Смекни!
smekni.com

Психиатрия Коркина (стр. 72 из 142)

Нередко возникает склонность к пустым тратам, больные за­нимают деньги и покупают совершенно случайные вещи. Боль­ной накупил в подарок своим родственникам целых два чемодана никому не нужной мелкой галантереи Другая больная, по про­фессии проводница, часто занимая деньги, покупала на них раз­нообразные хрустальные вазы Типично появление болтливости и хвастливости. Резко меняется и эмоциональность больных. Появ­ляется выраженная лабильность эмоции, у больных легко возни­кают вспышки раздражения вплоть до выраженной гневливости, но эти злобные вспышки обычно непрочны и больного (в отличие от больных эпилепсией) довольно быстро можно отвлечь на что-то постороннее Также легко эти больные переходят от слез к сме­ху и наоборот. Преобладающей окраской настроения может быть довольно рано появляющаяся эйфория В некоторых случаях, на­оборот, возникает выраженное депрессивное состояние с возмож­ными суицидальными тенденциями Возможно также возникно­вение бредовых идей, особенно бреда величия и одной из его раз­новидностей — бреда богатства.

Быстрое нарастание слабоумия накладывает явный отпечаток и на бредовое творчество больных Паралитический бред обычно отличается нелепостью и грандиозными размерами Один боль­ной уверяет, что все книги на земле написал именно он, но толь-

282 Часть III. Частная психиатрия

ко под разными псевдонимами. Другой заявляет, что может выле­чить любую болезнь, в том числе рак, соком кислой капусты, и при этом выкрикивает в форточку «приказы всему миру». Третий предлагает нелепый проект разведения рыбы в городских услови­ях, «чтобы хватило всему населению Земли».

При бреде богатства больной приглашает каждого к себе в гости, так как у него «200 комнат и каждая в стиле разных эпох и народов», обещает всем студентам подарить по золотой шубе, а студенткам еще и по паре золотых туфель в придачу, обещает «обсыпать алмазами». Реже появляются идеи преследования, ипохондрический бред и т.д., обычно также нелепого содержа­ния. Изредка встречаются галлюцинации, главным образом слуховые.

С течением времени все более заметным становится снижение интеллекта. Резко нарушается память, иногда появляется корса-ковский синдром. Все более явно обнаруживаются слабость суж­дении и потеря критики. Слабоумие при прогрессивном параличе в отличие от сифилиса мозга носит диффузный, общий характер.

Для /// (маразматической) стадии заболевания (до которой, как уже указывалось, болезненный процесс сейчас обычно не до­ходит) самым характерным было глубокое слабоумие, полный психический маразм (наряду с маразмом физическим).

Неврологические нарушения. Характерным и одним из первых неврологических признаков является симптом Аргайла Робертсо-на — отсутствие зрачковой реакции на свет при сохранении ее на конвергенцию и аккомодацию. Характерны и другие зрачковые нарушения: резкое сужение их величины (миоз), иногда до разме­ров булавочной головки, возможна анизокория или деформация зрачков. Нередко при прогрессивном параличе наблюдаются так­же асимметрия носогубных складок, птоз, маскообразное лицо, отклонение языка в сторону, отдельные фибриллярные подерги­вания мышц языка и круговых мышц рта (так называемые зарни­цы). Очень типична довольно рано появляющаяся дизартрия. По­мимо невнятности и нечеткости речи, больные при произноше­нии могут пропускать отдельные слова или, наоборот, застревать на каком-либо слоге, по многу раз повторяя его (логоклония). В некоторых случаях отмечаются отчетливое разделение слогов, па­узы между ними (скандированная речь). Нередко речь становится гнусавой (ринолалия).

К ранним проявлениям относятся также характерные измене­ния почерка (он становится неровным, дрожащим) и нарушения координации тонких движений. С течением болезни в письме больных появляются все более грубые ошибки в виде пропусков или перестановок слогов, замены одних букв другими, повторе­ния одних и тех же слогов и т.д.

Глава 20. Психические нарушения при сиф. поражениях головн. мозга 283

Все более грубыми могут становиться и нарушения координа­ции. Довольно часто отмечаются изменения сухожильных ре­флексов (анизорефлексия, повышение, снижение или даже пол­ное отсутствие коленных и ахилловых рефлексов), а также более или менее выраженное снижение чувствительности. Возможно появление патологических рефлексов.

Нередки нарушения иннервации тазовых органов. Наиболее грубая неврологическая симптоматика характерна для III (по­следней) стадии болезни. Преимущественно в этой стадии на­блюдаются апоплектиформные припадки, оставляющие за собой вначале алаживающиеся, а затем все более стойкие очаговые на­рушения в виде парезов и параличей конечностей, явлений афа­зии, апраксии и т.д.

Нередкой патологией при прогрессивном параличе являют­ся эпилептиформные припадки, в III стадии болезни обычно возникающие сериями или в виде статусов с возможным ле­тальным исходом.

