регистрация /  вход

Социальная адаптация детей с глубоким нарушением слуха (стр. 1 из 5)

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. Биробиджанский Государственный педагогический институт. Кафедра коррекционной педагогики.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА.

Выполнила: студентка 4-го

Курса Еронько Ж. В.

Приняла: Шаповалова О.Е.

Биробиджан 2003

План.

Введение.

1. Социализация неслышащих.

2. Социальная адаптация детей с нарушением слуха на основе верботонального метода.

2.1 Верботональный метод реабилитации детей с

нарушением слуха.

2.2Сурдологическая служба Приморского края.

3. Социальная адаптация глухих детей дошкольного возраста.

4. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.

5. Опыт работы УВК № 1824 для детей с нарушением слуха Зеленоградского округа г. Москвы.

5.1 Социализация неслышащих подростков путём

проведения клубной работы.

5.2 Социальная адаптация неслышащих подростков

на основе работы клуба "Подросток".

5.3 Социальная адаптация учащихся с нарушениями

слуха в условиях интеграционного подхода.

6. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.

7. Заключение.

Введение.

Природа одарила их… превосходными качествами, которые дают им право на живейшее содействие с нашей стороны.

В.И. Флери.

История не баловала глухих. Наши предки их не любили. В Галлии глухонемых приносили в жертву языческому богу, в Спарте по закону Ликурга их сбрасывали в море с высокой скалы. В Древней Греции, как и в Риме, законы были жестокими... Только в V веке нашей эры в Риме для поздно оглохших были сняты некоторые из этих запретов. Но глухие от рождения по-прежнему оставались бесправными. Нет нужды объяснять, насколько далёк подобный подход от человеческого сострадания.

Каковы истоки пренебрежения интересами глухих? Почему к слепым или даже к людям с частичной утратой интеллекта - юродивым - отношение иное, чем к глухим? Слепых и юродивых в старину в народе называли "божьими людьми", считали их предсказателями судеб. К глухим такие определения никогда не применялись. Причина подобных отношений, очевидно, в том, что ни слепота, ни даже недостаточность умственного развития не влияют на одно из главных человеческих качеств - способность к общению.

Человек утратил слух. Несчастье может произойти быстро, в течение нескольких часов, а может подкрадываться постепенно, долгие годы. Причины нарушений слуха разнообразны. По данным различных исследований, от 10 до 30 % случаев ослабления или полной потери слуха связаны с неблагоприятной наследственностью. Но какими бы ни были причины и сроки наступления глухоты, основной её итог один и тот же - утрата возможности общения с людьми, с окружающим миром звуков. При тяжёлых формах глухоты вечное молчание плотной стеной окружает человека, лишает его не только возможности общения, но и зачастую подвергает опасности.

Слепо-глухая Ольга Ивановна Скороходова на вопрос, что более необходимо человеку - зрение или слух, - не задумываясь, ответила: "Конечно, слух. Ведь, прежде всего надо слышать, что говорят другие. Человек живёт в обществе…"Да, главная сила человека в возможности его общения с другими людьми. Ни одно другое существо на земле не обладает такими возможностями речевого общения.

Известный французский философ, гуманист Мишель Монтель, в 16 веке писал: "Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности".

Известный советский психолог Л.С. ВЫГОТСКИЙ сказал: "С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой - именно поэтому, что он создаёт трудности, он стимулирует повышенное усиленное движение вперёд".

Так, Людвиг Ван Бетховен пять симфоний из девяти сочинил, будучи глухим. Кто знает, смог бы талант Бетховена проявиться с такой поразительной силой, если бы вечная тишина не оставила его один на один с музыкой. Создал бы великий испанский художник Гойя столько мировых шедевров, если бы не одиночество, связанное с глухотой. Как повлияла тяжёлая тугоухость Циолковского на его разработки космических проблем? Он писал: "Глухота заставляла непрерывно страдать моё самолюбие, была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь".

Точная статистика слабослышащих и глухих людей отсутствует. Принято считать, что в развитых странах общее число людей с дефектами слуха составляет 4-6 % всего населения. К счастью, подавляющее большинство из них слабослышащие, слух которых может быть значительно компенсирован современными звукоусиливающими аппаратами. По приблизительным оценкам лишь 0,1 % этих людей страдает тяжёлыми формами глухоты. С потерей слуха ещё не всё потеряно в жизни. Как и обычные люди, счастливо трудятся тысячи и десятки тысяч глухих. Многие из них занимают самые различные должности. Это высококвалифицированные инженеры-конструкторы, талантливые механики, печатники, художники….Да, действительно, компенсация глухоты - сложная проблема. Как вырастить глухого ребёнка добрым, отзывчивым человеком? Как развить в нём способность к самопожертвованию, привить высокие гражданские качества? Эти важные задачи относятся не только к педагогическим, но и к социальным проблемам.

