Смекни!
smekni.com

Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания (стр. 8 из 29)

Тревожность спортсмена, имеющего адекватную самооценку, как пра­вило, держится на наиболее оптимальном для спортивной деятельности уров­не (Дашкевич О.В., 1981). Таковым является средний, тяготеющий в сторону высокого (Кретти Б.Д., 1978). В этом случае тревожность мобилизует все ре­зервы спортсмена, что часто бывает необходимо для достижения успеха (Бу-равцова Л.В., Гурьянов A.M., 1979; Мальчиков А.В., 1979). Спортсмен, реаль­но оценивающий свои возможности, настроен на определённый результат и проявляет устойчивую уверенность в достижимости этого результата. Следст­вием становится меньшее волнение и оптимальная тревожность. Неадекватная же оценка собственных действий, по мнению А.Л. Попова (2000), является важной причиной повышения уровня тревожности. Так, скрытая личностная тревожность свойственна спортсменам с завышенной самооценкой (Дашкевич О.В., 1981). В данной взаимосвязи есть своя особенность. Завышенная само­оценка может приводить к снижению тревожности, но при этом снижается и уровень критичности спортсменаг что негативно отражается на результативно­сти его деятельности (Попов А.Л., 2000).

В целом спортсменам свойственна повышенная личностная тревожность (Грибкова Л.П., Круглова С.Г., 1988), поскольку вся их жизнь подчинена со­ревновательной деятельности, которая, как известно, отличается своей стрес-согенностью и экстремальным характером (Серова Л.К., 1999). Одной из при­чин повышенной тревожности может выступать неадекватная самооценка и оценка возможностей соперника (Попов А.Л., 2000).

На прямую связаны самооценка и уровень притязаний. Адекватная са­мооценка является основой для формирования адекватных же притязаний (Медведев В.В., 1993). Важность данного факта для успешной деятельности трудно переоценить. Когда желания личности достичь чего-либо адекватны её возможностям, а следовательно они успешно реализуются, возникают поло­жительные эмоции удовлетворения, самоуважения, желания добиваться боль­шего, уверенности в своих силах. И наоборот, если самооценка неадекватна, уровень притязаний также не соответствует реальным возможностям челове­ка: цели и задачи, которые он перед собой ставит, оказываются либо слишком сложными, либо слишком простыми. В результате у человека возникают не­адекватные переживания, поведение, обидчивость, агрессия, недоверчивость. А.Ц. Пуни (1980) среди типичных черт, характеризующих систему отношений личности спортсмена, отмечает высокий уровень притязаний. Следует, одна­ко, заметить, что данное утверждение относится в большей мере к успешным спортсменам (Дмитриенкова Л.П., Ганюшкин А.Д., 1979). Неадекватный (за­вышенный или заниженный) уровень притязаний наблюдается у менее надёж­ных, склонных к срывам спортсменов, имеющих неадекватную самооценку (Дашкевич О.В., 1981; Богданова Д.Я., 1974; Левит Л.З., 1988). Это, наряду с другими факторами (личностная направленность на себя, установка на дости­жение успеха) приводит к возникновению некоего «комплекса превосходст­ва», в результате чего спортсмен теряет бдительность и терпит поражение (Медведев В.В., 1993). При этом самооценка выполняет регулирующую роль, поскольку от её адекватности во многом зависит и адекватность уровня притя­заний.

Самооценка может быть связана с мотивационной сферой личности - стремлением к достижению успеха или избежанию неудач. По данным О.В. Дашкевич (1981) в первом случае спортсменам характерны неадекватно завы­шенные притязания, что косвенно может свидетельствовать о степени адек­ватности самооценки. Таким образом, самооценка связана с мотивационной сферой личности. Ю.Я. Киселёв, Ю.Д. Куликов (1989) называют самооценку ядром мотивационной системы личности спортсмена. При этом эффективные спортсмены, стабильно показывающие высокие результаты и мотивированные на достижение успеха обладают адекватным уровнем притязаний и высокой самокритичностью, являющимися результатом адекватной самооценки (Даш­кевич О.В., 1981; Левит Л.З., 1988). Адекватная самооценка способствует са­мостоятельности и реализму в постановке целей и выборе мотивов деятельно­сти. Кроме того, структура мотивов даже у спортсменов высокой квалифика­ции динамична, и изменяется под влиянием самооценки своего состояния (а так же возраста и уровня спортивных достижений) (Ильин Е.П., Киселёв Ю.Я, Сафонов В.К, 1989).

Имеются некоторые сведения о взаимосвязи самооценки и направленно­сти личности. Так, Дашкевич О.В. (1981), основываясь на полученные экспе­риментальные данные утверждает, что направленность личности спортсмена «на себя» сопровождается неадекватной самооценкой.

