Смекни!
smekni.com

Психология семейных кризисов Олифирович (стр. 18 из 89)

В родительских группах, так же как и в других формах групповой работы, широко используются приемы психогимнастики, релаксационные техники, игровые приемы (разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с ребен­ком).

Подобный принцип можно использовать и при организации индивидуаль­ной работы с семьей: периодические встречи с родителями, с ребенком и со всей семьей в целом.

Психологическая помощь семье при локализации проблемы в области индивидуальных особенностей ребенка

Часто за психологической консультацией обращаются родители с детьми, у которых отсутствуют какие-либо отклонения от нормального хода развития. Как правило, это определенные трудности, связанные с возрастными или ин­дивидуально-психологическими особенностями ребенка (организмические черты личности, или темперамент; упрямство, стремление настоять на своем, «Я сам» ребенка трех лет; робость и пугливость в новых ситуациях, импульсив­ность и непосредственность реагирования, эгоцентризм дошкольников и др.). Поэтому важный аспект психологической помощи семье в этой ситуации бу­дет заключаться в оказании психологической поддержки родителям и работе, направленной на формирование адекватного образа ребенка и принятие его особенностей.

Существует также блок проблем, связанный с отклонениями в развитии ребенка. Они могут быть представлены:

□ расстройствами в когнитивной сфере (нарушения внимания, восприя­тия, памяти, мышления, воображения, речи);

67

□ отклонениями в эмоциональном развитии (тревожность, страхи, фобии, ранний детский аутизм и др.);

О поведенческими проблемами ребенка (гиперактивность, агрессивность и др.), в том числе обусловленными несформированностью некоторых коммуникативных навыков, что осложняет взаимодействие со сверст­никами и взрослыми.

Психологу-консультанту следует провести диагностику и выявить характер нарушений ребенка. При необходимости рекомендуется привлекать к сотруд­ничеству других специалистов: психоневролога, дефектолога, логопеда. Не­смотря на то, что основная работа в таких случаях проводится с ребенком, очень важно не игнорировать переживания родителей, связанные со сложившейся семейной ситуацией. Психологу-консультанту целесообразно проводить ин­формирование и просвещение родителей по имеющимся у них вопросам; ока­зывать индивидуальную консультативную и психотерапевтическую помощь супругам. В случае комплекса выявленных проблем возможно проведение се­мейной психотерапии, лечение ребенка у врача-психотерапевта, включение его в детскую коррекционную группу.

Психологическая помощь семье при локализации проблемы в области супружеских отношении

Учитывая феноменологию данного кризиса, психологическая помощь су­пругам может быть направлена на коррекцию образа брачного партнера и ока­зание помощи в заключении нового супружеского договора относительно пе­рераспределения обязанностей (см. описание психологической помощи на предыдущих этапах).

При наличии более близких отношений между одним из родителей и ре­бенком (межпоколенная коалиция) необходимо работать на повышение спло­ченности супружеской подсистемы и восстановление ее границ. С этой целью возможно использование различных техник и приемов (актуализация прият­ных воспоминаний, связанных с совместным времяпрепровождением; домаш­ние задания, направленные на организацию совместного досуга и связанные с различными формами проявления заботы супругами друг о друге и т. д.).

68

2.5. КРИЗИС 4. ПРИНЯТИЕ ФАКТА ВСТУПЛЕНИЯ РЕБЕНКА В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД

Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отно­шения между любящими.

А. Моруа

2.5.1. Феноменология кризиса

Данный семейный кризис связан с необходимостью семьи приспособиться к факту взросления ребенка и достижения им половой зрелости. Подростко­вый возраст — период вторичной индивидуации ребенка, которая, по мнению Блоса, включает в себя два взаимно переплетающихся процесса (Тайсон Р., Тайсон Ф., 1998):

1) отделение, или сепарация;

2) отказ от родителей как главных объектов любви и нахождение замести­телей вне семьи.

Подростку предстоит пройти свой кризис идентичности. При этом пребы­вание только в социальной роли сына или дочери становится уже недостаточ­ным для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни. В результате он нахо­дит новые модели жизни, расширяя сферу своих социальных контактов и выходя за пределы семьи. Фактором, облегчающим этот процесс, является на­личие поддержки со стороны семьи и уверенность в ее стабильности и надеж­ности.

