Смекни!
smekni.com

Особенности формирования характера (стр. 1 из 2)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АНЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРТСВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

РЕФЕРАТ

ВЫПОЛНИЛА: слушатель группы

П-11,Капитонова П.С.

Научный руководитель: кандидат

Психологических наук, доцент

Гнедова С.Б.

Ульяновск - 2010


Содержание

Введение

Глава 1. Общее понятие о характере

1.1 Что такое характер?

1.2 Структура и свойства характера

Глава 2. Проявление характера

2.1 Характер и темперамент

2.2 Формирование характера

2.3 Изменение характера

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека.

В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и психопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера (крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт[1]), которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние. Психологи, которые занимаются проблемой характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют гибкий, устойчивый к стрессам характер. У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства тинэйджеров отдельные черты характера чрезмерно усилены, появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Т. е. для человека, имеющего определенную акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале 20 века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером, а также нашим соотечественником В.М. Бехтеревым. Позже аналогичную попытку предприняли психологи П.Б. Ганнушкин, М. Фрамер, О.В. Кербиков, У. Шелдон, еще позже – Э. Фромм, К. Леонград, Г.К. Ушаков, А.Е. Личко и другие ученые. Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные из них:

1. характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Предметом исследования данной курсовой работы является характер.

Цель и задачи следующие: провести обзор источников по изучаемой проблеме; рассмотреть периоды развития характера у человека; подобрать методики исследования для дальнейшего их использования.


Глава 1. Общее понятие о характере

1.1 Что такое характер?

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере. В переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т.д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.[2]

Характер – это совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штамп эмоциональных реакций, стиля мышления, которые сложились в процессе социализации, и зафиксированная в привычках и манерах, в системе взаимоотношений с окружающими.[3]

Научное определение характера было впервые дано И.П. Павловым. Великий физиолог указал, что физиологической основой характера является «сплав» устойчивых систем временных нервных связей, приобретенных в процессе жизни, и черт типа высшей нервной деятельности человека. Этот «сплав» образуется в конкретных жизненных условиях, в процессе деятельности человека и изменяется в связи с изменениями условий жизни и деятельности.[4]

Карл Юнг еще в 1928 году подчеркивал, что «характер – это устойчивая форма человеческого бытия, причем форма как физического, так и душевного рода…».[5]

Гиппенрейтор Ю. Б. пишет, что «характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования».[6]

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что он всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера тесно связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер.

Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, а следовательно, направлять поведение человека.

Характер человеческой жизни всегда многогранен. В нем могут быть выделены отдельные черты или стороны, которые являются связанными вместе, образуя целую структуру характера.

В рамках культурно-антропологического направления разрабатываются понятия социального и индивидуального характера. Первым, кто попытался разграничить эти понятия между собой, был Эрих Фромм.

Как писал Фромм, «индивидуальный характер – это то, благодаря чему люди, принадлежащие одной и той же культуре, отличаются друг от друга». Для чего нужен человеку характер? Отвечая на этот вопрос, Э. Фромм подчеркивает, что сообразно своему характеру человек, во-первых, достигает определенного уровня соответствия между внутренней и внешней ситуациями, во-вторых, характер выполняет функцию отбора идей и ценностей, в-третьих, характер составляет основу для приспособления человека к обществу.

Рубинштейн С.Л. отмечал, что «характер выражается в направленности личности, ее установках и значимых отношениях, которые регулируют и контролируют все проявления человека».[7]

«Социальный характер, по мнению Кунициной В.Н., это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе людей и являющихся продуктом общественного развития». Эти существенные признаки различаются между собой применительно к каждому конкретному индивиду в силу тех отношений, которые вырабатываются и закрепляются в его поведении между ним и окружающей действительностью.[8]

1.2 Структура и свойства характера

Характер представляет собой целостное образование, единство психических свойств личности. Но это целое состоит из определенных частей, звеньев. В характере могут быть выделены отдельные черты, стороны, которые не существуют отдельно друг от друга. Они являются связанными воедино, образуя структура целого характера и проявляющихся в таких компонентах, как направленность, убеждение, потребность, склонности, интересы и многое другое.

Можно выделить основные и ведущие черты характера. Они задают общую направленность развития всего комплекса его проявлений. Так же выделяют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут не гармонировать с ними. В жизни же встречаются более цельные и более противоречивые характеры.

Толстой А.Н. в статье «По такому образу должны формироваться люди» писал об Алексее Максимовиче Горьком: «Он любил и смех и шутки, но к призванию писателя, художника, творца он относился непримиримо, сурово, страстно.

Слушая какого-нибудь начинающего даровитого писателя, он мог расплакаться, встать и уйти из-за стола, вытирая платком глаза, ворча: «Хорошо пишут, черти полосатые».

Но если ты сфальшивил, слукавил, - а он это чувствовал шестым чувством, - унизился до компромиссика, рука его начинает барабанить пальцами по столу, он отводил в сторону светло-голубые глаза… в нем боролась доброта, такая же большая, как все в нем, доброта с начинающимся раздражением. И когда доброта, наконец, расступалась, он наговаривал глухим голосом такие беспощадные слова, уже прямо глядя в глаза!»[9]

Характер человека проявляется в том, как он относится к другим людям, к себе, к делу, к вещам. Он не может быть раскрыт и понят вне коллектива, вне общества. При живом общении с людьми ясно выступают такие черты характера, как неуживчивость или покладистость, миролюбие или склонность к спорам. У некоторых людей выражается эгоцентризм, у других – самоотдача в борьбе за общее дело. Так же проявляются добросовестность, исполнительность, ответственность, карьеризм, аккуратность или небрежность.


Глава 2. Проявление характера

2.1 Характер и темперамент

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. В конечном счете черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обуславливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности. Французский писатель Стендаль, описывая душевные свойства холерика, отмечал: «Повышенная впечатлительность, движения резкие и порывистые, впечатления столь же быстрые и столь же изменчивые, как у сангвиников, но поскольку каждое впечатление отличается большой силой, оно приобретает теперь более властный характер. Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения более самодовлеющие, более исключительные, более непостоянные. Оно придает ему почти постоянно чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо; он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Лишь при великих движениях, когда опасность или трудность требуют от него его сил, когда он в каждый миг вполне и целиком сознает эту опасность и трудность, может подобный человек наслаждаться существование».[10]