Смекни!
smekni.com

Психологический портрет серийного убийцы (стр. 2 из 6)

Чикатило – ещё до приведения в исполнение приговора (суд вынес решение расстрелять Чикатило). Он до конца боролся за свою жизнь, следил за здоровьем. В камере – одиночке следственного изолятора Ростовского УКГБ, где он содержался для пущей безопасности Чикатило начинал утро с гимнастических упражнений: отжимался, растягивал мышцы, прыгал на месте, делал мостик. И ещё без конца искал жалобы на следователей и судью, требовал справедливости и просил снисхождения, учитывая тяжелые потрясения, перенесенные в период военного детства и отразившиеся в последствии на его психике.

Фрагмент подлинного документа – одного из многочисленных посланий в вышестоящие организации, где Чикатило приводит объяснения своим поступкам:

«Я выполнял команды командира партизанского отряда. Когда я видел одиноко стоящего человека, я представлял в нем «языка, которого необходимо доставить в лес, связывая его, я наносил удары по-партизански. Если я видел голое тело (мужское или женское для меня было безразлично), я рвал и метал, как зверь. Это была не половая страсть, а звериная психическая разрядка, отчаяние и злоба за то, что меня природа обделила счастьем возвышенной нормальной половой жизни, от возбуждения до полного удовлетворения. Конечно, я мог бы стать алкашом, заглушить свои жизненные потребности. Но не для этого я изучал философские воззрения всех времен и народов, проходил университеты – жизненные и учебные, чтобы затравить свое сознание. Ни с одной жертвой я не имел нормальной половой связи. Это была жалкая имитация. Я специально не ловил и не искал жертв. Просто случайно попадались такие же как и я. Многие из них голодные, выбитые из жизненной колеи, неблагополучные в жизненных ситуациях. И они ко мне прилипали…»

Что же было потом? Как «партизан» Чикатило удовлетворял свою половую страсть, о которой он упоминает, как о «жалкой имитации»?

Десятилетнюю Олю С. он заметил, когда девочка возвращалась с вечерних занятий в музыкальной школе. Позже выяснилось, что автобус и получился большой перерыв в движении. Был декабрь, пешком от школы до Новошахтинска, где жил ребенок, не дойдешь. Девочка осталась на остановке ждать транспорт, замерзла, и тут подошел добрый дяденька: «Пойдем, у меня отогреешься, тут рядом. А то совсем замерзла».

Случайные свидетели видели издали, как в сторону совхоза №6 через поле двигались мужчина и девочка. Ребенок плакал и пытался вырвать руку, мужчина не отпускал и что-то возбужденно говорил.

«Обманным путем Чикатило завел девочку на пахотное поле. Здесь он напал на неё, повалил на землю, сорвал одежду, обнажил половой член и, угрожая ножом попытался изнасиловать. Когда из-за физиологической неполноценности ему это не удалось, Чикатило нанес ребенку многочисленные удары ножом в голову, грудь, вырезал живот, сердце, матку, кишечник. От полученных более пятидесяти колото – резаных ранений девочка скончалась на месте». Практически каждой из жертв маньяк наносил несколько десятков ранений, выкалывал глаза, почти всем откусывал и проглатывал соски грудей и кончики языков, вырезал половые органы и, как он сам признавался, с удовлетворением грыз женскую матку – «она красная упругая». Для контакта с жертвой Чикатило выбирал самые людные места: вокзалы, улицы, электропоезда, чтобы его поисковая активность не бросалась в глаза. Он никогда не создавал конфликтных ситуаций и старался не привлекать внимания окружающих. Если контакт состоялся, Чикатило всегда уходил первым, а жертва всегда шла за ним. Для совершения убийства он выбирал места, поблизости от остановок общественного транспорта, чтобы быстро покинуть место преступления. Прежде, чем напасть на жертву, Чикатило проходил с ней расстояние от полутора до пяти километров. Это позволяло оценить обстановку, проверить на предмет слежки или другой опасности. Он никогда не оставлял свидетелей. После того, как преступник «включался» в режим убийства, шансов у жертвы не оставалось – никому не удавалось спастись. Более половины нападений Чикатило совершил на территории, прилегающей к железнодорожной магистрали, крики о помощи потерпевших заглушались шумом проходящих грузовых железнодорожных составов и электричек. При совершении последнего убийства серии двадцатидвухлетней С. Коростик маньяк выходит на платформе «Лесостепь», а возвращается домой на электричке уже с другой платформы «Лесхоз». Все это позволяет специалистам – психиатрам сделать обоснованный вывод о полностью сохраненном интеллекте преступника.

