Смекни!
smekni.com

Воображение 5 (стр. 1 из 5)

Лекция 5 ВООБРАЖЕНИЕ

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал не­посредственно картины далекого прошлого или будущего, ме­ста, где он никогда не был и не будет, существа, которых нет не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти заоцэеделы реального мира во времени и про­странстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяю­щие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в нау­ке. В житейском обиходе воображением или фантазией на­зывают все то, что нереально, не соответствует действитель­ности и что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой твор­ческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художе­ственное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы, — все это являет­ся продуктом человеческого воображения и творчества, ос­нованного на этом воображении. \

«Всякое изображение, — говорит Рибо, — крупное или мел­кое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением — постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений...» Во­ображение всегда остается, впрочем, само собой, как бы оно не проявлялось: у отдельной личности или же коллективно, и име­ет свое специфическое содержание. Основное отличие образов воображения от образов памяти связано с различным отноше­нием к действительности. Образы памяти — это воспроизведе­ние прошлого опыта, поэтому основной функцией памяти яв­ляется сохранение результатов опыта по возможности в неиз­менной сЬорме л Функция же воображения заключается в изме­нении образов,' что является непременным условием любого творческого процессам

\ Кроме того, благодаря воображению человек имеет воз­можность еще до начала работы представить себе готовый результат труда.|«В конце процесса труда получается резуль­тат, который уже в начале этого процесса имелся в представ-ю*


292

Познавательная сфера личности

лении человека, то есть идеально», — писал Маркс К В пред­ставлении ожидаемого результата с помощью воображения и состоит коренное отличие человеческого труда от инстинк­тивного поведения животных То, что воображение позволя­ет человеку предвидеть результаты своей деятельности, при­дает ему побудительную силу, делает фактором, стимулиру­ющим достижение цели «Если бы человек был совершенно лишен возможности мечтать, — писал Д И.Писарев, — если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображе­нием своим в цельной и законченной красоте, то самое тво­рение, которое только что начинает складываться под его руками, тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставила его предпринимать и до­водить до конца обширные и утомительные работы в обла­сти искусства, науки и практической жизни».

Иногда побуждения фантазии могут сыграть отрицатель­ную роль. Нередки случаи, когда ожидаемая неприятность или опасность и даже несчастье переживаются сильнее и по­буждают человека к большей и более бурной активности, чем реально происшедшее событие. Свидетельство тому — изве­стные случаи, когда люди в панике спрыгивают с верхних этажей зданий при пожаре вместо того, чтобы терпеливо до­ждаться очереди в лифт или подачи пожарной лестницы Или случаи, когда пассажиры, не умея плавать, бросались в море на верную гибель с только начинающего тонуть кораб­ля, когда еще не исключены все шансы на их спасение Об этом же свидетельствуют народные поговорки, объясня­ющие подобные случаи безрассудного поведения «лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас», «у страха глаза ве­лики» и т.д.

Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть на­ступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления. Подобно мышлению вообра­жение возникает в проблемной ситуации, мотивируется потреб­ностями личности, обусловлено уровнем развития обществен­ного сознания. Так, если потребности древних людей объяс­нить происхождение и возникновение мира породили возник­новение религиозных"образов, то >в настоящее время для этого все чаще используются фантастические картины космических пришельцев.

Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опос­редованно познавать мир, воображение протекает в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений. В конкретных образах, создаваемых воображением, очень часто раскрывают-


Воображение

293



ся те или иные отвлеченные теоретические мысли Каждый пи­сатель, художник в процессе творчества пытается передать, объ­яснить свою мысль другим, но не через отвлеченные понятия, а с помощью конкретных образов Достаточно вспомнить любую басню, сказку, поговорки Везде мы ищем основную мысль, ос­новную идею, которые образно, наглядно раскрываются в этих произведениях

Другой отличительной характеристикой воображения, при­знаком воображения выступает возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу Как пра­вило, здесь мышление оказывается гораздо менее эффектив­ным, чем в случае, если все данные известны и подчинены стро­гой закономерности. В этом смысле воображение может рас­сматриваться как определенная форма, «заместитель» мышле­ния Образное сравнение процессов мышления и воображения дано в романе А С.Пушкина при характеристике Онегина и Лен­ского.

Они сошлись Волна и Камень, Стихи и Роза Лед и Пламень, Не столь различны меж собой

Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К Д Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

Таким образом, можно заключить, что воображение, или фантазия, представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата пред­метной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характе­ризуется неопределенностью.

Несмотря на то, что в воображении у человека возникают образы предметов и явлений, ранее не встречавшихся ему, со­ставляющим их элементам всегда можно найти реальные ана­логи. Создавая новый предмет, будь то машина или дом, чело­век мысленно представляет его собранным из известных ему частей и деталей. Поэтому, чем больше знаний имеет человек, чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впечатления, тем более интересные и неординарные образы возникают в его во­ображении Даже в изображении жителей Марса писателем-фан­тастом Гербертом Уэллсом можно найти земные реалии. По мнению автора, голова марсианина похожа на металлический цилиндр, снабженный клювом птицы, ноги напоминают ко­нечности насекомого и в общем марсианин оказывается похо­жим на огромного спрута.


294

Познавательная сфера личности

В целом, по мнению Л С Рубинштейна, мощь творческого воображения и его уровень определяются соотношением двух показателей 1) тем, насколько воображение придерживается ог­раничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений, 2) новизной и ориги­нальностью, отличными от непосредственно данного его по­рождения. Воображение, не удовлетворяющее одновременно обоим условиям, фантастично, но творчески бесплодно

Значение воображения трудно переоценить Оно необходи­мо не только писателям для создания образов героев или ху­дожникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии ученые не могли выдвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события, учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить себе его ход, предугадать реакции учеников и т.д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как не опираясь на воображение, невозможно изучать историю, географию, астро­номию и другие предметы.

Воображение, как и все другие психические процессы, яв­ляется функцией коры больших полушарий. Иногда его про­цесс связывают только с работой правого полушария. Этот упрощенный подход не раскрывает сложных взаимосвязей, существующих между полушариями. Для возникновения об­разов воображения необходима работа обоих полушарий, каж­дое из которых выполняет свои функции. Специфика право­го полушария заключается в том, что оно не застревает на деталях, но упрощает картину мира, дает представление це­лостности и вместе с тем гармоничности, соразмерности, композиционного единства. Оно тесно -связано с эстетиче­скими чувствами, вызываемыми различными образами. Левое же полушарие упорядочивает эту информацию, позво­ляет выразить ее в речи. образ и мысль всегда выступают в неразрывном единстве. Великий испанский художник Ф.Гойя говорил, что фантазия, лишенная разума, производит чудо­вищ; соединенная с ним она — мать искусства и источник его чудес. Такую же мысль высказал физик Э.Резерфорд. «Экс­перимент без фантазии или фантазия, не опирающаяся на эксперимент, достигнут лишь немногого. Действительный прогресс имеет своим предположением соединение обоих сил».

Физиологической основой воображения является актуализа­ция нервных связей, их распад, перегруппировка и объедине­ние в новые системы. Таком способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмо­циями дают основание предполагать, что его физиологические