Смекни!
smekni.com

Психология семейных кризисов Олифирович (стр. 16 из 89)

□ трудности адаптации ребенка к классному коллективу;

О трудности, связанные с взаимоотношениями ребенка с учителем, исто­ки которых могут лежать в сфере детско-родительских отношений, бу­дучи обусловленными стилем семейного воспитания;

□ трудности, вызванные необходимостью принять новые требования со стороны родителей.

Одной из распространенных проблем этого периода является школьная фобия у ребенка. Если у него при этом отсутствуют школьные проблемы, то, с большой вероятностью, школьная фобия может выступать симптомом, необ­ходимым семейной системе для поддержания ее функционирования.

Пример

ЗапомощьюобратиласьматьпервоклассницыОлиН. Мамажаловаласьна то, чтодевочкаплохоучитсяивпоследнеевремябоитсяходитьвшколу. Каждыйденьпоходвшколусопровождаетсяплачемикапризами. Встреча сдевочкойипроведеннаядиагностикапоказали, чтовсепознавательные процессыненарушены. Анализ«Кинетическогорисункасемьи»позволил предположитьналичиетрудностейвсемейныхотношениях. Вдальнейшей беседесмамойбылоустановлено, чтоотношениямеждусупругамиконф­ликтные, ииногдаонадумаеторазводе. Такимобразом, данныйсимптом можетвыполнятьстабилизирующуюфункцию, удерживаясемьюотраспа­дапосредствомобъединениясупруговиз-занеобходимостирешатьпро­блемы, связанныесдочерью.

Поступление ребенка в школу требует от семьи гибкости, выражающейся в способности принять факт приобретения ребенком нового социального ста­туса и поменять свои структурные параметры. За счет расширения сферы со­циальных контактов ребенка происходят изменения внешних границ семьи. Важным оказывается организация родителями адекватной помощи школьни­ку. В связи с этим они зачастую вынуждены пересмотреть распределение обя­занностей в семье, что побуждает супругов достигать нового соглашения в сле­дующих вопросах семейной жизни:

□ кто, в случае необходимости, отводит и забирает ребенка из школы;

□ кто помогает выполнять ребенку домашнее задание и в чем должна за­ключаться помощь;

60

□ кто занимается развитием ребенка во внеурочное время (водит на заня­тия спортивной секции, в театр, играет в познавательные и развиваю­щие игры и т. д.);

О будет ли ребенок посещать группу продленного дня и будет ли с ним кто-то находиться, если это не предусматривается;

□ какие требования будут предъявляться к ребенку как к ученику и члену семьи;

□ кто будет ходить на родительские собрания и участвовать в школьной жизни ребенка.

От того, насколько удается договориться по этим и многим другим вопро­сам, зависит успешность прохождения семьей последующих этапов ее жизнен­ного цикла. Так, например, в традиционной белорусской семье большинство вышеуказанных функций выполняет мать, что ведет к перегруженности ее обя­занностями. При этом отец может оказаться на периферии в выполнении сво­их родительских функций (синдром «нереализованного отцовства»). При силь­ном нарушении баланса семья становится функционально неполной. Ребенок, усваивая такие ролевые схемы, может в дальнейшем воспроизвести их уже в собственной семье.

К этому времени в семье уже могут быть сформированы стереотипные пат­терны взаимодействия, затрудняющие адаптацию ребенка к новым социальным условиям. Те способы взаимодействия, которые были приемлемы в семье, мо­гут оказаться неэффективными при установлении новых отношений: способы получать поддержку, внимание, любовь, заботу, способы достигать желаемого и т. п. Если ребенок привык в семье удовлетворять свои потребности через кап­ризы, он, скорее всего, будет вести себя точно так же и в школе, где данный способ поведения неприемлем. Сложности у ребенка могут возникнуть и в том случае, когда в семье нет ясных границ и нарушена иерархия (наличие пере­вернутой иерархии) — это чревато проблемами, связанными с принятием школьных норм и правил. Адаптация к школе может быть затруднена, если ребенок не посещал детский сад и не имеет опыта внесемейных контактов (об­щение со сверстниками при посещении спортивных секций, кружков, летних оздоровительных лагерей и др.).

Пример____________________________________________________________|_______

Законсультациейобратиласьсемья 6-летнейАниС. всвязиспретензиями школьнойучительницыпоповодурегулярныхнарушенийдевочкойшкольно­горежима. Сословпедагога, девочкапостоянноопаздывает, можетвстать иуйтисурока, невыполнитьучебноезадание. Анячастоотвлекаетсяи нарушаетшкольнуюдисциплину. Вбеседесродителямиобнаружилось, чтоматьдевочки—модельер, отец—писатель, живутзагородом, рабо­таютвосновномдома. Девочканепосещаладетскийсад, потомучто, со словродителей, вэтомнебылонеобходимости (кто-тоизнихвсегданахо­дилсядома). Родителирассказали, чтоихсемьяоченьдружная, обстанов­катеплая, доброжелательнаяидопоступленияребенкавшколуунихне былоникакихпроблем. Этопозволилоисключитьгипотезуотом, чтопро­блемыдевочкиявляютсямаркеромпроблемвсупружескойпаре. Следую­щимшагомбылапроверкатого, какотреагироваласемейнаясистемана

