Рассмотрен процесс формирования первого впечатления при непосредственном общении между людьми

Формирование первого впечатления. Факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю. Первое впечатление как результат аналитикосинтетической деятельности, осуществляемой совместной работой. Исследования каузальной атрибуции.

Содержание

Введение

Глава 1. Формирование первого впечатления.

Глава 2. Каузальная атрибуция

Заключение.

Литература.


Введение

От того, как люди воспринимают друг друга, зависит развитие их взаимоотношений. Если некто «производит хорошее впечатление», ему обычно идут навстречу. Даже в случаях, когда поведение предписано инструкцией или уставом, всегда остается возможность подходить к людям индивидуально. Можно или «поддержать» человека, если он представляется достойным того, или, напротив, «сдержать его прыть». Когда же действия не регламентируются или регламентируются не очень жестко, отношение к другому в решающей степени зависит от того, какие он вызывает чувства, какое о нем формируется мнение. Именно от того, как воспринят другой человек (а не непосредственно от того, каков он на самом деле), зависит первоначально отношение к этому человеку. Иногда это отношение оказывается оправданным и справедливым. Но бывает и так, что впоследствии люди разочаровываются в человеке, упрекают себя в том, что с самого начала не разглядели его подлинной сущности. Чтобы подобных ошибок было меньше, полезно познакомиться с законами восприятия человека человеком.

Внешность человека воспринимается другим человеком как некоторая «совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно-чувственному отражению». Важно подчеркнуть, что эти признаки даны в неразрывном единстве, но на первое место выступают те из них, которые наиболее важны для воспринимающего в данной ситуации.

Первое впечатление является очень важным моментом. Оно помогает понять субъективную позицию партнера, его отношение к предполагаемому взаимодействию. Склонность к сотрудничеству проявляется в стремлении приблизить партнера, сопровождается оживлением, улыбкой, приветливостью и другими знаками расположения. И наоборот, холодность, напряженность, резкость свидетельствуют о намерении отдалить того, кто претендует на сотрудничество, «поставить его на место». О том, как представляется человеку «соотношение сил» (социальных возможностей) в предстоящем взаимодействии, свидетельствует его мимико-соматическая «пристройка» к партнеру. Если человеку кажется, что успех его начинания зависит от другого (он хочет, чтоб его поняли, согласились с ним, поверили ему), он старается заглянуть другому в глаза, угадать его отношение к своим действиям, поскорее поправить, если что получилось «не так». «Пристройка снизу» проявляется в расточительности мелких движений, беспорядочности жестикуляции, излишках мышечного напряжения, в лихорадочных поисках средств воздействия, вплоть до попыток продемонстрировать отсутствующую независимость. Некоторые индивиды предпринимают значительные усилия для того, чтобы ввести в заблуждение партнера или хотя бы скрыть своп внутренние переживания в процессе взаимодействия.

Чтение экспрессивных движений — сложный процесс, требующий значительной тренировки и опыта. Он осложняется не только тем, что внешние признаки содержат далеко не полную информацию о человеке, но и тем, что одни и те же внешние проявления могут быть вызваны разными внутренними переживаниями.

Современная жизнь стремительна, контакты между людьми многочисленны относительно кратковременны. В большинстве случаев первое впечатление о другом человеке создается на основе далеко не полной информации о нем. Здесь на помощь индивиду приходит коллективный исторический опыт.

В ходе общественно-исторической практики предшествующие поколения накопили громадный опыт деятельности и человеческих взаимоотношений. Отложившиеся в культуре «социальные схемы» представляют собой как бы шаблоны, которые общество предлагает человеку для решения определенных задач. Обычай гостеприимства, например, подсказывает, как следует вести себя с человеком, посетившим ваш дом. Другие шаблоны предопределяют способ выражения чувств: благодарности, удовлетворения, симпатии и т. п. Соответственно, восприятие так же оказывается в зависимости, от этих эталонов. И хотя человеческие биографии неповторимы, и каждый человек усваивает социальные схемы по-своему и применяет их, исходя из своего личного опыта и соответственно структуре своей личности, их влияние на поведение людей огромно.

В данной контрольной работе будет подробно рассмотрен процесс формирования первого впечатления при непосредственном общении между людьми, также автор раскроет содержание каузальной атрибуции и ее роль при формировании первого впечатления.


Глава 1. Формирование первого впечатления

В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы бываем вынуждены оценивать этих людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.

Что же такое первое впечатление, если попытаться более подробно раскрыть содержание данного понятия? Это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, в нем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки. Первое впечатление формируется как при специальном намерении оценить человека с какой-то точки зрения, так и при отсутствии такого намерения.

