Смекни!
smekni.com

Личность подчиненного как объект управления 2 (стр. 1 из 3)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

КРЫМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ГВУЗ «КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им.В.ГЕТЬМАНА»

Реферат

по дисциплине: «Психология управления »

на тему:

«Личность подчиненного как объект управления»

Выполнила:

студентка группы МО-52-06

Ермакова Л. А.

Преподаватель:

Мороз И.И.

Симферополь 2010

Содержание

Введение

1. Личность как объект управления

2. Структура личности подчиненного

3. Практическое использование личностных качеств работника

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Личность человека всегда была и остается одной из наиболее интригующих тайн, которые волновали человечество. «Источники человека лишь частично могут быть понятными и рационализируемыми, — писал известный российский философ М. Бердяев. — Тайна личности, ее единичности, никому не понятна до конца. Личность человеческая таинственнее, чем мир. Она и является целым миром. Человек — микрокосмос и содержит в себе все».

Какой вопрос точнее отражает реальность: кем или чем управляет руководитель? Кого менеджер имеет в виду прежде всего — личности или группу? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, а может быть, верно и то и другое?.. Во многих пособиях по менеджменту, книгах по управлению личность ранее не была предметом изложения, так как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу, организационно-технической стороне. И только позже, после осознания роли групп и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно изучать основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности.

Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности. Новый подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. Вот почему без психологических знаний о личности не обойтись.

1. Личность как объект управления

Для всестороннего анализа личности как социального феномена необходимо определить ряд понятий — «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Эти понятия не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.

Человек — это родовое понятие, которое указывает на принадлежность существа к высшей ступени развития живой природы, — к человеческому роду. Человек — это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологичным законам. Как существо социальное — он часть социума и продукт общественного развития.

Человек рождается в мир уже человеком. Телосложение ребенка, который появился на свет, обусловливает возможность поведения, структура мозга — потенциально развитой интеллект, строение руки, — перспективу использования орудий труда и тому подобное. Всеми этими возможностями ребенок отличается от детеныша животного. Тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированный в понятии «индивид» (в отличие от детеныша животного, от рода и до конца жизни называемого «особью»).

В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, то есть какой-нибудь человек (и младенец, и взрослый на стадии дикости, и высокообразованный житель цивилизованной страны) — это индивид. Но, появившись на свет, как индивид, человек, постепенно приобретает особенное социальное качество, он становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сформированную систему общественных отношений, которую он застает, уже сложившейся системой. Последующее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, то есть как реального человека, не только не похожего на других, но и действующего не так, как они, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи, как члена общества, соучастника исторического процесса.

Таким образом, личность — это главнее всего в человеке, его важнейший социальный признак. Если человек — носитель самых разнообразных свойств, то личность — это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает принадлежность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и тому подобное.

В отечественной и зарубежной психологической литературе существует большое количество определений личности, которая зависит от уровня развития личности или методологической позиции автора. На наш взгляд, одним из наиболее удачных понятий, является определение, которое дает психолог О. Петровский. Личностью в психологии отражается социальное системное качество, которое приобретается индивидом в предметной деятельности и общении, характеризует меру содержания общественных отношений в индивиде. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они недоступны.

Личность каждого человека наделена только ему свойственным соединением психологических черт и особенностей, составляющих его индивидуальность, что определяет своеобразие человека, его отличие от других.

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Она проявляется в чертах темперамента, характера, в привычках, в подавляющих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и тому подобное), в способностях, в индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальность — это непременный и важнейший признак личности. Личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Несколько слов о происхождении самого слова «личность». Этимологический анализ в ряде языков дает интересный результат. В русском языке слово личность исходит от корня «личина», маска, «накладная морда», которую надевали на себя актеры. Personality в английском языке, personnalite во французском языке, personlichkeit в немецком языке. Все эти термины происходят от латинского persona, а оно — от этрусского phersy — маска, характерная для Бога потустороннего мира. Латинское слово «persono» значит «произносить», говорить через отверстие в маске. Ею пользовался актер, изображая, персонаж в античном театре. Маска при этом была выражением определенного типа характера человека и одновременно определяла роль. В древнем Риме этим словом уже отражалось «гражданское» лицо. Позже, с развитием общественных отношений, термин перешел в разряд научных.

В новые времена западная личность — это, в первую очередь, индивидуальность, которая якобы стоит над обществом, а идеал восточной личности — человек, который добровольно отдает себя служению обществу.

Управление конкретным человеком на институциональном уровне сводится к отдаче ему установленных предписаниями распоряжений. На психологическом же уровне требуется учитывать личностные характеристики управляемого. Для того, «чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, - писал К. Маркс, - надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать». Без учета личностного фактора в управлении сегодня трудно рассчитывать на эффективность управленческих действий. Человек в полной мере проявляет свои способности в коллективе, выступая в социальном качестве, в виде личности. Отсюда понятия «человек» и «личность» находятся в определенном отношении между собой.

Понятие «личность» указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства.

Понятием «личность» обозначают конкретного человека, представителя определенной социальной группы, наделенного индивидуальными особенностями, развивающимися на базе задатков.

В личности возможно выделить три основных структурных компонента и представить личность как единство: а) социальных образований, черт и качеств, воспитанных во взаимодействии с другими людьми; б) индивидуально психологических особенностей и свойств; в) биологических структур.

Личность - явление социальное. Ее социальность заключается в том, что она есть продукт общения людей.

Социальная роль - это шаблон поведения, который ожидается от человека в конкретной ситуации. Ролевая функция личности предполагает пользование правами и исполнение обязанностей. При этом различаются две разновидности ролей: конвенциальные и межличностные. Конвенциальные роли представляют собой стандартизированные права и обязанности, например, отца, сына, работника определенной службы и т.п.

Хотя личность и ее социальный статус - это единое целое, тем не менее, выделяется и то, и другое. Когда мы говорим о личности, то в первую очередь задаем себе вопрос: что она собой представляет? Если же речь идет о статусе работника, то преследуется цель определить ценность этой личности во мнении других. В связи с этим социальный статус органически вплетен в систему общественных отношений. Он создает работнику уважение, престиж, репутацию. Все это оказывает влияние на формирование у работника его личной определенности.

Ролевое поведение личности обычно рассматривается, как функция двух основных переменных - социальной роли и «Я». Качество выполнения человеком той или иной социальной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается, иначе говоря, интернализуется.

Как пишет И.С.Кон, «интернализованная» роль - это внутренне определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям».