Смекни!
smekni.com

Психологическая характеристика физических качеств (стр. 1 из 3)

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра психологии и педагогики

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА

По дисциплине: ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА

На тему: Психологическая характеристика физических качеств

Студент-исполнитель:

Литвиненко О.О.

ПС – 2000, И/зо, А–1, V курс

Экономико –юридический факультет

Преподаватель:

Смаглий Е.И.

г. Донецк, 2005 год


ПЛАН

Введение

1. Психофизиологическая характеристика скорости

2. Психофизиологическая характеристика силы

3. Характеристика выносливости

4. Психофизиологическая характеристика гибкости

5. Психофизиологическая характеристика ловкости

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Движение — необыкновенно сложное образование. Для построения нужного движения в конкретной обстановке необходимо: а) постичь сложнейшую физику пространственной ситуации; б) согласовать ее с телесной биомеханикой; в) включить в ткань живого движения познавательные, эмоциональные и оценочные компоненты; г) построить в уме живое движение так, чтобы добиться ожидаемого, запланированного результата; д) решить двигательную задачу с максимальным эффектом.

Выполняя движения, человек отражает их в своем сознании, "видит" их биодинамическую ткань, запоминает, а затем преобразует ее, в содержание образа. Спортсмен в движениях может и не увидеть этой биодинамической ткани — все зависит от направленности его внимания. Спортсмен может по-разному мыслить при выполнении одного и того же движения — в зависимости от того, каким мышлением он пользуется: действенным, образным или символическим. Каждое из этих видов мышления может иметь различное содержание.

В каждом из нас живет множество образов, которые достаточно четко исполняют свои функции — регулируют движения. Они переживаются нами как чувство мышечных сокращений, восприятие предмета, чувство снаряда и т. п. Утрата специализированного восприятия равносильна деквалификации — тотчас снижается результат, неминуемы поражения даже в поединках с менее сильными соперниками.

В движении участвует сложнейший опорно-двигательный аппарат с 600 относительно самостоятельными двигателями — мышцами, 105 степеней свободы взаимного смещения звеньев тела относительно друг друга и почти неисчерпаемый банк возможных форм траекторий движений. Можно организовать синхронную работу всех мышц и около 200 костей и вести ее по нужным траекториям. Кроме того, необходимо контролировать движение, чтобы оно не сбилось с требуемого направления.

Каждая мышца сигнализирует сознанию о том, что она делает, в каком она состоянии, каков порядок работы двигателей — мышц. И во всем этом калейдоскопе каждую секунду меняющейся информации "темного мышечного чувства" человеку предстоит на пути к мастерству выделить то, что составляет гармонию, соразмерность и пропорциональность.

Пока начинающий спортсмен выполнял действие и слушал себя, ему не нужны были понятия, слова, смысл того, что отражалось в его сознании. Он, например, бежал и наслаждался мелодией своих движений. Но когда он начнет тренироваться, когда ему потребуется разобраться в самом себе, он обязательно станет в мысли раскладывать целое на составляющие — выяснять, чему соответствуют его отдельные ощущения, о чем они сигнализируют. И чтобы запомнить эти ощущения, каждое из них придется назвать, дать ему имя и точно определить, чему они принадлежат, то есть создать своеобразный атлас свойств движений.

Их всего семь. Семь процессов, которые нужно научиться регулировать, чтобы успешно решать двигательные задачи. Четыре вида сил — гравитации, инерции, реактивные и активные мышечные силы, которые в совокупности образуют динамику движений. Мера преодоления сил гравитации эквивалентна спортивному достижению. Два вида пространства — пространство движений в "схеме тела" и пространство действия, в котором живут силы. Время движения отражается в сознании спортсмена в виде временных ритмов, объединяющих их в целостность.

Каждое из семи названных свойств спортсмен долженнайти в своих движениях, исследовать, чтобы, овладев им стать его хозяином. И все это первоначально осуществляется, создается в виде мысленных построек движений. Опробуется постройка практическим действием. И если она не совсем удачна, то разрушается и создается новая.

Основные физические качества спортсмена – быстрота (скорость), сила, выносливость, гибкость и ловкость (координация).


1. Психофизиологическая характеристика скорости

Наиболее важным качеством является скорость – реакция на стимул, которая имеет три составляющих:

o Движение мыслью;

o Движение телом;

o Движения взаимодействия с партнёром.

Скорость – в основном врождённое качество, тренируемое только до 30%. Развитие скоростно-силовых качеств и координации движений стимулирует функцию нервной системы и оказывает благоприятное действие на мышечную, костную, сердечнососудистую, дыхательную системы, на функцию внутренних органов.

Средствами тренировки этих двигательных качеств являются соответственно скоростной бег и прыжковые упражнения. Эффективными средствами тренировки скоростно-силовых качеств и координации движений являются спортивные и подвижные игры (теннис, бадминтон, волейбол, футбол, баскетбол, настольный теннис и др.).