Физиологический механизм формирования первого впечатления в основном тот же, что и механизм формирования образа, а затем и понятия о том или ином объекте. Образ человека, формирующийся у познающего его субъекта, выступает как совокупность последовательно совершающихся и друг с другом связывающихся, смыкающихся в единое целое рефлекторных актов, в результате которых перед нами симультанно выступает познаваемый человек в многообразии ему присущих признаков.[1]

Первое впечатление является результатом аналитикосинтетической деятельности, осуществляемой совместной работой первой. И второй сигнальных систем. В случае необходимости сформировать обобщенное мнение о человеке на основе непродолжительного наблюдения за ним ведущую роль начинает играть вторая сигнальная система, которая, тесно взаимодействуя с первой сигнальной системой, определяет направление анализа и синтеза данных чувственного отражения.

Рефлекторные акты, результатом которых является образование первого впечатления, особенно если его формирование подчинено определенной цели, как правило, протекают при ином уровне активности коры больших полушарий, чем акты, результатом которых является восприятие человеком знакомых ему людей, ведущих себя, по его мнению, обычно. Это происходит потому, что в механизм образования первого впечатления включается ориентировочный рефлекс. При появлении в классе незнакомой учительницы, при приходе в бригаду нового рабочего и в массе других подобных случаев эта реакция имеет место.[2]

Физиологические и электрофизиологические исследования, говорят о наличии в мозге механизмов, которые реагируют не на все раздражители, а лишь на новые и на значимые. Прежде незнакомые человеку люди, с которыми ему предстоит в дальнейшем вместе работать или учиться, если говорить языком физиологии, являются для него новыми и значимыми раздражителями.

Как теперь установлено, ориентировочная реакция — это реакция на новизну, неожиданность, значимость, т. е. реакция на количество и важность информации, которую несет тот или иной сигнал данному индивиду. Чем, например, больше несоответствие между внешним обликом и поведением нового учителя, впервые вошедшего в класс, и тем, каким его ожидали увидеть ученики, тем большее количество информации о себе он им несет. Ориентировочная реакция угасает при повторении сигнала, потому что последний, оставаясь физически таким же, несет индивиду все меньшее (количество информации).[3]

Ориентировочная реакция связана с развитием у человека способности прогнозировать еще не наступившие события и подготавливаться к ним. Это прогнозирование может быть и неосознаваемым. Основой прогнозирования, проявляющегося при ориентировочной реакции, являются сохраняемые мозгом следы ранее полученной информации, следы временных соотношений, имевших место в прошлом. Этот опыт используется не слепо, а с экстраполяцией связей, обнаруженных в одной группе явлений, на другие, похожие явления.

Как сейчас выяснено, процессы вероятностного прогнозирования и сличения играют важную роль в развитии того или иного эмоционального состояния и связанных с ним соматических изменений которое формируется о другом человеке у впервые видящего его субъекта, определяется, прежде всего, особенностями, присущими облику и поведению воспринимаемого человека. Эти особенности в значительной мере направляют течение познавательных процессов у воспринимающего субъекта и обусловливают содержание его образов восприятия.

Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс. Каждая "схема" запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.[4]

Фактор превосходства - запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, росту, материальному положению и т. п.). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше усилий нужно для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.[5]

Фактор привлекательности - обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера по общению как привлекательного внешне, при этом ошибка состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них социально-психологическим параметрам. Существует так называемый стереотип привлекательности: что красиво - то хорошо. Дети усваивают этот стереотип очень рано. Золушка и Белоснежка красивые - и хорошие. Сводные сестры и колдунья безобразные - и плохие. Фактор отношения к наблюдателю - регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

Весь смысл взаимодействия субъекта и объекта межличностного восприятия состоит в том, что воспринимающий строит систему выводов и заключений относительно воспринимаемого на основе своеобразного "прочтения" его внешних данных. "Качество" такого прочтения обусловлено как способностями читающего, так и ясностью текста.

Именно поэтому для результата межличностного восприятия значимыми являются характеристики и субъекта, и объекта. Однако если продолжать линию предложенных образов, то можно предположить, что качество чтения обусловлено и таким важным фактором, как условия, в которых осуществляется процесс, в частности освещённость текста, наличие или отсутствие помех при чтении и т. д. Переводя понятие "условия чтения" на язык экспериментальных исследований межличностного восприятия, необходимо включить в анализ и такой компонент, как ситуация межличностного восприятия.[6]

Психологическая характеристика "взаимодействия" субъекта и объекта межличностного восприятия заключается в построении образа другого человека. При этом возникают два вопроса: каким способом формируется этот образ и каков этот образ, т. е. каково представление субъекта об объекте. Именно для ответа на эти вопросы необходимо включение в исследование межличностного восприятия описания не только субъекта и объекта, но и всего процесса.

