Смекни!
smekni.com

Психиатрия Коркина (стр. 70 из 142)

Инкубационный период прогрессивного паралича значитель­но длиннее (8—12 лет2 и более), но возможно и более раннее воз­никновение этого заболевания

Эти заболевания нередко объединяют под общим названием «неиролю-зс», включая в эту группу и сухотку спинного мозга

Описаны случаи прогрессивного паралича через "50 и 40 чет Такое позд­нее проявление неиролюэса дало основание некоторым авторам говорить о профессивном параличе (и сухотке спинного мозга) как о IV периоде сифли-са, однако единой точки зрения по этому поводу нет и далеко не все исследо­ватели признают наличие IV периода

274 Часть HI. Частная психиатрия

20.1. Сифилис мозга (Lues cerebri)

Под обобщающим названием «сифилис мозга» объединяются различные по своей клинической картине нервно-психические нарушения, связанные с сифилитическим поражением сосудов головного мозга, его оболочек или, что бывает значительно реже, возникновением гумм.

Нервно-психические расстройства могут быть вызваны также изменениями и самой ткани мозга, наступающими вторично вследствие проникновения патологического процесса с оболочек в вещество мозга (менингоэнцефалит), поражения мозга в связи с нарушением питания, разрастания гумм и т.д.

Почти в каждом случае заболевания в той или иной степени имеются поражения как церебральных сосудов и оболочек, так и вещества мозга, но преобладает обычно какой-то один тип нару­шений. Сифилис мозга — прогредиентное заболевание и может привести к выраженному в той или иной степени дисмнестичес-кому (парциальному) слабоумию.

20.1.1. Клинические формы сифилиса мозга

Единой классификации форм сифилиса мозга нет. Это объяс­няется большим разнообразием клинических проявлений мезо-дермального сифилиса, выраженным полиморфизмом невроло­гических и психических нарушений, нередким отсутствием чет­ких границ между различными формами.

Наиболее часто выделяют следующие варианты сифилиса го­ловного мозга.

Нервно-психические нарушения вследствие поражения оболочек мозга. При этой форме реакция со стороны оболочек мозга может проявляться как легким раздражением (явления менингизма), так и типичным менингитом, протекающим остро или хронически.

Острый сифилитический менингит развивается преимущест­венно во вторичном периоде, сопровождается общемозговыми явлениями (головные боли, головокружения, рвота), повышен­ной температурой тела, типичными менингеальными симптома­ми (симптом Кернига, ригидность затылочных мышц и т.д.). Ха­рактерно поражение черепных нервов. Нередко возникают эпи-лептиформные судороги и симптомы помрачения сознания по типу оглушения, спутанности или делирия. Однако значительно чаще, чем острый менингит, в оболочках мозга развивается хро­нический воспалительный процесс, нередко проникающий и в вещество мозга (хронический сифилитический менингит и ме­нингоэнцефалит).

Помимо выраженной патологии черепных нервов (ввиду пре­имущественно базальной локализации процесса), у больных от-

Глава 20. Психические нарушения при сиф. поражениях головн. мозга 275

мечаются головные боли, раздражительность, склонность к аф­фективным реакциям, нередко подавленное настроение.

Иногда менингит развивается по выпуклой (конвекситатной) поверхности мозга. При этой локализации патологического про­цесса наиболее яркими симптомами являются судорожные состо­яния и нарушения сознания. Больные либо оглушены и подавле­ны, либо находятся в состоянии спутанности и двигательного возбуждения. Судорожные приступы носят характер джексонов-ских или генерализованных припадков.

Неврологическая симптоматика при сифилитических менин­гитах может быть представлена не только менингеальными симп­томами и разнообразной патологией черепных нервов (птоз, ко­соглазие, анизокория, нистагм, снижение слуха, поражение лице­вого и тройничного нервов и т.д.), но и такими явлениями, как аг­рафия, апраксия, геми- и моноплегия.

Зрачковые симптомы (помимо анизокории и деформации зрачков) выражаются чаще всего в вялой реакции на свет и акко­модации. Типичный же симптом Аргайла Робертсона бывает не всегда.

Встречаются случаи и асимтомного сифилитического ме­нингита, когда заболевание проявляется только характерными изменениями ликвора.

Анализ спинномозговой жидкости при сифилитических ме­нингитах показывает характерные для сифилиса, но неоднотип­ные нарушения (см. главу 2).

Апоплектиформная форма сифилиса мозга. Эта форма встреча­ется наиболее часто. Она развивается на основе специфического поражения церебральных сосудов. Клинически проявляется час­тыми инсультами с последующими очаговыми поражениями. Первое время очаговые поражения нестойки, обратимы, загем же становятся все более множественными, прочными и постоянны­ми. Обширные неврологические расстройства могут быть пред­ставлены самыми разнообразными (в зависимости от локализа­ции поражения) симптомами: параличами и парезами конечнос­тей, поражением черепных нервов, апраксией, агнозией, псевдо-бульбарными явлениями и т.д. Почти постоянным признаком яв­ляется ослабление зрачковой реакции на свет.

