Смекни!
smekni.com

Особенность временной перспективы беременных женщин (стр. 4 из 16)

Л. Кублицкене представила многообразие форм личностной организации времени через выявления способов организации деятельности. Изучая соотношение субъективного и объективного времени, она пришла к выводу, что личностная организация времени целостно может быть изучена в единстве трех основных ее структурных компонентов - переживание, осознание и временная организация деятельности. Временная организация деятельности, по мнению автора, является ведущей составляющей. Л. Кублицкене считает, что индивидуальное многообразие способов временной организации деятельности личностью может быть отражено типологически в шести типах: “оптимальный”, “дефицитный”, “спокойный”, “исполнительный”, “тревожный”, “неоптимальный” [40, с. 16].

Проблема личностной организации времени, проблема жизненного пути тесным образом связаны с особенностями планирования личностью времени своей жизни. В.Ф. Серенкова также сочла возможным представить индивидуальное многообразие способов планирования личностью времени типологически: прогнозирующе-оптимальный тип характеризуется сочетаемостью краткосрочного планирования и планирования времени на отдаленное будущее; однонаправленно-оптимальный тип также обнаруживает взаимосвязь между планированием ближайшего и отдаленного будущего, но с преобладанием ориентации на одну, уже выбранную, структуру плана; у представителей прогнозирующе-неоптимального типа, с одной стороны, отсутствует сочетаемость планирования времени на “актуальный” период и на отдаленное будущее, а с другой – проявляется стремление к установлению определенной зависимости в границах плана на неопределенный промежуток времени; у однонаправленно-неоптимального типа преобладает планирование времени на “актуальный” период, без создания планов на отдаленное будущее; ситуативно-стихийный тип характеризуется пассивной позицией по отношению к планированию времени.

Таким образом, теоретического анализа литературы по проблеме времени, позволяет констатировать, что исследования проблемы времени в психологии осуществлялось в целом ряде направлений, однако они мало связаны друг с другом. Существующие направления изучения времени можно условно классифицировать, выделив четыре основных аспекта его рассмотрения. Первый - отражение (психикой, сознанием) объективного времени, большая или меньшая адекватность и механизмы отражения (восприятие времени). Второй - временные, т. е. процессуально-динамические характеристики самой психики, связанные, прежде всего, с лежащими в ее основе ритмами биологических, органических, нейрофизиологических процессов. Третий - способность психики к регуляции времени движений, действия и деятельности. Четвертый - личностная организация времени жизни и деятельности, т. е. той временно-пространственной композиции, в которой строятся ценностные отношения личности с миром на протяжении времени жизненного пути.

В последние десятилетия прогностическая, предвосхищающая функция психики, связанная с построением модели потребного будущего человека, все более привлекает внимание психологов. Исследования в этом направлении проводятся в русле разных подходов, в различных контекстах и с использованием различной терминологии. При обозначении указанного вида психической реальности говорят, например, о временной перспективе, перспективном целеполагании, планировании, построении модели будущего, смыслостроительстве, принятии и реализации намерений в деятельности и т.д.

Интерес исследователей к проблеме временной перспективы личности носит не только теоретический характер, но связан с очевидной зависимостью формирования и трансформации модели собственного будущего человека от микро- и макросоциальных условий конкретного исторического времени, в котором живет субъект. Временная перспектива представляет собой важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, когерентность (согласованность), эмоциональный фон и другие.

Теоретическая постановка проблемы временной перспективы в психологическом аспекте приводит к выводу о необходимости ее специального исследования, исходным моментом в котором станет понимание того обстоятельства, что вся совокупность отношений личности находит специфическое выражение, по временной организации и качественных временных изменениях.

Временная перспектива личности не только подвержена влиянию кризисных моментов жизни социума, но и способна активно противостоять их негативному воздействию, т.е. выступать как более или менее адекватная защитная стратегия. Впервые эта особенность временной перспективы личности была выделена в рамках психоаналитического подхода. Так, активное (хотя и фантастическое) планирование будущего выступает в качестве одного из защитных механизмов.

Возможность детерминироваться будущим как условие свободного отношения человека к жизненным данностям (часто трудным или даже невозможным) стала предметом исследования В. Франкла. В его работах способность человека находить будущий смысл в актуально смыслодефицитных ситуациях рассматривается как условие сохранения личностной целостности и предпосылка личностного развития.

Термин «временная перспектива» (timeperspectives) - был введен Л. Франком для характеристики взаимосвязи и взаимообусловливания прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека. По словам Л. Фрэнка, временная перспектива – это «динамическое базовое свойство человеческого существования. Прошлое и будущее – два аспекта поведения… Будущее детерминируется настоящим, настоящее контролируется прошлым, но прошлое создает то, что будущее накладывает его ценности на настоящее».

Несколько раньше К. Левин предложил термин «временная протяженность», но после публикации Фрэнка он обращается к понятию временная перспектива и определяется ее как общий взгляд индивида на свое психологическое будущее и прошлое, существующий в данный момент времени.

Сходный по смыслу концепт «временная трансспектива» позволяет охватить целостный хронотоп жизни субъекта – его прошлое, настоящее, будущее и подчеркнуть их взаимодействие. По удачному выражению автора, которому принадлежит введение этого термина, временная трансспектива – это сквозное видение из настоящего в прошлое и будущее, в отличие от слова перспектива, отражающего акцент на будущем.

К. Левин поставил вопрос о существовании единиц психологического времени различного масштаба, обусловленных масштабами жизненных ситуаций и определяющих границы «психологического поля в данный момент». Согласно К. Левину, это поле включает в себя не только теперешнее положение индивида, но и его представления о своем прошлом и будущем – желания, страхи, мечты, планы и надежды. Все части поля, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека. «Отношения, чувства, мысли о прошлом и будущем могут иметь существенное влияние на поведение…». Настоящее должно быть репрезентировано как включающие психологическое прошлое и психологическое будущее. Прошлое и будущее это один из измерений жизненного пространства человека. Это измерение может быть длинным или коротким, определенным или туманным. Его структура, может быть, простой или сложной, его границы могут быть слабыми или жесткими». В эмпирическом аспекте такой подход оказался достаточно продуктивным, стимулировал исследования временной перспективы личности.

К. Левин первым среди психологов построил пространственно временную модель, в которой сознание и поведение индивида рассматривались сквозь призму долговременной перспективы и разносторонних характеристик индивидуального жизненного пространства. Причем во времени он выделял зоны настоящего, ближнего и отдаленного прошлого и будущего, а в пространстве – уровни реального и ирреального.

Идеи К. Левина оказали заметное влияние на последующее развитие исследований психологического времени личности. Особое внимание обращают на себя исследования временной перспективы, связанной с будущим человека, так называемой будущей временной перспективой, под которой понимается «…способность личности действовать в настоящем в свете предвидения сравнительно отдельных будущих событий».

Интересные данные были получены при изучении возрастной динамики будущей временной перспективы. Будущая временная перспектива это временной порядок ожидаемых личностью в будущем, каких – либо событий. Применив метод «временной линии» (требовалось отложить отрезки, характеризующие настоящее, прошлое и будущее личности), Т. Коттл обнаружил, что при переходе от детства к взрослости последовательно возрастает удельный вес прошлого и будущего в сознании Ж. Нюттен, развивая идею К. Левина, рассматривает временную перспективу, прежде всего, как функцию репрезентации, или когниции. Он определяет временную перспективу как восприятие в некоторой определенный момент объективно представленной последовательности событий, с интервалом между ними. Особенностью временной перспективы, по мнению Ж. Нюттена, состоит в ее представленности лишь в когнитивном плане, а не в плане реального восприятия. И наряду с объективно воспринимаемыми явлениями, репрезентированными в реальном времени и пространстве («здесь и теперь»), в сознании человека присутствуют явления и объекты, отнесенность к которым в «ментальном» плане так же побуждает человека к активности, как и актуально воспринимаемые им объекты и явления. Эти объекты получили название «мотивационных объектов» в концепции Ж. Нюттена. Он полагает, что они обладают определенными индексами времени и существует во временной перспективе по аналогии с пространственной. Согласно его концепции, временная перспектива создается присутствием в сознании человека разноудаленных во времени объектов: эти мотивационные объекты имеют своей функцией временную перспективу и определяют ее глубину, структуру, степень реальности и содержательную характеристику.