Смекни!
smekni.com

Феномен личности в психологии. Теория личности (стр. 1 из 3)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Реферат

на тему:

Феномен личности в психологии. Теория личности

Подготовила студентка 1-го курса,

Физического факультета,

Группы ФМ-11

Шостак Инна Николаевна

Брест 2010


Понятие человек, личность, индивидуальность и их соотношение

Как в общественной науке, так и в житейской практике широко используются понятия «человек», «личность», «индивидуальность».

Понятие о человеке

Коренным или родовым, исходным понятием является понятие человек.Человек – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homosapiens. Этот вид наделен сознанием, т.е. способностью познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно.

Человек, существо общественное, и это самый существенный признак. Человек – носитель сознания, которое является общественным продуктом.

Понятие о личности

Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Личность – категория общественно-историческая. Общественная сущность и социальные функции личности являются главными показателями в ее характеристике. Личность – объект исследования только общественных наук – истории, философии, социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики и т.д.

Личность - деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Роль – это социальная функция личности; например, роль матери и отца – воспитание детей, роль директора школы – управление коллективом учителей и организация процесса обучения учащихся.

Позиция личности – это система ее отношений. Существенными отношениями личности являются отношения к материальным условиям жизни, к обществу и людям, к себе, к собственным обязанностям, общественным, трудовым и т.д. Отношения различают не только по их направленности на объект, но и по уровню их осознанности. Обычно различают отношения малоосознанные и глубокоосознанные. Малоосознанные отношения – это мимолетное чувство симпатии или антипатии. Глубокоосознанное – это принципиальное отношение, оно определяется не требованием ситуации, а внутренними убеждениями, сложившимся нравственным идеалом личности, сознанием долга и обязанности. Материалистическая философия и психология рассматривают личность как социальную сущность. Личность – это тот же человек, но взятый со стороны его общественной значимости и общественной деятельности. Физиолог исследует человека как организм, социолог и психолог подходят к человеку как к личности. Вот почему нельзя согласиться с некоторыми психологами, которые при определении личности и ее структуры равное место отводят и социальному и биологическому. К. Маркс писал, что сущность личности «составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество». Личность – сознательный индивид. Нельзя понять общественной роли личности, не анализируя ее психологии: мотивов деятельности, способностей и характера, а в некоторых случаях и особенностей ее телесной организации, например типа нервной деятельности.

Понятие об индивидуальности

Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающую.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности.

Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее.

Житейской практике и в науке наряду со словом «индивидуальность» используют и слово «индивид». Под индивидом следует понимать данного конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Индивид

Субъект

Личность


Общественная сущность личности

Личность как объект общественных отношений

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и прежде всего экономических, трудовых отношений. Личность находится также в сфере политических, идеологических отношений. На психологию личности вместе с тем влияет и психология социальной группы в которую личность входит. В процессе общения люди влияют дуг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что «действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений». Продолжая эту мысль в « Немецкой идеологии», К. Маркс и Ф. Энгельс утверждают, что индивиды неизбежно вступают во взаимоотношения друг с другом на основе своих потребностей и способов их удовлетворения и что общение является фактором и духовного, нравственно-психологического развития.

Личность как субъект общественных отношений

Личность не только объект общественных отношений, но и субъект, т.е. является деятелем общественного развития. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведением перед обществом. Личность – существо сознательное, она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить личными интересами.

Личность в социалистическом обществе

Между общественным развитием и развитием личности существует органическая и непосредственная связь, взаимообусловленность. Но только в социалистическом обществе эта связь приобретает все более и более гармонический характер. Развитие личности при социализме и коммунизме тесно связано развитием коллективных начал жизни. Только в коллективе, писал К. Маркс, возможно подлинная свобода личности, ее социальная защищенность и только в коллективе возможно всестороннее развитие, рассвет всех ее способностей и дарований.

Проблема личности в современной буржуазной психологии

Личность стоит в центре внимания современной социологии, психологии, педагогики и этики. Возросший интерес к личности определяется как политическими, так и производственными целями. Значение личности – предпосылка эффективного управления ее деятельностью. В буржуазной психологии бытуют самые разнообразные, нередко противостоящие и противоборствующие концепции личности. Среди них особенно выделяются такие, как биологическая, биосоциальнаяисоциальная. Особенно ярко и четко биологизм выступает в трактовке личности З. Фрейдом. Согласно его учению, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, постоянно находящаяся в обществе и испытывающая на себе его влияние, но вместе с тем противостоящая ему. Все поведение личности обусловлено биологическими влечениями или инстинктами, в первую очередь сексуальным влечением. Представителей биосоциальной концепции разрывает личности как бы на две половины и считают, что психические процессы человека имеют биологическую природу, в то время как направленность личности определяется социальными явлениями. Такое понимание является ошибочным, так как уже элементарный процесс ощущения осложнен социально детерминированными вкусами и установками человека, зависит от степени развития сенсорики, достигаемой только в труде. Широко распространена в буржуазной психологии социальная концепция личности. В США особенно разрабатывается так называемая теория социализации. Согласно этой теории, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение при этом отводится общению, психологическому взаимопониманию, в то время как экономические и психологические отношения людей и их влияние на личность не учитывается. Буржуазные психологии, исследуя поведение человека в группе, объявляют всеобщей закономерностью сознательное или несознательное стремление личности приспособиться к требованиям группы, иными словами, к буржуазным порядкам. В действительности влияние группы, коллектива на личность может иметь различный характер. Это зависит как от особенностей личности, ее идейных позиций, характера, так и особенностей воздействия. Взаимоотношения коллектива и личности в условиях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи являются принципиальными, а действие члена коллектива в интересах группы – действием коллективиста по убеждению. Такое действие не имеет никакого отношения к конформному поведению. Другой социально-психологической концепцией служит так называемая теория научения. Согласно ей, жизнь личности, ее отношения – результат научения, усвоения суммы знаний. Весьма популярна в зарубежной психологии теория ролей. Она исходит из того, что каждый человек в жизни играет какую-то роль, одному ему предназначению. В зависимости от исполняемой роли определяется характер поведения личности, ее отношений с другими людьми. Исследование роли личности важно как для психологической теории, так и для понимания социальной практики. Однако в буржуазной психологии роль рассматривается только в системе психологических отношений, без учета материальных, политических и идеологических отношений, определяющих как позиции личности, так и ее место в общественной жизни. Каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств личности или среды. При этом совсем не учитываются объективные общественные условия жизни человека, детерминирующие его поведение. Эти теории, по существу игнорируют действительные закономерности развития общества, социальных групп и личностей. Для разработки теории личности большое значение имели труды русского психолога А.Ф. Лазурского, который впервые в отечественной психологии поставил проблему отношений и довольно четко показал зависимость системы отношений от социальных условий жизни.