Смекни!
smekni.com

Психолингвистический анализ невербального общения представителей разных национальностей (стр. 1 из 20)

Введение

Данная работа посвящена психолингвистическому анализу невербального общения представителей разных национальностей.

Общение – понятие широкое и многогранное. Оно всегда должно нести некий смысл и характеризуется каким-то содержанием, какой-то формой. А это не одно и то же. Кроме того, в каждом конкретном коммуникативном акте необходимо определить канал связи: аудиальный, зрительный, тактильный и т.д.

В качестве важного компонента любой коммуникации выступают мотивы участников общения. В целом ряде случаев (а с помощью научных методов - всегда) можно обнаружить рассогласование формы и содержания сообщения. Чтобы нас поняли правильно, надо, чтобы и форма и содержание гармонично сливались бы друг с другом, не внося элементов диссоциации.

О культуре речи, правилах телефонных разговоров, деловых контактов и всего, что относится к вербальной коммуникации написано множество книг. Но помимо вербального типа общения существует язык жестов, или невербальный тип общения между людьми, область знаний, которой сравнительно недавно стали уделять повышенное внимание тысячи людей.

Целью нашего исследования является установить и описать характерные отличительные особенности невербального общения нескольких национальностей, проживающих на территории Астраханской области, сравнить данные национальности по этим параметрам и по возможности дать им интерпретацию.

Достижение цели данного исследования предполагает решение следующих задач:

- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме невербальной семиотики и межнациональной культуры общения;

- определить содержание понятий: общение, национальность, невербальная семиотика и составляющие ее структуру паралингвистика, кинесика, окулесика, гаптика, проксемика, сенсорика, хронемика;

- провести наблюдение, а затем проанализировать особенности невербального общения представителей отдельных национальностей Астраханской области.

Исследование проводилось при помощи таких методов, как наблюдение, анализ и интерпретация.

Предметом исследования являются особенности поведения представителей лезгинской, татарской и русской национальности обоих полов всех возрастов.

Объектом исследования являются невербальные средства общения, которыми пользуется та или иная национальность в коммуникативном акте.

Материалом изучения в данном исследовании являются видеозаписи свадеб представителей лезгинской, татарской и русских свадеб.

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема невербальной коммуникации до сих пор является не до конца изученной. Большое количество авторов в России и за рубежом занимались вопросами невербальной семиотики, среди них Крейдлин Г., Аргайл М., Пиз А. Но о коммуникативном поведении людей и способах их речевого общения до сих пор известно крайне мало. Невербальные аспекты человеческого поведения в ситуации коммуникативного взаимодействия и проблем соотношения невербальных языковых кодов с естественным языком не только не описаны систематически, но в целом ряде отношений просто не затронуты.

Одной из причин того, что в рамках данной проблемы все еще остаются белые пятна, является и то, что язык тела, как любой естественный язык, постоянно развивается, меняется, приобретает что-то новое и утрачивает отдельные элементы.

Что касается определения рамок изучения невербального поведения именно в этой работе, то они обусловлены тем, что Астрахань и Астраханская область являются местом проживания народов около 140 национальностей, а сам город Астрахань находится на границе нескольких государств.

Полученные знания о невербальной стороне коммуникации позволяют лучше понять культуру общения той или иной национальности, а значит способствовать успешной коммуникации с ее представителями.

Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения, в которое входят изображения отдельных кинем, выделенных во время наблюдения.


Глава I. Структура невербального общения

1. Специфика невербальной коммуникации

Проблема культуры речевого поведения лежит в сфере, охватывающей ответы на следующие четыре вопроса:

1. Для чего мы говорим?

2. Что мы хотим сказать?

3. Какими средствами мы это делаем?

4. Какова реакция на нашу речь?

Ответ на первый вопрос определяет цель речи (Ц), на второй — замысел будущей речи (З), на третий — конкретный текст речи (устный или письменный) (Т), на четвертый — уровень адекватности реакции слушателей или читателей на поставленную говорящим цель (Р).

