Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Организационному поведению (стр. 1 из 25)

    Человек, индивид, личность
Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностьюсоздавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С биологической точки зрения, человек - высшая ступень развития животных на земле. В то время как поведение животного полностью определяется инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.Индивид - употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода, единичного представителя какого-то целого. В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, индивид, однако, отнюдь не является простой «калькой» этих условий, это именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой, а не среды, взятой самой по себе. В психологии понятие «индивид» употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к не различению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его основе различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью - полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания.

Индивид выражает общие свойства человека, как организма.

Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Личность — саморегулируемая функциональная динамическая система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.

Согласно А.Н. Леонтьеву, личность — качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми — в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

Личность по К. Марксу – есть совокупность всех общественных отношений. Личность находится в сфере влияния различных отношений, и, прежде всего отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна она или угнетена, имеет политические права или нет, зависит ее психология — психология раба, господина или свободного человека, гражданина.

Личность находится также в сфере действия идеологических отношений. Посредством идеологии формируется психология личности, ее отношение к различным сторонам общественной жизни.

Личность вместе с тем разделяет или не разделяет психологию группы, в которую входит. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность или противоположность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, самому себе. Таким образом, между обществом и личностью существует органическая непосредственная связь и взаимообусловленность. Однако личность — не пассивный объект тех или иных общественных отношений; она активно взаимодействует с обществом как системой этих отношений, является субъектом в системе деятельности, порождаемой теми или иными отношениями.

Процесс становления личности длительный, сложный и имеет исторический характер. В отечественной психологии проблема личности решалась с позиций марксизма. Человека как личность характеризует система обусловленных общественной жизнью отношений, субъектом коих он является. В процессе отражения объективного мира активно действующая личность выступает как целое, в коем познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием. Личность рассматривается в единстве — но не тождестве - чувственной сущности ее носителя — индивида и условий социальной среды. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность — опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью.

а) «Личность - субъект и объект общественных отношений» (А. Г. Ковалев).

б) «Личность - субъект деятельности» (А. Н. Леонтьев).

в) «Личность - дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем» (К. К. Платонов).

г) «Личность — совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия» (С. Л. Рубинштейн).

Атрибуты личности: а) Воля (свойствочеловека, в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками); б) Свобода (это наличие возможности выбора варианта и реализации (обеспечение) исхода события); Разум (это способность материальной системы осознавать своё существование в окружающей среде и отображать, передавать в форме(виде) знаков и знаковых систем).

Поскольку личность является продуктом общественного развития, ее изучают различные науки: философия, социология, педагогика, психология, медицина и др., но каждая в определенном аспекте.

1) Социология изучает личность, как члена социальных и демографических групп населения, в том числе в системе производственных отношений.

2) Этика изучает личность человека как носителя моральных убеждений.

3) Педагогика изучает личность как объект обучения и воспитания.

4) Психология изучает закономерности развития и формирования личности.

- Концепции, объясняющие поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (американский психолог Э. Эриксон и др.).

- Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.).

- Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.).

Критерии сформировавшейся личности таковы:

1 - наличие в мотивах иерархии в одном определенном смысле — как способности преодолевать естественные непосредственные побуждения ради чего-то другого — потребности к поведению опосредованному; при этом предполагается, что мотивы социально значимы, социальны по происхождению и смыслу.

2 - способность к сознательному руководству собственным введением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов — сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности).

Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью — преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр.

Личность характеризуется: 1) активностью — стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; 2) направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений, идеалов, вкусов и пр., в коих проявляют себя: потребности человека; 3) глубинными смысловыми структурами, обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного); 4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр.

Личность как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех представлениях, образующих единство: 1) личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности; 2) личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое — как личностное; 3) личность как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей.

Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.

Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный

фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена наобщество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, нотолько такие, которые реализуются в деятельности. Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненныйпуть (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинствои свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности,выделить ее среди прочих.

2. Психоаналитическая концепция личности по З.Фрейду