1 . Социализация неслышащих.

"Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества" (Мудрик А.В.). Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответсвующих социальных ролей и функций. В процессах социализации определяющее значение имеют опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности. В процессе социализации человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Успешная социализация - это не только эффективная адаптация человека в обществе, но и способность в определённой мере противостоять обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации. Современное общество продуцирует в той или иной мере два типа жертв социализации: человек полностью адаптированный в обществе, но не способный ему противостоять и человек не адаптированный в обществе, противостоящий ему (Мудрик А.В., 1997).

Дефект глухоты и тугоухости в обществе - проблема социальная. Л.С. ВЫГОТСКИЙ назвал дефект - "социальным вывихом". Это основная причина детской дефективности: "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда повреждённый член - рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребёнка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган. В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребёнок не были дефективными. Человечество сможет победить слепоту, и глухоту, и слабоумие в социальном и педагогическом плане прежде, чем в плане медицинском и биологическом. Слепой останется слепым, глухой - глухим, но они перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное. Социальное воспитание победит дефективность. Тогда о слепом ребёнке не скажут, что он дефективный, но скажут что он слепой и о глухом - глухой и ничего больше".

В настоящее время в проектировании социальной политики разных стран, независимо от их государственного устройства, выделяются две тенденции по отношению к этой категории населения. Приверженцы первой тенденции считают, что общество должно практически принимать проблемы глухих и слабослышащих и создавать им комфортные условия в среде слышащих. Например, всему населению страны рекомендуется изучать жестовую речь (Швеция), или каждый ученик с нарушениями слуха, обучающийся в массовой школе, должен иметь персонального ассистента - переводчика жестовой речи (США и др.), предлагаются определённые требования к артикуляции всех тех людей (специалистов, родственников, друзей, обслуживающего персонала и т.д.), которые имеют постоянное общение с глухими и слабослышащими: их речь должна быть замедленной, артикуляция утрированной (Швейцария, Германия и др.). Существуют даже модели "страны глухих" - например, университетский городок, населённый неслышащей молодёжью (США, Галлодетский университет).

Вторая тенденция предлагает рассматривать лиц с нарушениями слуха как особую социальную группу, имеющую свою систему социальных потребностей в плане преодоления ограничений и трудностей коммуникации, но являющуюся одной из равноправных составных частей общества, существующую с ним в единой социокультурной среде. Принимая ту или другую тенденцию формирования социальной политики по отношению к лицам с нарушениями слуха, государство и общество по-разному конструируют организационные формы их обучения и социализации.

В частности, в нашей стране глухие и слабослышащие на протяжении многих лет рассматриваются как страта, автономная социальная группа, имеющая свои особые социокультурные отличия и требующая особых условий организации жизнедеятельности. Большинство детей с нарушениями слуха, независимо от возраста, воспитываются в основном в закрытых специализированных образовательных учреждениях (ясли, детские сады, школы-интернаты). В этих учреждениях в качестве обязательного средства обучения применяются пальцевая азбука (дактилология), а в последние годы - жестовая речь. Такой подход к воспитанию и обучению глухих и слабослышащих детей имеет крайне негативные последствия. Семья фактически отстранена от процесса воспитания. Дети в течение 14-16 лет находятся вне дома, бывая в родной семье лишь кратковременно в выходные дни или каникулы. Соответствующим образом формируется и психология человека с нарушениями слуха (рентные установки, иждивенческая позиция). Оторванный от семьи как от основного источника развития и социализации, от окружающего мира, от общения с обществом слышащих, ребёнок вырастает отчуждённым приверженцем замкнутого мира глухих, где царят свои, понятные ему с детства законы, где существует ставший родным особый язык общения, где определены правила поведения и образ жизни. Неудивительно, что впоследствии выпускники школ-интернатов строят собственные семьи, выбирая партнёров по браку из того же социума, стараются держаться вместе с бывшими одноклассниками, зачастую строят сообщества по типу кланов, пополняя криминальные структуры.