Цель (мотивация) лежит в основе любого речевого поступка. Замысел это выбранная говорящим тактика воздействия на слушателя и информация, переданная ему. Текст — это конкретная речь, устная или письменная, которая поступает на слуховой или зрительный анализаторы. Реакция — это поведение слушающего в речевой коммуникации. Последовательность Ц — З Т — Р представляет собой системное образование, поэтому изменение одного из ее элементов приводит к изменению всех остальных. Целевых установок речи множество, так как они связаны с потребностями человека в коммуникативном воздействии на других людей: желанием убедить в чем-либо, заставить совершить определенный поступок, вызвать ту или иную эмоцию и т.д. Каждая из целевых установок имеет свои лингвистические и экстралингвистические средства выражения, начиная со структуры построения текста и выбора лексики и кончая интонационным контуром, мимикой, жестами и пр. (Зарецкая 2001, 230).

Какими средствами передается то, что мы хотим донести до слушателя или читателя? Эти средства делятся на две группы: лингвистические и паралингвистические.

Надо сказать, что с точки зрения оценки интеллектуальных человеческих возможностей одновременное существование в поведении человека двух функционирующих групп знаковых систем поражает. Чтобы понять, насколько это сложно, достаточно попробовать левой и правой рукой совершить принципиально разные действия (скажем, одной рукой совершать горизонтальные движения, а другой — колющие). Это требует специальной тренировки, так как мозг с большим трудом подает разные импульсы на разные части тела, т.е. координирует разнонаправленную деятельность внутри одного организма. В устной же речи постоянно работают две разные группы знаковых систем, и в принципе человек не испытывает большого дискомфорта. Это означает, что все мыслительные усилия в этот момент падают на сознательное: человек напряженно думает о том, что говорит, а знаковая система языка тела функционирует совершенно стихийно и еще больше его выдает, потому что для контроля над ней не остается интеллектуальных сил. И мы действительно не контролируем эту стихию. Даже понимая, что надо следить за выражением своего лица, люди справляются с этим, как правило, плохо. Тренинг, связанный с профессиональной деятельностью актеров, резидентов и т.п., оказывается трудоемким и продолжительным. Человеку очень нелегко демонстрировать знаки языка тела в соответствии с определенным внутренним замыслом.

Это неконтролируемый процесс. Именно поэтому вы можете обратиться к человеку с каким-нибудь заветным вопросом, и он не сразу ответит вам на этот вопрос, а, скажем, ответит через 10 секунд, но уже в первую секунду по тому, покраснел он или нет, по тому, как он на вас смотрит в этот момент, по тому, ежится он или нет, вы уже знаете ответ. И даже если словесный ответ окажется не таким, как первая реакция, вы уже знаете, что он неточен. Известная мысль: «Бойтесь первых порывов души — они, как правило, самые благородные» — с точки зрения психологии должна была бы звучать так: «Бойтесь первых порывов души — они, как правило, самые искренние».

Известно, что за день современный человек произносит около 30 тысяч слов или приблизительно 3 тысячи слов в час. Как правило, речевое общение сопровождается несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой контекст. Эффективность любых коммуникативных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова и другие элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т. е. взгляд партнёра, мимику и жесты, телодвижения, позы, дистанцию, темп и тембр речи.

Ученые установили, что с помощью языка мы передаём не более 35% информации своим собеседникам. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы общения были объединены понятием «невербальная коммуникация». Жесты, мимика, позы, одежда, причёски, окружающие нас предметы, привычные для нас действия – все они представляют собой определённый вид сообщений, получивших название невербальных сообщений, т. е. происходящих без использования слов. На их долю приходятся оставшиеся 65% информации, передающейся в процессе коммуникации.

Прочтение подобного рода элементов поведения собеседника способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации в ходе любого коммуникационного акта даёт нам сведения о морально-личностном потенциале партнёра, о его внутреннем мире, настроении, чувствах и переживаниях, намерениях и ожиданиях, степени решительности или отсутствии таковой.

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определённое значение, понятное окружающим. Правда, в случае необходимости им легко придать смысл, понятный лишь нескольким посвященным (обычный кашель может легко стать сигналом, предупреждающим о появлении определённого человека).

Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке. Также через невербальные средства мы узнаём об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдалённости, типе их отношений (доминирование – зависимость, расположенность – нерасположенность), а также динамике их взаимоотношений.