Смекни!
smekni.com

Соотношение сознания и бессознательного в общей психологии (стр. 1 из 5)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СГГА

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

психолого-педагогический факультет

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Севастополь 2007


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах З.Фрейда

1.2 Взгляд К.Г. Юнга на проблему соотношения сознания и бессознательного

1.3 Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К.Ясперса

ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

2.1 Л.С. Выготский о проблеме соотношения сознания и бессознательного

2.2 Рассмотрение проблемы соотношения сознания и бессознательного в работах Д.Н. Узнадзе

2.3 Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Проблема соотношения сознания и бессознательного на данный момент одна из основных в общей психологии. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, осознается им. Кроме сознания, в психикечеловека есть и бессознательный уровень. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений которые по-разному соотносятся с сознанием.

Проблема соотношения сознания и бессознательного, является актуальной, т.к. не все стороны нашей деятельности регулируются со стороны сознания. Изучение тех явлений нашей жизни, которые содержаться на бессознательном уровне поможет нам глубже понять и предугадать деятельность человека.

Цель: Анализ соотношения сознания и бессознательного в общей психологии

Объект: Сознание и бессознательное в рамках общей психологии

Предмет: Соотношение сознания и бессознательного в психологической науке

Задачи:

1. Проанализировать взгляды зарубежных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного

2. Проанализировать взгляды отечественных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного


ГЛАВА I. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах З. Фрейда

С точки зрения Фрейда содержание бессознательного сводится к инфантильным стремлениям, которые вытесняются из сознания вследствие их неприемлемого характера. Вытеснение — это процесс, начинающийся в раннем детстве под моральным давлением среды и продолжающийся в течение всей жизни. При помощи анализа вытеснения устраняются, а вытесненные желания осознаются [15].

В сфере психического З. Фрейд выделяет три области, как бы по иерархическому принципу: подсознание (Ид), сознание (Эго) и сверх– или надсознание (Суперэго). Сознание оказывается по существу границей между Ид и Суперэго, а в бессознательном разграничиваются две области. Подсознательное бессознательного выступает, с одной стороны, как природно обусловленный компонент психики, а с другой. – как компонент, содержание которого детерминировано прошлым опытом субъекта. Надсознательное бессознательного – это обусловленные структурой культурного пространства, в котором действует человек, факторы, не осознаваемые и не регулируемые индивидуально психологически. Человек говорит, не отдавая себе отчета в закономерностях функционирования языка, принимает участие в политических акциях, обнаруживая впоследствии, что результатом их явилось то, что никак не входило в его намерения и цели, пользуется приборами, зачастую не подозревая о закономерностях, приведших к их созданию [5].

Согласно этой теории бессознательное содержит в себе лишь те стороны личности, которые вполне могли бы быть сознательными и были подавлены только благодаря процессу воспитания.

З. Фрейд так же настаивал на том, что в добавление к вытесненному материалу бессознательное содержит в себе так же все те психические компоненты, которые опустились ниже порога сознания [15].

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и бессознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, "цензуру" сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам – вытеснению, сублимации (замещению) рационализации и регрессии. 3. Фрейд утрировал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного – роль сексуальных влечений, темных сил природы. Он понимал подсознания как мощную сферу, влияющую на сознание [2].

Он говорил, что бессознательное составляет основу нашей индивидуальности, а иррациональное начало, которое заложено в бессознательном, является конструктивным, творческим началом. Человек часто сталкивается с тем, что случайная ошибка или заблуждение неожиданно открывают ему совершенно новый взгляд на проблему [9].

Фрейд считал, что сфера бессознательного — это вытесненные, нереализованные потребности человека. Он внедрил понятие "Я" и "Оно", для различения которых предложил принимать во внимание закон их функционирование. В основу системы, что отвечает сознанию "Я", заложен принцип реальности, проявления "Оно" предопределены принципом удовольствия. Действия "Я" отвечают реальности и подчиненные физическим законам, социальным установкам и логике; "Оно" руководствуется субъективными потребностями биологического и аффектного характера.

Между "Я" и "Оно" нет резкой границы. "Я" стремится способствовать влиянию внешнего мира на "Оно", изменить принцип удовольствия, которым руководствуется "Оно", принципом реальности. Для психической деятельности характерные постоянные переходы сознательного в несознательное и наоборот[16].

Фрейд указывал, что примером перехода сознательного в бессознательное может служить сон. Сновидение — это своеобразное состояние сознания того, кто спит, какой характеризуется появлением более или менее ярких представлений. Они возникают в результате работы отдельных незаторможенных центров коры головного мозга. Потому, то, что мы видим все сне, базируется на уже пережитых раньше впечатлениях, которые соединяются между собой в многообразные, даже фантастические или абсурдные связи [7].

Таким образом в работах Фрейда основной акцент делался на то, что решающую роль в жизни и поведение каждого человека играет бессознательная сфера, а

сознание практически полностью состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного.

1.2 Взгляд К.Г. Юнга на проблему соотношения сознания и бессознательного

В отличие от 3. Фрейда Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах – представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру [6].

К. Юнг в своих работах о соотношение сознательного и бессознательного ввёл такое понятие как «психическая субстанция».

Психическая субстанция состоит из двух взаимодополняющих и в то же время противопоставленных друг другу областей: сознания и бессознательного. Человеческое «Я» принимает участие в обеих областях.

На рисунке 1.2. «я» расположено между двумя областями, которые не только дополняют, но и компенсируют друг друга.

Рисунок 1.2. Соотношение сознания и бессознательного по Г. Юнгу

Иными словами, линия, разделяющая эти две области в рамках нашего «Я», может быть сдвинута в обоих направлениях — что показывают стрелки и пунктирные линии на рисунке. Конечно, положение «Я» в самом центре круга следует воспринимать как условность. Смещение разделительной линии вверх означает ограничение сознания, а смещение вниз — расширение сознания.