2. Психофизиологическая характеристика силы

Одно из свойств движений — сила – сопротивление мышцы внешним воздействиям.

Еще в древности люди поняли, что главный недостаток мышечной системы человека — ее медленное действие. Первым, кто задумался над использованием мускульной энергии человека, были механики, создающие метательные машины. Они многие вопросы прикладной механики решили раньше, чем были открыты законы механических явлений.

В результате был открыт симбиоз: мышца — упругий элемент. Он хорошо компенсировал недостаточную скорость разрядки энергии мышцами; упругий элемент может накоплять в изгибе, сжатии, растягивании, скручивании энергию мышечного сокращения медленно, а разряжать ее мгновенно, взрывом, который в десятки раз превосходит быстродействие мышцы. Упругий элемент не увеличивает энергию Движения, а только позволяет эффективно ее использовать. Например, баллисты Архимеда метали камни массой 30 кг на расстояние более 409 м, а катапульты, использующие мускульную энергию многих людей, камни массой до 500 кг метали на расстояние 30 м.

Подражание природе долгое время было принципом творчества. Поэтому в метательных машинах заложены образы действий человеческого тела. Живое движение и движение механического устройства имеют определенные сходство и различия. В катапульте главная деталь — упругий элемент, выполненный в виде балки с подвешенной пращой, в которую вкладывался камень. В броске мяча роль балки выполняет все тело от пят до кистей рук, являющихся самой совершенной пращей. Зарядка катапульты осуществлялась подтягиванием балки закрепленной одним концом у основания с помощью ворота, тянущего ее через пучок сухожилий. И когда балку отпускали, она, разряжая медленно накопленную мускульную энергию, под действием сил упругости почти мгновенно возвращалась к передней части катапульты, а камень улетал. В броске мяча все тело футболиста-вратаря, как и балка, заряжаются энергией замаха рук с мячом. Это в простейшем варианте — броске с места. В более сложном и, следовательно, эффективном броске тело заряжается кинетической энергией разбега, которая увеличивается с каждым шагом и взрывообразно материализуется в скорости полета мяча.

Однако катапульта имеет только одну степень свободы, то есть может перемещаться в одной плоскости — вперед и назад по одной раз и навсегда заданной траектории. Человеческое тело имеет множество степеней свободы взаимного перемещения своих звеньев в пространстве. Большое число степеней свободы позволяет спортсмену выполнять точные движения по самым замысловатым траекториям, воспроизводить сколь угодно сложные формы предметов и запоминать их. Эта избыточность движений становится непреодолимой помехой, когда нужно из бесконечного числа возможных форм движений выбрать и осмыслить только одну рациональную форму, например, конструкцию эффективного броска.

Психологи различают большое количество физических свойств движений. В начале обучения эти физические свойства, отражаясь в сознании ученика, составляют сенсорный образ, затем, по мере развития регуляции движений — и смысловой образ, а на вершине совершенства возможно формирование образа-символа, который своим содержанием охватывает, как формулой, все мыслимое содержание движений, возможное сейчас и в будущем. Образ является не только продуктом действия — ощущением и восприятием, но — и это самое главное — регулятором движений.

Говоря о силе и выполняемой ею работе, следует учитывать, как хорошо эта сила используется и сколько при этом непроизводительных потерь на "закрепощение" движений и рассеивание энергии.

Органы движения оснащены мышцами, и их работа позволяет производить ускорение движений за счет энергии активного мышечного сокращения. Есть еще одна сила, которую можно назвать силой трения, но не в физическом смысле этого понятия, а в функциональном. Когда на пути движения создаются дополнительные физические силы, они его осаживают, стопорят. Эти силы возникают в результате перерегуляции движений — от несвоевременного ускорения, придаваемого движению, от регуляции, идущей вопреки естественному течению движений.

В броске мяча и в его чувственном отражении можно выделить по крайней мере шесть "катапульт", каждая из которых имеет свое назначение и выполняет строго определенную функцию в осуществлении оптимального броска.

Первую "катапульту" образует группа мышц, охватывающих голеностопный сустав. С нее начинается создание баллистической волны импульса силы, которая перемещается, усиливается за счет активности последующих "катапульт" до того момента, когда мяч, покинув руку, устремится к цели. Вторую "катапульту" образуют мышцы коленного сустава, подбрасывающие массу тела вверх-вперед в ходе броска; третью — мощнейшие мышцы тазобедренного сустава; четвертую — мышцы плечевого сустава; пятую — мышцы локтевого сустава, которые вносят последний вклад энергии в волну ускорения мяча и создают предпосылки для закрутки мяча в нужном направлении. Шестая "катапульта" — кисти рук — осуществляет точнейшую наводку мяча под будущую траекторию в соответствии с намерением.