Смекни!
smekni.com

Психиатрия Коркина (стр. 111 из 142)

При формировании фобий наблюдается характерная для всех неврозов последовательность в возникновении расстройств На фоне возникших вегетативных, сенсомоторных и аффективных расстройств появляется навязчивая мысль, те включается идеа-торный компонент и этим завершается формирование фобии

В начале болезни фобии возникают по механизму условного рефлекса в идентичных ситуациях, затем условия возникновения страха расширяются Эта особенность дала основание Н М Асати­ани (1967) выделить три стадии в развитии фобического этапа не­вроза навязчивых состояний Для первой стадии характерно воз­никновение страха при непосредственном столкновении с трав­мирующей ситуацией, например при поездке в метро, где возник страх Во второй стадии фобии возникают уже при ожидании встречи с травмирующей ситуацией, те при ожидании поездки в метро И для третьей стадии характерно возникновение страха при одном только представлении о возможности этой ситуации

Типичным для развития фобических расстройств является расширение ситуаций, вызывающих страх вначале больной ис­пытывает страх ездить в метро, затем в электричке, трамвае и тд Расширение ситуаций зависит от фабулы страха, но чаще всего бывают следующие мысли «водитель не успеет открыть автома­тически закрывающиеся двери», «большое расстояние между станциями в метро, не успеют оказать помощь, если сделается плохо» Часто больные с ипохондрическими фобиями, чаще кар-диофобиями, выбирают специальный маршрут, где по пути име­ются медицинские учреждения или аптеки, чтобы обезопасить себя на случай плохого состояния

При неврозе навязчивых состояний фобии чаще мономорфны Среди фобий наблюдаются страхи пространства и положения — агорафобии, клаустрофобии, страх транспорта и др , наряду с этим бывает страх неспособности выполнения привычных функций, обусловленный тревожным ожиданием неудачи (невроз ожида­ния) Невроз ожидания может распространяться как на физиоло­гические функции, так и на профессиональные действия Возмож­ны так называемые социофобии страх публичных выступлений,

436 Часть III. Частная психиатрия

страх покраснеть, быть неловким или проявить замешательство в обществе и этим обратить на себя внимание При этом у больных появляется внутренняя напряженность, скованность. К навязчи­вым страхам обычно присоединяются различные защитные дей­ствия — ритуалы. На начальном этапе болезни ритуалы носят ха­рактер прямой защиты (по Асатиани Н.М.), которая выражается в избегании травмирующей ситуации с последующим усложнением защитных действии. Например, мытье рук при страхе зафязне-ния, выбор маршрута поездки при кардиофобиях или поездка только в сопровождении человека, который сможет оказать по­мощь, и т.д. Однако при фобическом неврозе ритуалы не носят символического характера, а всегда конкретны и обоснованны.

Обычно больные сохраняют критическое отношение к навяз­чивым страхам, и это является отличительной особенностью на-вязчивостей. Только на высоте страха, на короткий период может утрачиваться критическое отношение.

Так, больной с кардиофобией, оставшись один в квартире, по­думал, что он один и никто ему не поможет, если будет плохо. Сразу же возникли сердцебиение, неприятные ощущения в обла­сти сердца, казалось, что сердце то бьется, то останавливается. Больной покрылся холодным потом, пальцы казались посинев­шими, он решил, что умирает, выскочил на улицу полуодетым и в страхе пробежал около километра до поликлиники. Как только вступил на ее порог, страх исчез и появилось критическое отно­шение к случившемуся. Врачу с юмором говорил: «Думал, что ин­фаркт, а бежал с такой скоростью, не жалея сердца».

Некоторые больные сами рассказывают о своих защитных действиях, а других врач должен уметь расспросить о них. Часто больные сами создают себе систему защитных мероприятий и ус­пешно справляются со страхами.

Особое место в этом ряду занимает страх сойти с ума и поте­рять контроль над своим поведением Это обычно появляется при усложнении навязчивостей и возникновении навязчивых контра­стных влечений (желание сделать недозволенное, противореча­щее установкам личности).

28.2.1.4. Депрессивный невроз (невротическая депрессия)

Невротическая депрессия — психогенно обусловленная легкая форма депрессии с преобладанием грустного настроения, адина­мии, нередко с навязчивыми идеями и ипохондрически-сенесто-патическими явлениями

При невротической депрессии, как и при других неврозах, на первом этапе отмечается значительная выраженность вегетатив­но-соматических нарушений (этап соматических жалоб). Невро­тическая депрессия чаще развивается у людей, в преморбидном

Глава 28. Психогенные заболевания 437

состоянии которых отмечаются прямолинейность, ригидность, гиперсоциальность, бескомпромиссность.

