Смекни!
smekni.com

Технология реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью (стр. 1 из 7)

курсовая работа по психологии

на тему

"Технология реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью"

Пенза, 2010

содержание

Введение

1. Игровая зависимость: основные понятия и стадии

2. Технология и методы реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью от азартных игр

2.1 Лечение и реабилитация людей с игровой зависимостью от азартных игр другой игровой деятельностью

2.2 Когнитивно-поведенческая психотерапия

2.3 Метод Гештальт терапии

2.4 Гипносуггестивная психотерапия

3. Технология реабилитации и лечения людей, страдающих игровой зависимостью от игровых автоматов

4. Реабилитация людей с игровой зависимостью от компьютерных игр и интернета

Заключение

библиография

Введение

Не секрет, что азартные игры появились еще на заре цивилизации. Азарт нельзя назвать патологией. На Востоке и на Западе с удовольствием предавались азартным играм, и ничто, ни власть, ни церковь, и ни тем более доводы рассудка не смогли остановить азартные игры.

Но иногда за безобидным желанием развлечься, может скрываться зависимость от азартных игр. Такой игрок уже не владеет своей жизнью. Вся его жизнь превращается в игру, и вот это уже является патологией личности.

Игромания может развиваться очень быстро. Человек в течение одного дня может "заболеть игрой", за неделю разориться, чуть позже покончить собой.

В самостоятельное заболевание зависимость от игры (гэмблинг, лудомания, игромания) была выделена совсем недавно. Сейчас к ней относятся так же, как и к другим зависимостям - алкоголизму, наркомании.

По оценкам специалистов стоечных казино, в Москве около десяти тысяч крупных игроков.

Крупными в казино называют тех, кто ставит не меньше $10 тыс. за время игры. По оценкам специалистов стоечных казино, в Москве около десяти тысяч крупных, тактически эти люди уже находятся во власти патологической зависимости, и лишь весьма призрачная грань не позволяет считать их клиентами психиатров. Однако перейти эту границу проще простого, тем более что врачи утверждают: зависимость от игры очень часто сопровождается еще и алкоголизмом или наркоманией.

Алкоголизм, наркомания и игровая зависимость схожи еще и тем, что, каждый думает, будто его эта напасть не коснется. Впервые сыграв (попробовав наркотик или алкоголь), человек испытывает сильнейшее чувство удовлетворения, которое ему впредь хочется испытывать снова и снова.

Другое дело, что человека с игровой зависимостью довольно трудно выявить: он может хорошо выглядеть и довольно долго (или пока не возникнут неизбежные финансовые проблемы) не давать никаких поводов семье или коллегам считать его серьезно больным - в то время как у алкоголика или наркомана все написано на лице.

Но если в лечении наркомании и алкоголизма имеется много наработок и способов коррекции, то игромания еще не успела обзавестись таким солидным арсеналом.

Говоря об игровой зависимости, невозможно не упомянуть о еще одной форме аддиктивного поведения в современных условиях - компьютерной зависимости.

Она проявляется в следующих формах:

1. Чрезмерная увлеченность работой в интернете - собственно поиск информации.

2. Из-за неограниченного доступа к информации и "информационного вампиризма" пользователя она нередко создает иллюзорное ощущение собственной мощи. Особая опасность стать зависимым от Интернета подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются почти единственным средством коммуникации с миром.

3. Болезненная зависимость от видеоигр. Опасность, проявляющаяся в болезненной зависимости от игр, состоит в бесконтрольной компьютерной игровой деятельности.

4. Поглащенность общением он-лайн с друзьями по сети. Это дает возможность найти себе виртуального собеседника, практически удовлетворяющего любым критериям. Важно, что при этом не дается никаких обязательств поддерживать с ним общение в дальнейшем.

Основная проблема избавления от зависимости состоит в том, что личность больного искажена, дисгармонична, а потому, даже при активном желании излечиться, закрепить достигнутый результат бывает очень сложно.

Самостоятельные попытки оставить зависимость чаще всего приводят к развитию депрессивного состояния, которое поддерживает неодолимую тягу и проходит, когда больной возвращается к привычному занятию - алкоголю, наркотикам, игре. Все остальное в жизни блекнет, теряет свой смысл. Распространенность игромании в развитых странах составляет 2-3%, чаще заболевают мужчины.

Характерной чертой этой болезненной зависимости является неоправданный оптимизм в ожидании выигрыша.

Игроки каждый раз искренне надеются на выигрыш, не учатся на своем опыте, рассчитывают на легкие деньги. Для настоящих игроков деньги второстепенны: главным является эйфорическое ощущение в промежутке между ставкой и исходом игры. Они продолжают игру вне зависимости от размера выигрыша или проигрыша. Остановится самостоятельно не могут, испытывают сильную агрессию к любому, кто пытается их оторвать от игры.

