Смекни!
smekni.com

Психиатрия Коркина (стр. 58 из 142)

При присоединении физической зависимости доза барбамила достигает I г и более в сутки Изменяется картина опьянения: оно становится дисфорическим со злобной агрессией, стремлением к дракам, нанесению тяжких повреждении, разрушительным дей­ствиям. На этой стадии двигательные координации во время опь­янения страдают мало. Барбитуроманы в состоянии опьянения становятся опасными для окружающих.

Абстинентный синдром при вынужденном перерыве в приеме барбамила бывает тяжелым Озноб чередуется с проливным по­том. Бессонница сочетается с беспокойством. Наблюдаклся судо­рожное сведение мышц, мелкий тремор, подьем артериального давления, тахикардия. Далее присоединяются боли в желудке, рвота, а также боли в крупных суставах (симптом И.Н.Пятниц­кой). На 3—5-е сутки нередко возникают эпилептические припад­ки, а к концу недели — делирий. Далее в течение 1—2 нед удержи­вается депрессия с дисфорией и тревогой. При появлении судо­рожных припадков и при развитии делирия абстиненция стано­вится опасным для жизни состоянием.

Течение наркомании отличается довольно быстрым (на протя­жении месяцев) развитием энцефалопатии и психоорганического синдрома. Резко снижается сообразительность, грубо нарушается память, особенно на недавние события. Речь делается смазанной (дизартрия), движения — плохо координированными (атаксия), рефлексы снижаются. Лицо становится маскообразным, блед­ным, с землистым оттенком. Кожа покрывается гнойничковыми сыпями, раны долго не заживают. Настроение постоянно угне­тенное и злобное. Нередко суицидальные мысли.

Прогноз весьма неблагоприятный из-за суицидов, смертель­ных передозировок барбитуратов, несчастных случаев, тяжелых абстиненции.

228 Часть III. Частная психиатрия

Лечение. Терапия барбитуромании существенно отличается от лечения других наркоманий тем, что дозу барбитуратов необходи­мо уменьшать постепенно на протяжении 1—2 нед из-за опаснос­ти эпилептических припадков и делирия при внезапной отмене. Интенсивная дезинтоксикация показана после полной отмены наркотика. Рецидивы после лечения возникают очень часто.

16.3.2. Токсикомании 16.3.2.1. Ингалянтные токсикомании

Используемые средства. Эти средства относятся в основном к тех­нической и бытовой химии. Еще в конце XIX в. появились случаи эфи­романии, так как для ингаляции применялся эфир, предназначенный для наркоза. В настоящее время наиболее распространены бензин, ацетон, некоторые сорта клея, пятновыводители, реже толуол, раство­рители нитрокрасок и др Действующими началами этих средств явля­ются ароматические и алифатические углеводороды: бензол, ксилолы, кетоны, этиловый и метиловый эфиры, метиловый и изопропиловый спирты, а также галогенизированные (например, трихлорэтилен) и фторированные (ди- и трифторметан) углеводороды.

Опьянение парами бензина. Наступает в течение 5— 10 мин инга­ляции. Краснеет лицо, раздражаются верхние дыхательные пути. Затем возникает эйфория (лицо расплывается в блаженной улыб­ке) без стремления к двигательной активности. Если ингаляция прекращается, то опьянение проходит за 15—20 мин и сменяется вялостью и головной болью. Если же вдыхание бензина продолжа­ется, то развивается делирий. Яркие зрительные галлюцинации носят обычно устрашающий характер (дикие и чудовищные звери, бандиты и террористы и т.д.), реже — сексуальный Слуховые гал­люцинации бывают не всегда, они элементарны (акоазмы — шу­мы, гудки, звон, неразборчивая речь) или тематически связаны со зрительными (слышатся угрозы, рычание зверей). Токсикоманы как бы отключаются от окружающего, галлюцинации принимают за реальность, но отношение к ним может быть двойственным: страх сочетается с любопытством. При прекращении ингаляции галлюцинации быстро проходят и к ним появляется критическое отношение Делирий редко длится более получаса и сменяется ас­тенией, апатией, головной болью. Запах бензина в выдыхаемом воздухе может сохраняться до нескольких часов.

Опьянение парами пятновыводителей. Встречается обычно у подростков, которые ингалируют группой Быстро наступает эй­фория1 смех одного заражает других. Появляется визуализация представлений («о чем подумаю, то и увижу») Подростки обычно фантазируют на приключенческие или сексуальные темы. При продолжительных ингаляциях (по нескольку часов с перерывами)

Глава 16. Наркомании и токсикомании 229

развивается онейроид Видения уже не возникают по желанию. Перед взором развертываются сцены, напоминающие увлека­тельный фильм. От окружающего отключены, но сохраняется со­знание того, что видения вызваны, а не реальны При прекраще­нии ингаляции протрезвление наступает быстро. Даже запах в вы­дыхаемом воздухе скоро исчезает.