Этим лицам свойственна аффективная насыщенность пережи­вании со стремлением тормозить внешние проявления эмоций. Психотравмирующие ситуации, как правило, длительные, субъек­тивно значимые, неразрешимые и в значительной степени обус­ловленные преморбидными особенностями личности больных.

Выделяют два варианта ситуации, приводящих к невротичес­кой депрессии 1) «неудачна вся жизнь больного» (Керби-ковО.В.); при этом во всех сферах деятельности больного скла­дываются неблагоприятные взаимоотношения; 2) больной вы­нужден жить в ситуации эмоционального лишения, которое обус­ловлено длительной разлукой, отсутствием эмоционального кон­такта с близкими, взаимоотношениями, которые надо скрывать, неудовлетворенностью жизнью, отсутствием эмоциональной от­душины в жизни и др.

Психотравмирующие ситуации существуют долго, отрица­тельные эмоции, вызванные ими, подавляются больным. Однако отрицательные эмоции подавить невозможно. При подавлении эмоциональный разряд разрешается по вегетативным путям, и у больного возникают вегетативно-соматические расстройства (Анохин П.К.). Это и наблюдается на первом этапе невротичес­кой депрессии.

У больных появляются вегетодистонические расстройства, колебания артериального давления, сердцебиения и головокру­жения или дисфункции желудочно-кишечного тракта. С жалоба­ми на эти нарушения больные обычно обращаются к терапевтам, получают симптоматическое лечение. После этого этапа начина­ет нарастать пониженное настроение, которое сами больные ред­ко связывают с травмирующей ситуацией, а врачи склонны объ­яснять соматическим состоянием, так как у больного наблюдает­ся стойкая гипотония и явления спастического колита.

Тоска обычно неглубокая, больные жалуются на грусть, утрату радости от житейских удач, снижение активности. Речи о психо­генной ситуации обычно не бывает. На «отсутствие осознания причин болезни» обращали внимание все специалисты, изучаю­щие невротическую депрессию.

Почти у всех больных наблюдаются нарушения сна Чаще отме­чается затрудненное засыпание, больные не могут отрешиться от событий прошедшего дня или нарушения носят характер невроза ожидания.

Более мучительными для больных бывают пробуждения среди но­чи или в ранние утренние часы, которые сопровождаются чувством тревоги и сердцебиением, однако «страха за сердце» и ипохондричес­кой фиксации на неприятных ощущениях в сердце не возникает.

438 Часть III. Частная психиатрия

Ухудшение самочувствия в утренние часы считается типичным депрессивным расстройством Однако у этих больных по утрам не отмечается усиления тоски или тревоги, чаще они испытывают слабость и разбитость, как больные неврастенией

Значительное число больных отмечают снижение активности, но это касается установления контактов, выбора развлечений У большинства наблюдается «бегство в работу», особенно если травмирующая ситуация носит семейно-сексуальный характер. Только на работе такие больные чувствуют себя здоровыми

«Бегство в болезнь» встречается крайне редко, только на этапе перехода невротической депрессии в невротическое истерическое развитие личности.

Типичным для невротической депрессии является симптом, ус­ловно названный нами «надежда на светлое будущее» (Лакосина Н.Д.). Он характеризуется тем, что у больных нет тоскливой оценки буду­щего, их не беспокоит мысль о беспреспективности ситуации и со­стояния. Даже при явно неразрешимой ситуации они как бы не за­мечают и не учитывают ее при построении планов на будущее.

Течение депрессии волнообразное, при ее нарастании появля­ется слезливость. Больные по любому поводу и без повода не мо­гут удержать слезы Именно слезливость часто приводит таких больных к врачам.

При длительном течении невротической депрессии на этапе перехода в невротическое развитие личности появляется расст­ройство, условно названное нами «болтливость». Малоразговор­чивые, склонные скрывать свои переживания люди начинают рассказывать часто малознакомым людям о своих душевных пе­реживаниях, о неблагополучии в семье и т.д. Возникшая «болтли­вость» была несвойственна им ранее и воспринимается ими как чуждая, как проявление болезни. Больные стараются с ней бо­роться, стыдятся непривычной словоохотливости. После присту­па говорливости ругают себя за это, затем вновь не могут не «бол­тать». Речь в эти периоды ускоренная, сами они выглядят ожив­ленными. Невротическая депрессия является одним из вариантов психогенных расстройств на невротическом уровне.

Для структуры самого синдрома невротической депрессии ха­рактерны следующие особенности: отсутствие аффекта тоски, проецируемого в будущее, и отражение психогенной ситуации в высказываниях больных. Снижение активности и инициативы долго носит парциальный характер, имеет место «бегство в рабо­ту» Указанные особенности синдрома невротической депрессии помогают отдифференцировать его от депрессивных состояний иного генеза.