Вовлеченность в азартные игры повышается в периоды стресса, напряженной работы, эмоционального дискомфорта. Типичным исходом игромании являются долги, кражи, криминальные действия, самоубийства.

За всю историю человечества из-за своей зависимости от игры тысячи и тысячи мужчин и женщин претерпели неисчислимые страдания и унижения. Тем не менее, ситуацию можно изменить, так же, как можно изменить свою жизнь, сделать ее лучше, светлее, комфортнее. Сделать это нелегко. Ведь для этого надо изменить себя.

Важнейшим шагом на пути преодоления игровой зависимости является признание наличия проблемы и активная потребность вести здоровый образ жизни.

Целью исследования является изучение понятия, стадий, технологии и методов реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность игровой зависимости, остановившись подробно на понятии и стадиях игровой зависимости;

- дать характеристику технологии реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью от азартных игр;

- изучить технологию и методы реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью от игровых автоматов;

- описать технологию реабилитации у людей с игровой зависимостью от компьютерных игр и интернета.

В качестве предмета исследования выступила игровая зависимость.

Методологической основой работы служит диалектический метод познания и анализ рассматриваемых явлений.

Характер рассматриваемых в курсовой работе вопросов обусловил использование комплекса основных методов:

– материалистические;

– исторические;

– метод сравнительного анализа;

– формально-юридический метод;

– эмпирические;

– источниковедческие.

Выбор структуры курсовой работы обусловлен последовательностью решения поставленных задач и логикой изучения темы.

– В первой главе рассматриваются понятие и стадии игровой зависимости.

– Во второй главе дается характеристика технологии и методов реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью от азартных игр.

– В третьей главе изучаются технология и методы реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью от игровых автоматов.

– В четвертой главе описывается технология реабилитации у людей с игровой зависимостью от компьютерных игр и интернета.

При написании курсовой работы были изучены учебные материалы, монографии, публикации на страницах периодической печати.

1. Игровая зависимость: основные понятия и стадии

Любая патологическая зависимость, будь то к алкоголю, наркотикам или азартным играм, формируется не на пустом месте. Эмоциональный внутренний дискомфорт и постоянное желание выйти из этого состояния при помощи созданных модуляторов здесь и сразу, не активизируя работу сознания, а лишь убегая от действительности, - вот фундамент развития лудомании и других аддиктивных форм поведения. Кирпичи же на этот фундамент специалисты пытаются наложить уже не первый век. Фрейд оценивал основную идею одержимости игрой бессознательным желанием проиграть и почувствовать себя жертвой несправедливости фортуны. Он считал, что в основе такой мотивации лежат нарушения взаимоотношений ребенка с родителями, а игра может быть способом вернуть материнскую любовь или средством самонаказания за постыдные чувства к матери. Гипотезу инфантильного всемогущества выдвинул Шандор Ференци - венгерский психоаналитик. Согласно этой гипотезе, игрок впадает в иллюзию сопричастности к высшим силам мироздания, к избранникам судьбы и абсолютному успеху. В таком аффективном состоянии лудомана опьяняет уверенность, что он точно знает, какие числа должны выпасть - сама фортуна шепчет их на ухо, тем самым выделяя его среди остальных. Генетики уже много лет ищут ген, отвечающий за предрасположенность к азарту вообще и к азартным играм в частности - ген риска. Пока безуспешно. Зато обнаружен некий ген синдрома дефицита удовлетворенности - постоянный фоновый дискомфорт. Человек с генетической склонностью к этому синдрому будет непременно искать способы, позволяющие ему испытать это чувство, - алкоголь, наркотики и азартные игры.

Так или иначе, но врачи отмечают, что среди игроков, страдающих патологической зависимостью от азартных игр (ПЗоАИ), большой процент людей имеет проблемы в межличностных отношениях и открытом эмоциональном контакте с окружающими. Игры компенсируют неполноценное общение. Практически у каждого игрока есть свой любимый игровой автомат или стол в казино, с которым у него устанавливаются особые отношения. Лудоман поглаживает его, нашептывает просьбы о выигрыше, дает уменьшительно-ласкательные прозвища. Формируется стойкая зависимость "человек-машина". Человек изливает на игровой автомат свою привязанность, идентифицирует с ним минуты радости и удачи, видит в нем проводника фортуны, понимающего и всегда ждущего друга. При этом игроки не запоминают отрицательных эмоций, доставленных этим милым автоматом. Аддикты азартных игр до копейки помнят все свои выигрыши, но никогда не помнят, сколько они уже проиграли.