Важнейшим аспектом процесса вторичной индивидуации является деидеа­лизация родителей. Переживание любви к родителям и ее обесценивание, свя­занное с необходимостью сепарироваться от семьи, порождает внутриличнос-тный конфликт. Подросток ощущает потерю внутренней поддержки вследствие символического «убийства» родителей, представленных в его внутреннем мире правилами, нормами и ценностями, регламентирующими жизнь в семье и со­циуме. Чтобы избавиться от чувства опустошенности, сопровождаемого ощу­щением болезненного отчуждения, и получить поддержку по мере продвиже­ния к независимости, он включается в интенсивные взаимоотношения со своими сверстниками.

В поисках собственной идентичности подросток может бросать вызов се­мейным правилам, регламентирующим его личную жизнь, шокировать семью нетипичными для нее ценностями и поведением. Это нередко приводит к рос­ту конфликтности в семье, основными областями которой являются: аккурат­ность, помощь в домашнем хозяйстве, успеваемость в школе, общение со

69

сверстниками, внешний вид подростка, вредные привычки, вопросы эротики и секса. Среди причин подобных конфликтов наиболее важными являются (РемшмидтХ., 1994):

□ различие опыта детей и родителей, прежде всего касающееся подрост­кового периода;

□ несформированность четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;

□ отсутствие правил, определяющих ослабление родительской власти;

□ психологические и социальные различия между родителями и детьми.

Таким образом, большинство конфликтов вытекает из напряженности, со­здаваемой потребностью подростков в самостоятельности и осознанием взрос­лыми ответственности за своих детей.

Сложность процесса вторичной индивидуации может выражаться в амби­валентном поведении подростка: он может казаться то очень взрослым, то со­всем маленьким ребенком. Противоречивость процесса взросления, как пра­вило, болезненно переживается самими родителями и вызывает полярные переживания, связанные с желаниями то чрезмерно контролировать ребенка, то поддерживать его автономность. В результате происходит столкновение вза­имоисключающих тенденций: с одной стороны — стремления родителей ви­деть своего ребенка независимым и самостоятельным, а с другой — гиперпро­текционистских установок, стремления контролировать жизнь подростка. Это является для них своеобразным испытанием в способности доверять ребенку.

В силу этих обстоятельств семья переживает чрезвычайно тяжелый период, который можно назвать «кризисом ответственности». Он связан с необходи­мостью перераспределить зоны ответственности в семье и, в частности, опре­делить, какова доля ответственности подростка. Семье нужно выработать со­глашение по поводу того, за что может отвечать ребенок, а за что — нет, каковы теперь обязанности родителей. Этот процесс может быть очень болезненным, сопровождаться конфликтами, отсутствием взаимопонимания с обеих сторон, нежеланием считаться с чувствами друг друга, попытками родителей усилить контроль за подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей, непринятием его нового статуса.

Для самого ребенка подростковый возраст — весьма сложный период. Лич­ность подростка еще не сформирована. Любое вмешательство в его жизнь вы­зывает тревогу и воспринимается им как угроза его целостности. Тело претер­певает изменения: девочка становится девушкой, мальчик — юношей. Эти изменения могут стать фактором осложнений детско-родительских отноше­ний в том случае, если у родителей имеются собственные неразрешенные кон­фликты во взаимодействии с представителями своего либо противоположного пола.

Пример________

Законсультациейобратиласьмать, испытывающаятрудностиустановле­нияконтактасдочерью-подростком. Выяснилось, чтоотношениясдевоч­койбылиудовлетворительнымидоее 13-летия. Прианализесложившейся

70

ситуациибыловыявлено, чтоимеющиесяпроблемыбылиобусловленывоз­никновениемнеосознаваемойконкуренциисподрастающейдочерью, свя­занныесличнойисториейклиентки. Онабылатретьимребенкомвсемьеи имеладвухстаршихсестер, скоторымивынужденабылавсегдаконкури­роватьзавниманиеилюбовьотца. Веевзрослойжизнилюбаяженщина неосознанновоспринимаетсяеюкаксоперница, вызываязависть, злость, обиду. Соответственно, вотношенияхсосвоейдочерьюонатакжевсячес­киподавляетеевозрастающуюженственностьисексуальность: запрещает краситься, обесцениваетманеруодеваться, критикуетеевнешнийвид, счи­тает, чтоейещерановстречатьсясмальчиками.

К наиболее типичным вопросам, которые волнуют родителей в этот пери­од, можно отнести следующие:

□ Надо ли установить жесткие ограничения или дать подростку больше

свободы?

О До каких пор можно предоставлять ребенку свободу?

О Как относиться к некоторым шокирующим моментам в поведении ре­бенка?

□ Стоит ли контролировать общение подростка с друзьями?