61

изменениесоциальногостатусадевочки (поступлениевшколу). Былоуста­новлено, чтоситуациядлясупруговизмениласьлишьвтом, чтосейчас необходимовозитьизабиратьребенкаизшколы, атакжепомогатьдевоч­кеввыполнениидомашнихзаданий. Этосталоисточникомнапряженийи споровмеждуродителями. Тотобразжизни, которыйонивеливтечение всейсовместнойжизни, непредполагалжесткогографикаираннихутрен­нихподъемов. Несмотрянато, чтодевочкапошлавшколу, образжизни семьипочтинеизменился. Этосвидетельствуетотом, чтосупругинепри­нялифактаизменениясоциальнойпозицииихдочери. Какследствие, в семьенебыливыработаныновыенормыиправила. Дальнейшаяработа быланаправленанаосознаниесупругамифактапроисходящихизменений вихсемье, принятиеновогосупружескогодоговораиподдержаниепро­цессатрансляцииАнеееновыхобязанностей.

Трудности переживания данного кризиса могут быть осложнены наличием разногласий или раскола в родительской диаде. Пара может попытаться те­перь решать проблемы посредством ребенка. Он может использоваться в каче­стве козла отпущения, партнера в коалиции одного супруга против другого, примирителя в конфликтах, а иногда — единственного оправдания брака. Вновь актуальными становятся проблемы, не решенные еще до его рождения.

Если супругам не удалось договориться и выработать общую воспитательную стратегию, то это может привести к войне, в которой каждый из супругов стре­мится перетянуть на свою сторону ребенка. Союз одного из родителей с ребен­ком против другого (межпоколенная коалиция), являясь одной из наиболее рас­пространенных проблем существования семьи, особенно остро переживается в ее переходные (кризисные) периоды. Восприятие воспитательной модели брач­ного партнера как неприемлемой или неправильной может привести к тому, что каждый родитель пытается спасти ребенка от другого. Мать может чрезмерно опекать ребенка, а отец — держаться подальше, чтобы окончательно «не испор­тить его». Когда отец пробует выдвинуть свои требования к ребенку, мать вме­шивается и пытается смягчить или обесценить их, подрывая тем самым попыт­ки отца принимать участие в воспитании. Этот цикл может повторяться, причем ни один из родителей не в состоянии по-настоящему повлиять на ребенка. Спо­ры по поводу воспитания ребенка могут выступать способом объединения су­пружеской пары. Парадокс происходящего заключается в том, что если супруги договорятся, то у них исчезнет повод для взаимодействия. Эта ситуация создает для ребенка большое поле для манипуляций родителями и может осложнить его адаптацию в любой среде, основанной на вертикальных отношениях.

В другом случае супруги формально могут договориться о воспитательной стратегии в отношении ребенка, однако его проблемное поведение все равно будет необходимо для объединения супружеской пары, и в связи с этим роди­тели будут неосознанно его поддерживать.

Пример_______

Семья, состоящаяизтрехчеловек: отца, материисына 9 лет, обратиласьза психологическойпомощьюпоповодупроблемребенка, связанныхсегопо­ведениемиучебойвшколе. Мать (домохозяйка) рассказала, чтоеебеспоко-

62

ятпериодическиепаденияуспеваемостииухудшениеповеденияеесына. Из беседыбыловыяснено, чтоэтиухудшения, какправило, приходятсянамо­ментвозвращенияотцаизочереднойпоездки. Последнийработаетводите­лем-дальнобойщикомиможетотсутствоватьдомапонесколькунедель. Вер­нувшисьдомой, онобычнообозначаетсвоеприсутствие, выдвигаяпретен­зииженеисыну. И, какправило, черезкакое-товремяуребенканачинаются трудностивучебеиповедении. Сословсупруги, ейвсегдабылонепросто находитьобщийязыксмужем, втовремякакееотношениясребенком дарилиеймногорадости. Вэтомслучаесимптоматическоеповедениемаль­чикавыступалокакспособ, которыйпозволялданнойсемейнойсистеме сохраниться. Объединяясьдлярешенияпроблемребенка, супругитаким образомизбегалипроясненияихсобственныхотношений. Терапевтическое вмешательствосодержалопарадоксальноепредписание, заключающеесяв поддержкесимптоматическогоповеденияребенка. Мальчикуобъяснили, что егоповедениевыполняеточеньважнуюфункцию, позволяющуюсохранить отношениямеждуродителями, ипорекомендоваливестисебяпо-прежнему. Родителямсообщили, чторебенокоченьмужественнозащищаетихсоюз, спасаясупруговотнеобходимостирешатьсобственныепроблемы.

Таким образом, симптоматизация ребенка может являться одним из некон­структивных способов решения супругами данного кризиса.

На переживание рассматриваемого кризиса может оказывать влияние пер­вый критический период супружеских отношений, возникающий примерно между третьим и седьмым годами совместной жизни. Он связан с деидеализа­цией партнера, исчезновением романтических чувств и настроений, с появле­нием чувства усталости от брака и разочарованием в партнере (см. параграф «Семейный кризис»). Снижение толерантности и терпимости супругов друг к другу в данный период, по сравнению с первыми годами супружества, расши­рение ролевого диапазона и появление новых областей отношений, требую­щих от супругов умения договариваться, обостряет протекание третьего нор­мативного кризиса семьи.