Наконец, самооценка тесно связана с ценностной сферой личности. Адекватная высокая самооценка оказывает положительное влияние на разви­тие ценностных ориентации спортсмена (Лозовая Г.В.,2002). При этом нема­ловажно влияние пола, спортивной квалификации, а так же вида спорта, в ко­тором выступает спортсмен.

Таким образом, позитивный характер взаимосвязи адекватной само­оценки прослеживается в самых разнообразных сферах личности - от интел­лектуальной до мировоззренческой. У личности, обладающей адекватно высо­кой самооценкой, наилучшим образом раскрывается её потенциал, наблюдает­ся уравновешенность различных личностных проявлений и оптимальное их развитие. Всё это позволяет личности успешно адаптироваться: к постоянно меняющимся условиям существования, и как следствие - быть успешной в различных областях жизнедеятельности. В частности, спортсмены, адекватно оценивающие себя, мотивированы на достижение успеха, обладают высокой эмоциональной устойчивостью, развитыми волевыми качествами, трезвой уверенностью в себе (Дашкевич О.В., 1981; Левит Л.З., 1988), а так же адек­ватным уровнем притязаний и высокой самокритичностью. Такие спортсмены наиболее эффективны и стабильно показывают высокие результаты.

1.5. Роль самопознания в формировании самооценки личности

СВ. Жилин (2003) в качестве одного из механизмов формирования Я-концепции человека называет целенаправленную деятельность по совершен­ствованию собственной личности. В основе такой деятельности лежит процесс самопознания. Поскольку самооценка является компонентом Я-концепции личности (Жилин С.В, 2003) а так же самосознания человека (Берне Р., 1986; Кон И.С., 1978, 1981, 1983; Чеснокова И.И., 1977 и другие), самопознание мо­жет оказывать определённое влияние на формирование самооценки.

Что же понимается в психологии под термином самопознание? Прежде всего, отвечая на поставленный вопрос, необходимо отметить, что существует ряд терминов, зачастую используемых, как синонимы, однако, при ближай­шем рассмотрении, обозначающие насколько разные явления. Это понятия самопознания, рефлексии и интроспекции. Под самопознанием следует пони­мать сложный, многоуровневый процесс познания человеком самого себя на основе самовосприятия, самонаблюдения, самоанализа и самоосмысления (Чеснокова И.И., 1977; Sedikides С, SkowronskiJ., 1995). Кроме того, в качест­ве источника самопознания могут выступать непосредственные оценки, полу­чаемые от других людей. Представления о человеке окружающих его людей влияют на его познание и понимание себя (Знаков В.В., Павлюченко Е.А., 2002). Поэтому самопознание может быть охарактеризовано как попытка че­ловека воспринять и представить себя таким, каким он видится окружающим (Знаков В.В.^ 2000; SchoenemanTJ.^ 1981). Исходя из этого^ можно говорить о том, что проблема самопознания тесно связана с процессами взаимосвязи субъекта с миром. По мнению Я. Козелецкого самопознание — это «познава­тельная репрезентация самого себя, то есть та часть знания личности, которая содержательно относится к себе как к единому целому или к какому-нибудь аспекту этого целого» (Романова И.А., 2001, с. 108). Следовательно, результа­том самопознания является новое знание (Braun В., 1988). Это новое знание о себе позволяет человеку развиваться, поэтому процесс самопознания связан с самосовершенствованием (Анисимова О.М., 1999). Таким образом, самопо­знание, с точки зрения отнесения его к одному из базовых видов психических явлений (процесс, состояние, свойство), является психическим процессом.

Часто процесс самопознания называют рефлексией (Жилин СВ., 2003), однако это не совсем верно, хотя между этими понятиями очень много обще­го. Рефлексия, как и самопознание, связана с приобретением личностью новых знаний о себе самой, о ходе своей деятельности, психических состояниях, внутреннем мире, взаимодействии с другими людьми (Карпов А.В., Понома­рёва В.В., 2000), служит соединению ориентации человека во внешнем и внутреннем мире (Марцинковская Т.Д., 2001). Однако, в отличие от самопо­знания, относящегося, как уже было сказано, к категории психических про­цессов, рефлексия является одновременно «и уникальным свойством, прису­щим лишь человеку, и состоянием осознания чего-либо, и процессом репре­зентации психике своего собственного содержания» (Карпов А.В., 2003 с. 47).

Оба этих явления тесно связаны с интроспекцией, которая понимается, как один из методов самопознания, который заключается в наблюдении чело­века за собственными проявлениями - ощущениями, восприятием, мыслями и эмоциями (Словарь-справочник под ред. В.У. Агеевца, 1996). Иначе интрос­пекцию называют самонаблюдением. Таким образом, данное явление лежит в основе самопознания (Чеснокова И.И., 1977) или рефлексии.