Помимо очаговой патологии, для этой формы очень характер­ны головные боли, головокружения и снижение памяти. Больные становятся раздражительными, придирчивыми, слабодушными, иногда гневливыми или подавленными. Отмечаются эпизоды по­мрачения сознания, главным образом по типу сумеречного.

По мере утяжеления неврологической симптоматики проис­ходит все более отчетливое нарастание дисмнестического (очаго-

276 Часть III. Частная психиатрия

вого, частичного, лакунарного) слабоумия (см. главу 6). Возмо­жен летальный исход во время инсульта.

Эпилептиформная форма сифилиса мозга. Клиническая карти­на этой формы внешне напоминает эпилепсию: появляются судо­рожные состояния, могут отмечаться периоды измененного со­знания и настроения, снижается память. Развитие этой формы происходит на основе различных поражений: при менингитах и менингоэнцефалитах, при эндартериите мелких сосудов, образо­вании гумм. Поэтому возможны и самые разнообразные невроло­гические симптомы.

Гуммозная форма сифилиса мозга. Эта форма встречается зна­чительно реже других. Образуются единичные (солитарные) или множественные малые гуммы. В зависимости ог их локализации и величины выявляются различные неврологические расстройст­ва. Обычно гуммы не достигают такой величины, чтобы вызвать сдавление, но иногда все же бывают симптомы, весьма напомина­ющие картину опухоли мозга: повышение внутричерепного дав­ления, рвота, резкие головные боли, адинамия, реже — помраче­ние сознания, а со стороны глазного дна — застойные соски зри­тельных нервов. При гуммозной форме могут также возникать су­дорожные состояния.

Галлюцинаторно-параноидная форма. Эта форма характеризу­ется появлением обмана чувств и возникновением бредовых идей с превалированием то тех, то других. Галлюцинации чаще всего слуховые, но могут быть и зрительные, тактильные, висцераль­ные и т.д. Больные слышат оклики, иногда музыку, но чаще всего неприятные разговоры, угрозы, обвинения и брань по своему ад­ресу. Зрительные галлюцинации также обычно неприятного и да­же устрашающего характера: больной видит какие-то рожи, мох­натые руки, тянущиеся к его горлу, бегающих крыс.

Из бредовых идей чаще всего отмечается бред преследования, реже — иного характера (ипохондрический, величия, самообвине­ния и т.д.).

Бредовые идеи, как правило, просты, связаны с непосредст­венным окружением больного, лишены символичности Больные уверяют, что соседи «специально, чтобы извести включают во всю мощь приемник», что сестра «сделала не тот укол», что врачи «за­пустили его состояние» и т.д.

Неврологическая симптоматика, имеет преимущественно диффузный характер и выражена нерезко. Характерны анизоко-рия и вялая реакция зрачков на свет. Иногда встречаются асимме­трия лица, небольшой птоз, отклонения языка в сторону и т.д.

Так называемая сифилитическая неврастения не может счи­таться отдельной формой, а является по сути сборным понятием.

Глава 20. Психические нарушения при сиф. поражениях головн. мозга 211

Характерные (особенно в начальных стадиях заболевания) невро-зоподобные симптомы в виде повышенной раздражительности, плохого сна, утомляемости, тревожности и подавленности (иногда до выраженной депрессии) объясняют в основном двумя причина­ми: 1) реакцией человека на сам факт заболевания сифилисом; 2) общей интоксикацией организма и, в частности, головного мозга.

Врожденный сифилис (Lues congenita). С известной долей схе­матизма врожденный сифилис обычно делят на прогредиентный (сифилис-процесс) и непрогредиентиьш (так называемый дистро­фический, или деструктивный, сифилис), когда патология вызва­на повреждением зачатка или остаточными явлениями внутриут­робного поражения.

Для врожденного сифилиса характерны менингиты, менин-гоэнцефалиты, сосудистые поражения. Возможно также разви­тие (острое или постепенное) гидроцефалии. При прогредиент-ном сифилисе могут встречаться ie же формы, что и у взрослых, но с рядом отличий, зависящих от особенностей возрастной ре­активности детского организма в целом и центральной нервной системы в частности. Например, у детей весьма редко встречает­ся галлюцинаторно-параноидная форма. Характерными клини­ческими проявлениями заболевания (помимо разнообразных неврологических нарушений) являются менингоэнцефалиты (подострые и острые), припадочные состояния (апоплекти-формные и особенно эпилептиформные приступы), олигофре­нии. Следует помнить, что столь нередкая при конгенитальном люэсе клиническая картина, как эпилепгиформный синдром, может быть выражением различных патологических процессов: а) проявлением собственно сифилиса мозга, его эпилептиформ-ной формой и б) проявлением качественно иного болезненного процесса — эпилепсии, ибо врожденный сифилис является од­ной из причин эпилептической болезни.