей.

Заключение

На этом можно закончить рассмотрение вопросов психоаналитической теории.Узнав, как появился и развивался психоанализ, как рассматривается З. Фрейдомструктура личности и связи между элементами, как оцениваются фрейдистами инеофрейдистами социокультурные явления. Принимать или не принимать теорию- дело добровольное, как и обращаться или нет к психоаналитику. Важны ифилософские аспекты психоанализа.По словам В. Лейбина, можно с "полным основанием говорить о том, что вближайшем будущем психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культурене только утратит своего влияния на развитие ... философской мысли,но, напротив, сохранит свою значимость в условиях сближения между собойразличных философских школ". Если сейчас, в условиях разъединенённостимира и споров о том, что и кто лучше, теория действительно послужитделу создания общих знаменателей, то только за это можно будет благодаритьЗ. Фрейда и сказать, что он работал не зря.

Список литературы.

1. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л-д: Эго,1991 г.

2. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западнаяфилософия. М.: Политическая литература, 1990 г.

3. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1990 г.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий