Смекни!
smekni.com

Психическое выгорание педагогов как барьер профессиональной самореализации личности (стр. 3 из 18)

Д. Дирендонк, В. Шауфели, Х. Сиксма провели исследования среди голландских медицинских сестёр и выявили, что в качестве специфических детерминант эмоционального выгорания выступает чувство несправедливости, социальной незащищённости, большая зависимость, как от пациентов, так и от руководства. Согласно их подходу синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент «аффективный», относится к сфере жалоб на своё здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй компонент – деперсонализация проявляется в изменение отношения либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочный» [14,446].

А. Пинес и Е. Аронсон рассматривают синдром эмоционального выгорания как одномерную конструкцию. Эмоциональное выгорание – это состояние физического и психического истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.

А. Чиром считает эмоциональное выгорание комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления. Он полагает, что главный фактор эмоционального выгорания – это эмоциональное истощение, а дополнительные компоненты являются следствием либо поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации, либо собственно когнитивно-эмоционального выгорания, что выражается в редуцировании личных достижений (деформации субъективной оценки собственных возможностей). И то и другое проявляется в деформации личности и имеет непосредственное значение для её социального здоровья. В противоположность предыдущим подходам, авторы одномерного подхода не ограничивают эмоциональное выгорание определённой группой специалистов [14,447].

П. Торнтон обращается к выявлению связи между уровнем эмоционального выгорания и типом поведения преодоления. Поведение преодоления обеспечивается когнитивными и поведенческими усилиями по регуляции специфических внутренних и внешних требований, которые, по субъективной оценке, исчерпывают или превосходят ресурсы личности. Выявлены три стратегии поведения преодоления: две активные (овладение ситуацией путём её преобразования и преодоления эмоционального дистресса путём изменения собственного отношения к ситуации) и одна пассивная (эскапизм или отказ от каких-либо попыток устранить обусловленные ситуацией трудности).

Путём факторного анализа на основе когнитивно-феноменологической теории стресса П. Торнтон выделено восемь подвидов поведения преодоления. Если к пассивным отнесён только один подвид (эскапизм как уклонение от решения проблем), то к активным – семь, объединяя две (планомерное решение проблем и путь конфронтации) в проблемно-сфокусированные стратегии, а пять остальных (дистанцирование – изменение масштабов происходящего в сторону преуменьшения, самообладание, поиск социальной поддержки, принятие на себя ответственности за происходящее, позитивная оценка ценностей – отыскание положительного в происходящем) – в эмоционально-сфокусированные стратегии.

Противоречия обнаружились в данных в связи между типом поведения преодоления и уровнем эмоционального выгорания, полученных разными авторами. Так с низкой степенью эмоционального выгорания связывают активные стратегии поведения преодоления, а с высокой степенью – пассивную и, наоборот, активные формы поведения преодоления указывают как не снижающие степень эмоционального выгорания, а эмоционально-сфокусированные стратегии поведения преодоления – как ассоциируемые с более высоким уровнем эмоционального выгорания.

Сама П. Торнтон в результате перепроверки этих данных выявила только одну существенную связь между стратегией избегания и уровнем эмоционального выгорания, хотя эта стратегия реже других используется в стрессовых ситуациях; однако при повышении уровня сгорания частота обращения к ней возрастает [42,62].

В исследованиях российских менеджеров, проводимых Н. Е. Водопьяновой, А. Б. Серебряковой, Е. С. Старченковой изучалось влияние стилей поведения в проблемных ситуациях и личностных характеристик, на степень выраженности синдрома психического выгорания. Было обнаружено, что наиболее высокое эмоциональное истощение и редуцирование личных достижений наблюдается у тех менеджеров, которые предпочитают «избегание», а так же чем больше истощение, тем ниже самооценка и больше деформация самоотношения. Эмоциональное истощение часто сопровождается мотивационной деформацией, что является защитной реакцией организма на психологические стрессы [14,456].

