Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 1 из 97)

ИСТОРИЯ

психологии

ПЕРИОД ОТКРЫТОГО КРИЗИСА (начало 10-х —середина 30-х годов XX в.)

ТЕКСТЫ

Издание второе, дополненное.

Под редакцией П. Я. Гальперина, А. И. Ждан

Рекомендовгшо Комитетом по высшей школе Миппаукн России

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению «Психология», специальности «Психология»

Издательство Московского университета

- 1992

ББК 88 И90

Печатается по постановлению Редакционно-иэдательского совета Московского университета

Рецензенты:

доктор психологических наук М. Г. Ярошевский, доктор психологических наук О. К. Тихомиров

История психологии (10-е — 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. — 2-е изд./Под ред. П. Я. Гальперина, И90 Л. II. Ждан.—М: Изд-во Моск. ун-та, 1992. —364 с. ISBN 5-211-02153-3

Kirura (1-е изд.— 1980 г.) является вторым дополненным издани­ем учебного пособия «Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса» и содержит статьи и фрагменты программных проектов ведущих представителей основных направлений зарубежной психологии — бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа, фран­цузской социологической школы и культурно-исторической («понимаю­щей») психологии. В данное издание включен новый раздел по мето­дологии психологического исследования.

Для психологов, философов, студентов, а также всех интересую­щихся зарубежной психологией XX в.

и ШШШ=Ж.20_т ББК 8В

077(02)—92

© Сост. п коммент. Гальперина П. Я., ISBN 5-211-02153-3 Ждан А. Н.. 1992

ПРЕДИСЛОВИЕ

Задача данной хрестоматии — дать оригинальные и харак­терные материалы по основным направлениям так называемо­го «открытого кризиса психологии» (приближенно 1912— 1935 гг.), одного из наиболее знаменательных периодов в раз­витии мировой психологической науки. Но всякий, кто вду­мается в эти материалы, заметит, что они имеют не только ис­торическое значение. Кризис буржуазной психологии обнажил коренные недочеты ее теоретических основ и не только не уст­ранил их, но даже не вскрыл их общего и подлинного источни­ка. Потому-то этот кризис ничем и не закончился, а перешел в «хроническую депрессию»: его принципиальное решение так и не наметилось, враждовавшие вначале направления начали приходить к «соглашениям» и активный интерес к кризису угас. Однако источник кризиса остался; он и сегодня мешает психо­логии стать систематической наукой; даже значительные ре­зультаты экспериментальных исследований остаются разроз­ненными, а такие важные разделы, как психология личности, формирование убеждений и так называемой «направленности» в теории обречены на «метафизические гипотезы», а в экспери­менте— на «слепые пробы и ошибки».

Подлинным источником «открытого кризиса психологии» был и остается онтологический дуализм — признание материи и пси­хики двумя мирами, абсолютно отличными друг от друга. Ха­рактерно, что ни одно из воинствующих направлений периода кризиса не подвергало сомнению этот дуализм. Для этих на­правлений материальный процесс и ощущение, материальное тело и субъект оставались абсолютно — toto genere — разными, несовместимыми, и никакая эволюция не может объяснить пе­реход от одного к другому, хотя и демонстрирует его как факт. И в самом деле, если мыслить их как абсолютно противополож­ные виды бытия, то этот переход действительно понять нельзя.

С точки зрения диалектического материализма все обстоит решительно иначе. Психика есть свойство высокоорганизован­ной материи, только свойство, а не субстанция, не идеальное бытие, и все рассуждения о взаимодействии или параллелизме идеального и материального должны быть отброшены «с поро­га». Но психика — особое свойство, и ее, психическую деятель­ность, нельзя свести ни к закономерностям нервной деятельно­сти, хотя бы и высшей нервной деятельности, ни к закономер­ностям общественной жизни (у человека); это опять означало бы отрицание 'нового качества, новой ступени в развитии ма­терии. Само представление о характерном отличии «психическо-

3

го» должно радикально измениться по сравнению с унаследо­ванным от Декарта.

Конечно, философские положения должны полупить вопло­щенно в материале самой науки, и без этого они в науке «по работают». Здесь возникают новые задачи экспериментального исследования и теоретического мышления. По к началу второй трети нашего века, когда «кризис» в основном уже закончился, стали появляться и накапливаться новые материалы, которые в этом отношении имеют принципиальное значение: учение о ро­ли ориентировочной деятельности в образовании условного реср-лекса, ученного функциональных системах и функциональных ор­ганах высшей нервной деятельности, учение о биомеханике так называемых произвольных движений, кибернетика, учение об-информации. Эти новые факты и концепции, будучи приведе­ны в систему, реализуют в конкретном материале основные по­ложения диалектического материализма' о единстве процессов-высшей нервной деятельности и психики. Более того, опн вплот­ную подводят к новому пониманию предмета психологии и к объяснению того, как в этом предмете снимаются отмеченные выше противоречия, которые в период кризиса, когда указан­ных новых фактов еще не было, не могли быть преодолены.