Глава 2. Каузальная атрибуция

Атрибутивная теория является теорией, пытающиеся объяснить, как люди дают логические объяснения ответов на вопросы, начинающиеся с «почему». Это касается той информации, которую они используют, устанавливая причины и связи, и того, что они делают с этой информации, для ответа на вопрос о причинах. Помимо этих проблем социального восприятия и самовосприятия атрибутивная теория связана с более общей областью, которая может быть названа психологической эпистемологией. Это относится к процессу, благодаря которым человек познание свой мир, и, что более важно, осознает то, что он знает, то есть чувствует, что его убеждения и суждения соответствуют действительности. Приписывание какого-либо качества некой целостности означает конкретное причинное объяснение эффектов, связанных с этой целостностью, реакции или ответов на нее, оценок и суждений о ней и т.д. Так, все суждения типа «качество Х характеризует целостность Y» рассматривается как каузальные атрибуции.

Исследования каузальной атрибуции в широком смысле слова рассматриваются как изучение попыток человека, понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является.

Иными словами, акцент делается на так называемой "наивной психологии", на её интерпретациях "своего" и "чужого" поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия.[7]

Родоначальником исследований по каузальной атрибуции является Ф. Хайдер, впервые сформулировавший и саму идею каузальной атрибуции и давший систематическое описание различных схем, которыми пользуется человек при построении причинного объяснения поведения другого человека. Из других авторов, работающих в этой области, наиболее значительные исследования проводили Э. Джонс и К. Дэвис, а также Г. Келли. По мере развития идей каузальной атрибуции изменялось первоначальное содержание концепции. Если ранее речь шла лишь о способах приписывания причин поведения, то теперь исследуют способы приписывания более широкого класса характеристик: интенций, чувств, качеств личности. Действительно, мы часто приходим к выводу, что намерения и диспозиции других людей соответствуют их поступкам. Если мы видим что объект А отпускает саркастические замечания, издевается над объектом Б, то скорее всего мы подумаем, что А - недружелюбный человек. " Теория соответствующих предположений " Джоунса и Девиса уточняет условия, при которых такие атрибуции наиболее вероятны. Однако основной тезис остаётся неизменным: люди, познавая друг друга, стремятся к познанию причин поведения и вообще причинных зависимостей, окружающего их мира. При этом они, естественно, опираются на ту информацию, которую могут получить об этих явлениях. Однако, поскольку сплошь и рядом этой информации оказывается недостаточно, а потребность сделать причинный вывод остаётся, человек в такой ситуации начинает не столько искать истинные причины, сколько приписывает их интересующему его социальному объекту.[8]

Таким образом, содержанием процесса познания другого человека становится процесс этого приписывания, т. е. каузальная атрибуция. Сегодня среди исследователей межличностного восприятия существует мнение, что открытие явления каузальной атрибуции означает важнейший шаг по пути развития знаний о процессах межличностного восприятия.

Когда поведение объекта восприятия демонстрирует мало "резонов", субъект восприятия вынужден в большей степени апеллировать к интенциям и диспозициям воспринимаемого, а это и порождает простор для различных форм приписывания. Сразу следует оговориться, что дальнейшие исследования показали, что мера соответствия вывода и наблюдаемого относительно чьего-то поведения зависит не только от двух названных характеристик, но и от других факторов, в частности от различного вида атрибуции: "личной" или "безличной". В первом случае имеется в виду преобладающее стремление приписать причины каких-либо событий действиям определённых личностей, в то время как во втором случае причины приписываются преимущественно действиям обстоятельств.[9]

Более полное развитие эта идея получила в работах Гарольда Келли, который предпринял попытку построения теории каузальной атрибуции. Основная задача Келли состояла в том, чтобы показать, как осуществляется человеком поиск причин для объяснения поведения другого человека. Согласно Келли при попытках понять причину поведения другого человека мы пользуемся тремя критериями: мы стараемся определить, является ли данное поведение постоянным (критерий постоянства), отличающимся (критерий исключительности) и обычным (критерий консенсуса) или нет. Если в сходных условиях поведение наблюдаемого однотипно, то его считают постоянным. Оно будет отличающимся, если в других случаях проявляется иначе, и, наконец, поведение считается обычным, если в сходных обстоятельствах свойственно большинству людей. Если в похожих обстоятельствах человек ведет себя всегда одинаково (постоянное поведение), если он ведет себя так же и в других ситуациях (не отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях так же ведут себя лишь немногие люди (необычное поведение), то мы склонны приписывать поведение внутренним факторам. Напротив, если человек в похожих ситуациях ведет себя так же (постоянное поведение), если в других случаях он ведет себя иначе (отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях такое же поведение сходно большинству людей (обычное поведение). Мы объясняем его действие внешними причинами. В общем виде ответ звучит так: всякому человеку присущи некоторые априорные каузальные представления и каузальные ожидания. Иными словами, каждый человек обладает системой схем причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих "чужое" поведение, так или иначе вписывается в одну из таких существующих схем. Репертуар каузальных схем, которыми владеет каждая личность, довольно обширен. Вопрос заключается в том, которая из каузальных схем включается в каждом конкретном случае. "Каузальная схема" - это своеобразная общая концепция данного человека о возможных взаимодействиях различных причин, о том, какие действия в принципе эти причины производят. Для упорядочивания всех возможных каузальных схем Келли выделяет в своих построениях две части: "модель анализа вариаций" и "схемы причинности".[10]

