Смекни!
smekni.com

Представления о человеке в основных направлениях психологии (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение

1. Основная часть

Психология в Первые десятилетия XX века

Психоанализ

Бихевиоризм

Гештальтпсихология

Психология в 1930-1940-е годы

Культурно-историческая психология

Психология в 1950-1960-е годы

Когнитивная психология

Трансперсональная психология

Психология в 1970-1980-е годы

Заключение

Литература

Введение

Психология (греч. - душа и логос - слово, знание, дословно - душесловие, знание о человеческой душе) - наука о закономерностях развития и функционирования психики. (Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.)

Психология - Объективная наука о субъективном мире человека и животных В.П. Зинченко.

Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Часто говорят, что психология - это наука о душе, из которой исключено исследование души. психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует этология).

Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых - психика. Однако, например, бихевиористы отвергают любые ненаблюдаемые переменные, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология - естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) - заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б.Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.

Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, "дедушкой" психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате "О душе" давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.

Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).

В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин "Психология" для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин "Психология" в современном научном смысле.

2 августа 1795 года британский королевский астроном Невил Маскелайн впервые обнаружил ошибки, допущенные его ассистентом Дэвидом Киннбруком в расчётах. Киннбрук был уволен, но анализ ошибок, проведенный другим астрономом - Фридрихом Беззелом, положил начало систематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и "ментальной хронометрии" (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов.

Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.

Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.

Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об "автоматических умозаключениях", лежащих в основе восприятия пространства.

Однако главное имя в истории оформления психологии как науки - Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

1. Основная часть

Психология в Первые десятилетия XX века

Психоанализ

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений психологии. С одной стороны, активно развивается психоанализ - школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом - Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы психологии оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. В рамках первой психоаналитической школы к Зигмунду Фрейду присоединяются Альфред Адлер (известен как автор термина "комплекс неполноценности") и Карл Густав Юнг. Психоанализ это название, данное Зигмундом Фрейдом системе интерпретации и терапевтического лечения психических недомоганий. После изучения Фрейдом (1885-86) течение психоанализа продолжило жить благодаря французскому неврологу Дж.М. Шарко, который заключил, что истерия вызывается не органическими симптомами нервной системы, а эмоциональными разладами. Позднее, в сотрудничестве с венским врачом Джозефом Брейером, Фрейд написал две статьи по истерии (1893, 1895), где изложил основную часть своей теории психоанализа. Фрейд использовал свой психоаналитический метод, прежде всего, по отношению к клиентам, страдающим от многочисленных умственных расстройств, которые до недавнего времени классифицировались, как неврозы. Ко Фрейду присоединилось огромное количество студентов и врачей, среди которых были Юнг и Альфред Адлер. Последние сделали множественные вклады в науку, но к 1913 году отказались от основы психоанализа, так как не пожелали согласиться с акцентом Фрейда на сексуальной мотивации. Другие аналитики, включая Мелани Кляйн и Жак Лакан, также существенно повлияли на эту сферу. Психоанализ и его теоретические позиции оказали огромное влияние на современную психологию и психиатрию.

Основной постулат психоанализа - концепция динамического бессознательного ума - вышла из наблюдений Фрейда, что физические симптомы пациентов-истериков имеют тенденцию исчезать после того, как давно забытые ситуации становились осознанными. Он видел бессознательное как сферу психической деятельности, которая влияет на личность и поведение, и оперирует материалами, которые невозможно вызвать путем обычных мыслительных процессов. Фрейд утверждал, что существовали защитные механизмы, куда входили репрессии, реакция-формация, регрессия, замещение и рационализация, которые защищали сознательный ум от аспектов реальности, которые ему было трудно воспринять. Самый основной защитный механизм это репрессия, которая вызывала забывчивость по отношению к сложным моментам.

Наблюдая отношения между психоневрозами и репрессированными воспоминаниями, Фрейд сделал сознательное признание этих забытых ситуаций основой психоаналитической терапии. Гипноз был самым ранним методом, который использовался для "поднятия" бессознательного, но ввиду ограниченной эффективности, его скоро заменили свободные ассоциации (гипнотизм). Сны, которые Фрейд интерпретировал, как символ исполнения желаний, считались первичным ключом к бессознательному, а их анализ - важной частью фрейдистской терапии.

Чтобы уточнить действие человеческой психики, Фрейд и его последователи ввели теорию психоанализа. Целостную человеческую личность Фрейд делил на три функциональные части: ид, эго и суперэго. Он видел ид, как глубочайший уровень бессознательного, где доминируют принципы удовольствий, где целью является немедленное осуществление порывов. Суперэго возникает у ребенка посредством идентификации с родителями и как ответ на социальное давление; функционирует как внутренний цензор, чтобы обуздать порывы ид. Эго, с другой стороны, видится как часть ид, измененное контактами с внешним миром. Это умственная субстанция, которая находится посередине между тремя силами: внешними запросами социального давления или реальности, запросами либидо немедленного удовлетворения, возникающими из ид, и моральными требованиями суперэго. Невзирая на то, что его только частично считают сознательным, эго выступает в качестве большей части того, что называют сознательным. Фрейд настаивал, что конфликты между этими тремя несогласуемыми силами и есть причина невроза.

Психоанализ фокусировался на раннем детстве, утверждая, что многие конфликты, возникающие в человеческом уме, развиваются в первые годы жизни. Фрейд продемонстрировал это в своей теории психосексуальности, в которое либидо (сексуальная энергия) ребенка ищет выход через разные зоны тела в первые пять-шесть лет жизни.