Перед современной психологией стоит задача— освоить эти новые факты, и одним из лучших условий их осознания является критический пересмотр прежних поисков выхода из тупика. По­этому для психологов представляет высокий и актуальный инте­рес анализ тщетных попыток заново построить психологию, ос­тавляя нетронутым дуализм «физического и психического» в конкретных вопросах психологической науки. Споры различных направлений «открытого кризиса психологии» послужат вдум­чивому читателю хорошим материалом для размышлений об основных проблемах психологической науки.

Профессора

доктор психологических наук П.. Я'., Гальперин

общая характеристика состояния

зарубежной психологии в период

открытого кризиса

(начало 10-х — середина 30-х годов XX в.)

В истории зарубежной психологии в период ее существова­ния как самостоятельной науки выделяется этап, который на­зывают открытым кризисом. Этот период является чрезвычайно важным. Он отмечен деятельностью выдающихся зарубежных психологов, таких, как М. Вертгеймер, К Коффка, В. Кёлер, К. Левин, Дж. Уотсон, 3. Фрейд, В. Дильтей, Э. Шпрангер и др. Они выступили с критикой основ той психологии, которую за­стали к началу своей деятельности. Однако они не ограничива­лись только критикой. На основе интенсивных эксперименталь­ных исследований, предпринятых ими в различных областях; они выдвинули новые программы, меняющие понимание предме­та и методов психологического исследования или вносящие до­статочно существенные изменения в трактовку психологических процессов. Эти программы выросли в различные и борющиеся между собой направления'—-бихевиоризм, психоанализ, геш-тальтпеихология, французская социологическая школа, «пони­мающая» психология. Их попытки преодолеть механистический атомизм, антиисторизм, субъективизм, интеллектуализм старой психологии и построить психологическую систему, свободную от этих недостатков, и составили содержание этого периода.

Вопросу о кризисе посвящено большое число критических работ как у пас, так и за рубежом1. Однако оригинальные ис-

1 Среди них следует особо выделить исследование Л. С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» (1926, впервые опубликова­но в 1982 г. в изд.: Выготский Л. С, Собр. соч.; В 6 т. М., 1982 Т I), в ко­тором впервые с марксистских позиций даются анализ н критическая оцен­ка основных направлений зарубежной психологии периода кризиса (см.; Ярошевский М. Г., Гургенидзе Г. С. Л. С. Выготский — исследователь про­блем методологии пауки /Вопр. философии. 1977. № 8. С 91—105, см. так­же1 Выготский Л. С. Современные течения в психологии // Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М„ 1960; Рубинштейн С. Л. Осно­вы общей психологии. М., 1946. Гл. III; Он же. Проблемы психологии в трудах К. Маркса и философские корни экспериментальной психологии // Проблемы общей психологии. М., 1973; Он оке. Махизм и кризис психо­логии//Принципы и пути развития психологии. М, 1959; Анциферова Л. И., Ярошевский М. Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. Часть вторая. М, 1974; Ярошевский М. Г. Иаорпя психологии. М., 1976. Гл. 12; Леонтьев А. И. Деятельность, Сознание. Личность, М, 1975; Галь­перин П. Я. Введение в психологию. М., 1976). Из зарубежных исследова­ний, посвященных периоду открытого кризиса, см.; Biihler К, Dio Kricse der Psychologie. 1 Aufl. Berlin, 1927.

следования, переведенные в 20-х годах, к настоящему времени стали труднодоступны, к тому же переводились далеко не все работы. Хрестоматия ставит целью представить материал из оригинальных работ зарубежных психологов периода кризиса в качестве учебного пособия по этому важному разделу курса «Истории психологии» 2.

Основываясь па исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Ру­бинштейна, П. Я. Гальперина, М. Г. Ярошевского, Л. И. Анцы-феровой, можно считать, что кризисное состояние характерно для зарубежной психологии практически на всем протяжении ее существования и является следствием недостаточности ее ме­тодологических основ. «История этой классической буржуазной психологии свидетельствует о том, что уже вскоре после завер­шения общей конструкции ее сторонники стали испытывать со­мнения в ее научной состоятельности. Сомнения затрагивали разные стороны системы, но в конечном счете роковым для нее оказался вопрос о возможности объективного исследования яв­лений сознания»3.

Однако события, развивавшиеся на всем протяжении кри­зисного состояния психологии, не были однородными, и в зави­симости от них в этом процессе можно выделить следующие пе­риоды:

3. Период возникновения кризисной ситуации: третья чет­верть 70-х годов XIX в. — первое десятилетие XX в.

2. Период открытого кризиса: начало 10-х —середина 30-х годов XX в.

3. Период «затухания» борьбы школ: с конца 30-х годов XX в. по настоящее время.