Модель анализа вариаций описывает структуру каждого акта каузальной атрибуции. Элементами этой структуры являются те же самые элементы, которые обычно описываются как элементы процесса межличностного восприятия: субъект, объект и ситуация. Соответственно этому приписывание причин может осуществляться по трём линиям: причины могут быть "адресованы" субъекту, объекту и ситуации. Для удобства изображения этих трех направлений атрибутивного процесса, которые составляют "каузальное пространство" индивида, Келли предлагает использовать куб, каждое измерение которого обозначает определённое направление приписываемых причин. Приписывание причин субъекту действия даёт "личностную атрибуцию", объекту действия "стимульную атрибуцию", ситуации - "обстоятельную атрибуцию". Довольно распространённым вариантом является также смешанный тип "личностно-стимульной атрибуции". Выбор преобладающего типа атрибуции обусловлен индивидуальными характеристиками субъекта восприятия. То есть можно говорить о типе личности со стимульной , обстоятельственной или личностной атрибуцией.

Заключение

Мы закончили рассмотрение основных вопросов, относящихся к проблеме формирования первого впечатления в условиях повседневной жизни. Как видно из содержания нашей работы, названная проблема, являясь самой психологической из всех психологических проблем, чрезвычайно сложна и представляет большую трудность для изучения. Она включает в себя множество аспектов, научное освещение которых невозможно без самого тесного содружества психологии и других наук: диалектического и исторического материализма, этики, эстетики, социологии, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, этнографии.

Как видно из изложенного, познание людьми друг друга является обязательной стороной их взаимодействия и условием регулирования каждым из них своего поведения в соответствии с обстоятельствами и решаемыми в этом взаимодействии задачами. Образы восприятия, представления и формирующиеся у индивида понятия о других людях, концентрируя в себе информацию об этих людях, дают ему возможность действовать по отношению к каждому из них целесообразно.

Восприятие человека человеком — это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Понятие, складывающееся у индивида о конкретной личности,— это форма его мышления о ней, в которой обобщенно фиксируются признаки данного человека, характеризующие его как субъекта труда, познания и общения.

Занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая на требования каждой из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие люди по отношению друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, начальник, партнер по команде, артист, зритель, учитель, учащийся и пр.). В связи со всем этим значение сигнализирующих чувственных признаков партнеров по деятельности не остается для воспринимающего их человека постоянным: на первый план выступают те из них, которые в данных условиях особенно важны для успешного решения конкретной задачи. Хотя первое впечатление о человеке в первую очередь определяется присущими ему особенностями, но то, каким оно будет — более обобщенным или более конкретным, полным или отрывочным, положительным или отрицательным — зависит от личности того, у кого оно формируется. Здесь действует та же закономерность, которая характеризует отражение человеком любого объекта действительности: Внешние причины действуют через посредство внутренних условий. Всякое психическое явление обусловлено, в конечном счете, внешними воздействиями, но любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая этому воздействию подвергается.

Литература

1. Бадаев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1989.

2. Крупецкий В.А. Психология. М, 1986.

3. Общая психология/ под ред. Петровского А.В. М., 1998.

4. Очерки социальной психологии/ под ред. Предвечного Г.П., Ширковича Ю.А. М., 1985.

5. Психология/ под ред. Крылова А.А. М., 2000.

6. Социальная психология/под ред. Петровского А.В. М., 1987.

7. Социальная психология/ под ред. Андреевой Т.М. М., 1988.


[1] Бадаев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1989. С. 178

[2] Социальная психология/под ред. Петровского А.В. М., 1987. С. 167.

[3] Очерки социальной психологии/ под ред. Предвечного Г.П., Ширковича Ю.А. М., 1985. С. 196

[4] Психология/ под ред. Крылова А.А. М., 2000. С.336.

[5] Бадаев А.А. Восрпиятие и понимание человека человеком. М., 1989. С. 183.

[6] Очерки социальной психологии/ под ред. Предвечного Г.П., Ширковича Ю.А. М., 1985. С. 200.

[7] Общая психология/ под ред. Петровского А.В. М., 1998. С. 114

[8] Крупецкий В.А. Психология. М, 1986. С. 102

[9] Социальная психология/ под ред. Андреевой Т.М. М., 1988. С. 78.

[10] Бадаев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1989. С. 209.