Соматические нарушения. Довольно часто отмечается сочета­ние прогрессивного паралича с сифилитическим мезаортитом. Могут также отмечаться специфические поражения печени, лег­ких, иногда кожи и слизистых оболочек. Очень характерны об­щие нарушения обмена. Возможны трофические нарушения ко­жи вплоть до образования язв, повышенная ломкость костей, вы­падение волос, возникновение отеков. При хорошем и даже по­вышенном аппетите может быть резко прогрессирующее истоще­ние. Понижается сопротивляемость организма, у больных с про­грессивным параличом легко возникают интеркуррентные забо­левания и, в частности, гнойные процессы.

Серологические изменения. Как правило, реакции Вассермана, РИТ и РИФ и др. (см. главу 2) в спинномозговой жидкости резко положительные Отмечаются плеоцитоз, увеличение количества белка, изменение соотношения белковых фракций с увеличением количества глобулинов, в частности гамма-глобулина. Очень пока­зательна реакция Ланге, дающая полное обесцвечивание пурпур­но-красного коллоидного золота в первых 3—4 пробирках, а затем постепенное изменение цвета от бледно-голубого до обычного.

Экспансивная (классическая, маниакальная) форма была описа­на одной из первых не только благодаря своей яркой клинической картине, но и большому распространению. Сейчас эта форма, особенно в чистом виде, встречается довольно редко. Характери­зуется появлением маниакального состояния и нелепых идей ве­личия. На фоне благодушно-эйфорического настроения иногда могут внезапно возникать вспышки гнева, но раздражение это обычно кратковременное, и больной вскоре вновь становится эй-форичным и благодушным.

284 Часть III. Частная психиатрия

Депрессивная форма по своей клинической картине является противоположностью экспансивной. Больные вялы, подавлены, бездеятельны, нередко высказывают бредовые идеи самообвине­ния или ипохондрический бред, обычно также нелепого характера.

Дементная форма в настоящее время встречается чаше всего (до 70% всех случаев). На первый план выступает яркая картина общего (тотального) слабоумия. В настроении преобладает либо благодушие, либо вялость, безразличие ко всему окружающему.

Ажитированная форма характеризуется резким психомотор­ным возбуждением, нередко на фоне спутанного сознания.

Припадочная форма. В клинике прогрессивного паралича с са­мого начала преобладают припадки паралитического инсульта и эпилептиформные судорожные состояния. При преобладании су­дорожных припадков иногда говорят об эпилептиформной форме прогрессивного паралича.

Циркулярная форма выражается в чередовании маниакального и депрессивного состояний.

Параноидная форма характеризуется появлением бредовых идей преследования, иногда в сочетании с галлюцинациями.

Атипичные формы. К ним чаще всего относят табопаралич (со­четание клинической картины прогрессивного паралича с табети-ческими явлениями в виде полного исчезновения коленных и ахилловых рефлексов, нарушения чувствительности, в особенно­сти болевой, и т.д.) и паралич Лиссауэра (преобладание очаговой симптоматики — апраксии, агнозии и т.д.— в связи с атипичной локализацией процесса преимущественно в задних отделах голо­вного мозга).

20.2.1.1. Прогрессивный паралич в детском и юношеском возрасте

В исключительных случаях встречается прогрессивный пара­лич юношеского возраста на основе заражения сифилисом в ран­нем детстве.

Обычно же, когда говорят о детском или юношеском (юве-нильном) прогрессивном параличе, то имеют в виду заболевание, развившееся на почве врожденного сифилиса.

Прогрессивный паралич на основе врожденного сифилиса мо­жет начаться уже в 6—7 лет, но чаше болезнь дебютирует в возрасте 12—15 лет или несколько позже. Ювенильный прогрессивный пара­лич имеет ряд особенностей: здесь обычно отсутствует так называе­мая неврастеническая стадия, болезнь часто начинается остро, с эпилептиформных припадков, не бывает бредовых идеи и спонтан­ных ремиссий, очень быстро нарастает общее слабоумие с особенно тяжелыми нарушениями речи вплоть до полной ее утраты, когда больные могут издавать лишь отдельные звуки. Возможно и посте­пенное начало заболевания. Клиника ювенильного паралича обыч­но соответствует дементной форме: больные становятся апатичны-

Глава 20. Психические нарушения при сиф. поражениях головн. мозга 285

ми и бездеятельными, очень быстро теряют прежние знания и инте­ресы, обнаруживают все более нарастающие расстройства памяти.

Иногда болезнь может начаться как бы среди полного здоро­вья, но чаще на фоне той или иной патологии: недоразвития вну­тренних органов, задержки общего физического развития, адипо-зогенитальной дистрофии и т.д. Могут отмечаться явления за­держки психического развития.

При ювенильном прогрессивном параличе гораздо чаще, чем у взрослых, встречаются мозжечковые симптомы, симптомы ат­рофии зрительных нервов, полная арефлексия зрачков

20.2.2. Этиология, патогенез и патологическая анатомия