Опьянение ацетоном, толуолом, парами растворителей нитро­красок. Опьянение этими веществами сходно с онеироидом, вы­званным продолжительным вдыханием пятновыводителей. Онейроид протекает тяжелее — с оглушением. Участники сидят оцепеневшие, с опущенной головой, на лице застывшая улыбка, при обращении отмахиваются, что-то бормочут. При передози­ровке наступают сопор и кома. Сильный запах ацетона изо рта позволяет распознать природу этих состояний.

Опьянение парами некоторых сортов клея. Это опьянение так­же проявляется эйфорией и онеироидом. Видения часто напоми­нают мультипликационные фильмы развлекающего содержания («мультики»). Подобные «лилипутские галлюцинации» в виде яр­ко окрашенных маленьких человечков и зверюшек, быстро двига­ющихся, с утрированной мимикой и жестами, иногда говорящих писклявыми голосами, были описаны французским психиатром Лероем еще в начале XX века (до появления мультипликационных фильмов) при инфекционных и интоксикационных психозах. При передозировке могут наступить сопор и кома Описаны слу­чаи смерти от асфиксии при вдыхании паров клея из целлофано­вого мешка, натянутого на голову, так как, потеряв сознание, ды­шавшие не в силах были его снять.

Злоупотребление ингалянтами распространено среди подростков. «Мода» на разные вещества постоянно сменялась, иногда охваты­вая лишь отдельные регионы, сообщества, группировки. Ингалиру-ются чаще всего в компании сверстников, связанных между собой местом жительства или учебой. Начинают злоупотреблять ингаля­циями в возрасте 9—14 лет. Большинство подростков вскоре броса­ют ингаляции. Лишьу 5—10 % развивается токсикомания Взрослые чаще используют ацетон, и тогда токсикомания формируется чаще.

Диагностика. Диагноз токсимании устанавливается на основа­нии выявления психической зависимости от ингалянта. Ее кос­венными признаками служат переход от ингаляций, начатых в компании, ко вдыханию паров в одиночку, увеличение дозы вды­хаемого вещества, повторные ингаляции в течение дня и даже ежедневные длительные по нескольку часов подряд с перерыва­ми. Перестают скрывать злоупотребление от посторонних и близ­ких. Злобно отталкивают тех, кто пытается прервать ингаляцию. При вынужденном перерыве появляется депрессия и дисфория.

230 Часть III. Частная психиатрия

Развитие физической зависимости ставится под сомнение. На­блюдаемые при перерыве ингаляций вегетативные расстройства (головная боль, сердечные аритмии), а также бессонница, мы­шечный тремор, шаткость походки могут быть следствием токси­ческой энцефалопатии, вызванной хронической интоксикацией.

Последствия хронической интоксикации в виде психоорганиче­ского синдрома и токсической энцефалопатии наступают через несколько недель после частых и продолжительных ингаляций или через многие месяцы при редких (1—2 раза в неделю) ингаля­циях. Психоорганический синдром проявляется ослаблением памя­ти, трудностью сосредоточения, плохой сообразительностью, за­медленной ориентировкой в меняющейся обстановке. У подрост­ков резко падает способность усваивать новый учебный материал Пассивность и склонность к безделью могут чередоваться со злобностью и агрессивностью. Токсическая энцефалопатия сопро­вождается вегетативными и неврологическими нарушениями. Жалуются на постоянные головные боли, плохой сон, головокру­жения, во время езды на транспорте укачивает. При неврологиче­ском осмотре можно видеть спонтанный нистагм, легкий мышеч­ный тремор, пошатывание в позе Ромберга, повышение сухо­жильных рефлексов. На ЭЭГ регистрируют умеренные диффуз­ные изменения, а иногда выявляется судорожная активность.

Для хронической интоксикации бензином характерны пора­жения печени и почек, пятновыводителями — хронические брон­хиты. Если злоупотреблявшие ингалянтами начинают пьянство­вать, то алкоголизм обычно развивается злокачественно.

Лечение. При сформировавшейся токсикомании лечение необ­ходимо проводить в стационарных условиях прежде всего для того, чтобы строго контролировать поведение, исключить возможность тайных ингаляций. Проводится дезинтоксикация (лучше всего в виде капельных внутривенных вливании глюкозы, тиосульфата на­трия, мочегонных и др.). Депрессию и дисфорию устраняют амит-риптилином, коаксилом и карбамазепином (финлепсином). Для подавления влечения к ингалянтам пытаются использовать неко­торые нейролептики — неулептил, сонапакс. Аверсионная терапия в виде выработки условного отрицательного рефлекса на сочетание запаха ингалянта с действием рвотных средств (апоморфин, эме­тин) оказалась малоэффективной. При психоорганическом синд­роме используют длительное лечение ноотропами (пирацетам, пантогам, фенибут) и общеукрепляющими средствами. Целью психотерапии является раскрытие пациенту вреда для здоровья, особенно психического, злоупотребления ингалянтами.