Поиски Чикатило длились двенадцать лет. Когда его задержали и предъявили обвинение в 36 умышленных убийствах с особой жестокостью, он признался в 53! женщин, девочек и мальчиков. Подробно в деталях вспоминал где, при каких обстоятельствах знакомился, куда отводил, что делал. По его показаниям сотрудники милиции вскрыли не один «могильник», обнаружили места гибели десятков находившихся в розыске детей: в лесу, на окраине кладбища, у железной дороги.

Внешне человек, совершивший 53 убийства, выглядел малозаметным плешивым, косолапым мужичонкой. Ему было пятьдесят четыре года. Андрей Чикатило имеет высшее образование – окончил филологический факультет Ростовского Университета, был начитан, эрудирован. Он прекрасно разбирался в литературе, знал историю, знал биографии многих американских президентов.

Семейное положение Чикатило: Женат, заботливый отец двоих детей – дочери и сына. Он успел стать и дедушкой, по свидетельству родных, заботливым и нежным.

В быту Чикатило был таким же, как и все. Ходил в костюме с галстуком, носил шляпу. В руках держал обычный бухгалтерский портфель. Такого встретишь в толпе – ни за что не выделишь. Кому придет в голову, что в портфеле этого приметного, серого человека находится остро заточенный нож, веревка и вазелин, приготовленные для очередной жертвы?

По мнению сотрудников уголовного розыска, Чикатило обладал исключительным, прямо-таки звериным чутьем. В однородной толпе, ожидающей автобус или электричку, он тщательно подбирал подходящий объект, как правило это были женщины или дети. Это факт объясняется тем, что с ними легче было войти в контакт, а Чикатило уже имел подобный опыт, проработав в училище несколько лет для умственно отсталых подростков. Последние годы он трудился инженером отдела снабжения Ростовского Электровозоремонтного завода. Специальность, которая предполагает умение легко находить общий язык с любым человеком и предоставляет большую свободу действий и массу бесконтрольного времени. Всё это Чикатило использовал для своих целей. Он постоянно находился в поиске, отборе жертвы.

По свидетельству врача-психиатра Ростовского медицинского института Александра Бухановского (его талант и знания оказали неоценимую помощь в раскрытии преступления), тех, с кем маньяк вступал в контакт, было в десятки, сотни раз больше. В последствии Бухановскому удалось найти подход к задержанному и даже воссоздать примерно его манеру общения с интересующим объектом. Завязав разговор с будущей жертвой, Чикатило преображался, становился интересным собеседником, отзывчивым и галантным мужчиной. Доброй, красивой девушке из порядочной семьи убийца предложил помочь донести сумки. Её обнаженный труп с многочисленными колото-резаными ранами был обнаружен на следующий день в районе парка Авиаторов Ростова. Он «работал» с потенциальной жертвой. К каждой находил персональный подход. Одним сулил выпивку, другим – деньги, третьих увлекал рассказами. Если мальчик собирал марки – обещал подарить ценные экземпляры из своей коллекции. Кого-то заманивал перспективой посмотреть видеофильм. У него были уловки на все случаи. Однажды предложил парню показать место, где растут лесные орехи. Но никого насильно он не уводил, чувствовал, что не получается – поворачивался и начинал поиски нового объекта. Этим, вероятно, объясняется отсутствие свидетелей.

Были два случая, когда люди видели его, идущим с будущей жертвой. Но всё казалось таким естественным, никому и в голову не приходило запомнить приметы «серого чудовища». И создаваемые по отрывочным и расплывчатым воспоминаниям случайных прохожих фотороботы мало походили на оригинал. Чикатило действовал спокойно и осмотрительно. Добродушной внешностью и рассудительностью он завораживал жертву. В это трудно поверить, но были случаи, когда дети добровольно шли с ним несколько километров до подходящего места.

Анатолий Сливко – он возглавлял в городе Невинномысске Ставропольского края детско-юношеский туристический клуб «Чергид», пользовался беспрекословным авторитетом у пионеров и вызывал уважение самоотверженным трудом у родителей.

Сливко приехал в Невинномысск после службы в армии, окончил техникум, работал в комбинате «Азот» и параллельно, на общественных началах, работал в школе пионервожатым. Он не курил, не пил, никогда не сквернословил. Все свободное время уделял детям – занимался с ними физической подготовкой, обучал умению разводить костер, собирать рюкзак и устанавливать палатку, ходил со своими подопечными в многодневные походы по родному краю. Вскоре добрая молва и публикации о подвижнике-воспитателе распространилась за пределы города. О Сливко заговорили на туристических слетах, клуб «Чиргид», директором которого его назначили, расхваливали на совещаниях райкома, образцового наставника приводили в пример коллегам.