Анализ особенностей социономических профессий показывает необходимость определенных эмоциональных отношений между профессионалом и «объектом» его труда, которые можно рассматривать как фактор профессионального соответствия и развития. Д.Н. Завалишина [3] выделяет следующие варианты развития субъекта профессиональной деятельности: 1) прогрессивно-творческий (специалисты высшего класса); 2) адаптивно-репродуктивный; 3) адаптивно-деформирующий; 4) дезадаптивно-деформирующий («психическое выгорание»). Типичная для мастеров высокого класса ценностная включенность в свой труд сопровождается положительным эмоциональным отношением к его содержанию и процессу. Если субъект включен в профессию скорее когнитивно, чем ценностно и эмоционально, то происходит овладение им лишь необходимым минимумом профессиональных знаний и умений, человек не стремится ни к профессиональному росту, ни к совершенствованию своего труда. Оптимальная «эмоциональная включенность» может являться важной составляющей успешного профессионального процесса, приносящего удовлетворение и потребность в дальнейшей деятельности. Особенно остро проблема соответствия личности и профессии проявляется у представителей социономических профессий, где объектом труда является человек с его многообразием проблем и трудностей, прежде всего это касается врачей, педагогов, психологов, социальных работников. Актуальность этой проблемы определила тему нашего исследования. В данном исследовании мы рассматриваем эмоциональную направленность как проекцию личностного ядра, как вектор развития личности в профессиональной деятельности.

В связи с этим представляет интерес концепция эмоциональной направленности Б.И. Додонова [2], в которой рассматриваются только те эмоции, которые в сознании людей предстают в качестве «ценных» переживаний. Концепция эмоциональной направленности привлекает внимание к такому фактору мотивации поведения и деятельности людей, как их потребность в эмоциональных переживаниях определенного характера, т.е. их закрепившиеся установки на те или иные переживания как на специфические ценности. Автором поставлен вопрос о создании особой «эмоциональной классификации» деятельностей, что позволяет определить круг наиболее подходящих профессий для людей с разными типами структуры эмоциональной направленности и исследовать вопрос о том, какой вид деятельности удовлетворяет эмоциональные потребности человека. Следует отметить, что эмоциональная направленность является только одной стороной единой направленности человека, в которой решающую роль играет его мировоззренческая направленность. Если эмоциональная направленность влияет на выбор сферы деятельности и ее процессуальные моменты», то мировоззренческая определяет, кому или чему эта деятельность посвящается. Таким образом, в данном исследовании проблема личности и профессии конкретизируется как вопрос о соотнесении эмоциональной направленности и профессии. Представляется актуальной проблема изучения эмоциональной направленности личности как фактора удовлетворенности специалиста своей профессиональной деятельностью и синдрома эмоционального выгорания. Последние годы в отечественной и зарубежной психологии ведутся многочисленные исследования, связанные с феноменом выгорания. Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Ссылаясь на сказанное выше, мы придаем особую важность изучению эмоциональной сферы данных специалистов [1]. С одной стороны, эмоциональную сферу

можно рассматривать, как фактор профессионального соответствия, с другой - именно эмоциональная сфера наиболее подвержена профессиональным деформациям, одной из разновидностей которых является эмоциональное выгорание. Многочисленные исследования, посвященные синдрому выгорания, определяют центральным ядром этого феномена именно эмоциональное истощение. Несмотря на многочисленные работы, посвященные изучению личностных факторов выгорания, недостаточно было уделено внимания эмоциональной сфере личности. Эмоциональная сфера в профессиональной деятельности типа «человек – человек». Предметом исследования является взаимосвязь эмоциональной направленности личности (ЭН), удовлетворения профессиональной деятельностью (УПД) и синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).

Развитием данного исследования явилось изучение взаимосвязи эмоциональной направленности личности (ЭН), синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) и удовлетворенности специалиста своей профессиональной деятельностью (УПД). В исследовании приняли участие 15 педагогов МОУ СОШ № 4 г. Муравленко (ЯНАО, Тюменской области).

Специалисты педагоги, имеющие стаж работы не меньше трех лет; мужчины и женщины. В работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Кроме того, в работе впервые раскрыта взаимосвязь типов эмоциональной направленности с уровнями удовлетворенности трудом и эмоционального выгорания. Различие в индивидуальных проявлениях синдрома эмоционального выгорания и удовлетворенности трудом в сравниваемых группах связаны с разными профилями типов эмоциональной направленности. Исследование выявило достоверно значимые различия в выраженности симптомов СЭВ и профилей типов эмоциональной направленности в группах педагогов. Установлены статистически достоверно значимые взаимосвязи уровня эстетической удовлетворенности и выраженности СЭВ для всех исследуемых профессиональных групп. Разработанный метод компонентного анализа эмоциональной направленности личности является новым и перспективным подходом в изучении устойчивости личности к эмоциональному выгоранию.