Смекни!
smekni.com

Особенности фрустрации в юношеском возрасте (стр. 2 из 5)

Т. Томэ предлагает различать два прин­ципиально разных типа развития в юношеском возрасте: прагматический и творческий. Для первого характерна ориентация на целесообразность и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное значение. Такое развитие нельзя назвать действительно индивидуальным развитием, потому что личность такого молодого человека стремится к гомеостатическому равновесию.

Второй путь можно назвать путем сознательного саморазвития. Ю.Б.Гиппенрейтер, описывая идеи А.Н. Леонтьева говорит о сознательном самоопределении как об основном содержа­нии «второго рождения» личности в юности[3]. Само­определение юноши отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию.

В юности почти каждого человека случаются первая любовь и первая дружба - события и связанные с ними пере­живания, которые не только остаются в памяти человека, но и влияют на всю его жизнь.

Юность - уникальный период вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать, ходить в музеи, на концерты, как бы заряжаясь энергиейкультуры на всю последующую жизнь. Если этот шанс упус­кается в юности, часто в дальнейшем бывает невозможным такое свежее, интенсивное и свободное, не связанное про­фессиональными, родительскими или какими-либо ины­ми нуждами приобщение к культуре.

Юность ценят все - это возраст, с которым горько рас­ставаться, в который многие хотели бы вернуться, который в этом смысле даже опасно переоценивается в ущерб дру­гим возрастам.

Но эта субъективная и объективная ценность и значи­мость юности делают особенно важным успешное решение задач развития, которые ставятся перед человеком в ран­ней юности. Исследователями называются различные зада­чи, что зависит от общей концепции возрастного развития, разделяемой тем или иным автором, и от конкретно-исто­рических условий развития личности на данном возрастном этапе.

Выделим следующие основные задачи развития в ран­ней юности:

1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);

2. Обретение психосексуальной идентичности - осозна­ние и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола, а также выбор будущего брачного партнера;

3. Профессиональное самоопределение - самостоятель­ное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценност­ных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности. Все это позволяет «включиться» в мир взрослых.

1.2.Переживание фрустрации в юношеском возрасте

В юношеском возрасте в силу эмоциональной нестабильности особенно сильна подверженность фрустрациям, и, как следствие, их переживание с разнообразными эмоциональными реакциями.

«Фрустрация - психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи. Фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса. Различают: фрустратор – причину, вызывающую фрустрацию, фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины»[4].

Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Важным понятием при изучении фрустрации является фрустрационная толерантность, в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее.

Левитов Н.Д[5]. выделяет некоторые типические состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, хотя они проявляются каждый раз в индивидуальной форме. К этим состояниям относятся следующие:

1) Толерантность.Существуют разные формы толерантности:

a) спокойствие, рассудительность, готовность принять случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя;

б) напряжение, усилие, сдерживание нежелательных импульсивных реакций;

в) бравирование с подчеркнутым равнодушием, за которым маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. Толерантность можно воспитать.

2) Агрессия– это нападение (или желание напасть) по собственной инициативе с помощью захвата. Это состояние ярко может быть выражено в драчливости, грубости, задиристости, а может иметь форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние при агрессии – острое, часто аффективное переживание гнева, импульсивная беспорядочная активность, злостность и т.д. потеря самоконтроля, гнев, неоправданные агрессивные действия. Агрессия – одно из ярко выраженных стенических и активных явлений фрустрации.

3) Фиксация – имеет два смысла:

a) стереотипность, повторность действий. Понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому не враждебно, оно является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна.

б) прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание. Потребность длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор. Здесь проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации – капризное поведение. Активная форма фиксации – уход в отвлекающую, позволяющую забыться деятельность.

4) Регрессия – возвращение к более примитивным, а нередко инфантильным формам поведения. А также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности. Подобно агрессии – регрессия не обязательно является результатом фрустрации.

5) Эмоциональность. У шимпанзе эмоциональное поведение возникает после того, как все другие реакции приспособления к ситуации не дают эффекта.

Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или внутреннего конфликта. Степень фрустрации зависит от того, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером.

В юношеском возрасте особый интерес представляют причины фрустраций, а также способы и глубина реагирования на них каждого конкретного юноши или девушки. Фрустрация различна не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности. Настроения могут быть продолжительными, в некоторых случаях оставляющие заметный след в личности молодого человека. Кроме того, фрустрации могут быть типичными для характера человека, нетипичными, но выражающими возникновение новых черт характера, либо эпизодическими, преходящими.

В данном случае знания о протекании юношеского возраста оказываются особенно значимыми. Потребность в камерном, глубоко личностном общении, на фоне которого разворачиваются все процессы взросления, созревания, психического развития на столько высока, что юноши общаются по 7-9 часов в день, в основном со своими друзьями, старшими и младшими. В режиме диалога протекает и обучение в юношеском возрасте. Это знают все учителя старших классов. Невозможно требовать от молодого человека простого заучивания материала и пересказа его, так как каждый в этом возрасте имеет свое мнение.

Отсутствие достаточного опыта в общении, максимализм часто порождают резкие и конфликтные формы в общении, когда молодые люди реагируют друг на друга резко и грубо, когда объявляются «бойкоты», являющиеся ни чем иным, как фрустрацией ведущей потребности в общении. Лишенный общения со значимыми людьми молодой человек может переживать поистине огромную трагедию, становиться озлобленным и замкнутым, агрессивным, саркастичным, обидчивым, эмоционально несдержанным. Это отражается на других людях, в частности на членах его семьи, на родителях.

Особую проблему составляют отношения дружбы и любви, являющиеся суперзначимыми для людей юношеского возраста.

Для юноши или девушки любовь – это, чаще всего, незнакомое чувство. Они пока не знают, как она приходит, и как уходит. Появление предмета любви – высоко значимое событие в жизни молодого человека, вызывающее «бурю» эмоций, напряженные переживания. «Юношеский возраст характеризуется новым типом общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. Самые большие открытия в таких отношениях делаются о себе самом»[6].

«Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к другому, каким он фактически является, побуждая не столько выбирать любимого, сколько придумывать его»[7]. Подлинная интимность отношений в юности, то есть совмещение жизненных целей и перспектив влюбленных при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможна только на основе относительно стабильного образа «Я». Пока его нет, юноша часто мечется между желанием полностью слиться с другим человеком и страхом потерять себя в этом слиянии. Само по себе сильное чувство может стать источником фрустрации, вызывать страх, а также прочие фрустрационные реакции.

Зачастую юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмо­ционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в са­мораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Подобное нелегко переносить и взрослому человеку, не говоря уже о юношах, с хрупким, еще не устоявшимся внутренним миром. Э.Шпрангер, понимая эротику как духовное, эстетическое проявление любви людей, отмечает: «Для психологии подростка, однако, самым важным является установление того факта, что в годы развития природа сохраняет обе стороны еще отдельными в переживании друг от друга, и что созвучие обоих моментов в одном большом переживании и связанном с ним акте оплодотворения является симптомом зрелости. В сознании подростка эротика и сексуальность вначале резко отделены друг от друга. Это самое существенное положение, которое следует установить в данной связи»[8].