Смекни!
smekni.com

История психологии как самостоятельная наука 2 (стр. 1 из 21)

История психологии

как самостоятельная наука

Предмет истории психологии - изучение станов-

ления представления о психической реальности на раз-

ных этапах развития научного знания. История психологии

имеет свой, отличный от предмета психологии предмет

изучения. В процессе развития науки истории психологии

выделялось три основных определения ее предмета:

душа, сознание, поведение. Психология как наука о душе

объясняла ее как причину всего, т. е. душа определялась

как объяснительный принцип. Сознание как предмет ис-

тории психологии имело двойную функцию: оно являлось

и объектом изучения, и объяснительным принципом. С по-

явлением нового предмета изучения - поведения - был

преодолен субъективизм психологии сознания, однако

это повлекло за собой исчезновение самого объекта изуче-

ния - психики и сознания. На современном этапе разви-

тия науки возникает тесная связь между сознанием и по-

ведением, или деятельностью.

Основные задачи предмета истории психологии

1. Анализ возникновения и дальнейшего развития науч-

ных знаний о психике с точки зрения научного, а не жи-

тейского или религиозного подхода в изучении эволюции

представлений о психике человека.

2. Анализ и понимание междисциплинарных связей меж-

ду историей психологии и другими науками, раскрытие

тех взаимосвязей, от которых зависят достижения психо-

логии.

3. Выяснение зависимости зарождения и восприятия

знаний от социальных, культурных и идеологических вли-

яний на научное творчество.

2. Методологические основы истории

Психологии Принципы историко-психологического анализа

Принцип историзма - рассмотрение определенного

отрезка развития науки в контексте социокультурных

условий, зависимость его от общей ситуации в науке в це-

лом и в изучаемой науке в частности через сопоставление

с предыдущими накопленными в изучаемой области зна-

Детерминизм - раскрытие способа причинного объ-

яснения психического как обусловленного порождающи-

ми его факторами.

Методы истории психологии

Теоретическая реконструкция (метод, заимство-

ванный из других наук) - предполагает описание и крити-

ческий анализ научных систем прошлого, конкретных

программ получения, обоснования и систематизации

психологического знания. Результатом этого исследова-

ния является ретроспективное воспроизведение научных

концепций, проблем, исследовательских методов в их

исторической последовательности в соответствии с логи-

кой предмета.

Изучение научных школ - изучение внутренних

аспектов и особенностей той или иной школы, разрабо-

танных и используемых ею способов производства науч-

ных знаний, характера научного общения между самими

представителями школы, схожести и различия их мнений,

оценок, критики.

Изучение архивных материалов - поиск научных

трудов и их комментирование, снабжение сносками и

примечаниями.

3. Представления о психике в первобытном

сознании и античности . Первобытные представления о психике возникли

в первобытных религиях и верованиях людей, в мифоло-

гии, в художественном народном творчестве. Душа рас-

сматривалась как что-то неземное, таинственное и непо-

знанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного

и человека, а смерть или сон объясняются соответствен-

но ее постоянным или временным отсутствием. В перво-

бытном мире царило мифологическое понимание жизни,

где тела заселяются душами, а человеческой жизнью пра-

вят боги, которые наделяются определенными стилями

поведения: коварством, мудростью, мстительностью и

завистью. С переходом на более высокую стадию разви-

тия общества пришло понимание себя как части окружаю-

щего мира, созданного богами.

Античность ознаменовала собой новый этап в исто-

рии человечества: культурный расцвет, возникновение

многочисленных философских школ, появление выдаю-

щихся исследователей и первые попытки подвести под

явления окружающего мира философскую, а часто и науч-

ную основу, были предприняты шаги понять и описать

психику человека. Начало науки психологии было поло-

жено именно в античности, а у истоков формирования

этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и

философы: Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.

Анимизм (от лат. ат'та - душа) был одним из первых

мифологических учений о душе в античной философии и

рассматривал психику человека с точки зрения мифоло-

гии и психологии богов. Душа понималась как особый

признак, который не виден за конкретными повседневны-

4

4. Психологические идеи

Гераклита и Демокрита Гераклит (род. ок. 544 - умер ок. 483 до н. э.).

1. Представление о душе: душа (психея) является

искоркой космоса, который определялся как вечно жи-

вой огонь. Все окружающее человека и сам человек под-

вержены вечному изменению. Единым и для души, и для

космоса является закон, согласно которому нет беспри-

чинных явлений и все они являются неотвратимым ре-

зультатом столкновения атомов. Случайными же люди

называют те события, причин которых не знают. 2. Тео-

рия познания Гераклита: процесс познания означает

не уход вглубь собственных мыслей и переживаний и

полное отречение от всего внешнего, а предполагает по-

знание закона Логоса, по которому явления переходят

друг в друга и малый мир отдельной души идентичен мак-

рокосму всего миропорядка; следовательно, постигать

свою душу - значит углубляться в закон (Логос).

Демокрит (родился ок. 460 - умер ок. 471 до н. э.).

1. Понятие о мире и душе: все сущее состоит из ато-

мов - мельчайших субстанций, которые неделимы и не-

доступны чувствам, а также различаются по форме, ве-

личине и подвижности. Душа является материальным

веществом, состоящим из самых мелких круглых, глад-

ких, очень подвижных атомов огня, рассеянных по всему

телу. Душа движет телом посредством движения мелких

атомов огня. После распада тела атомы души выходят из

него, рассеиваются в пространстве и пропадают, т. е.

душа также смертна, как и тело. 2. Учение о психиче-

ских процессах основано на понимании человека как

соединения определенных атомов друг с другом. Восприя-

Интервьюирование - беседа исследователя с уче-

ным, представителем той или иной школы с целью полу-

чения материалов в соответствии с конкретными задача-

ми исследования с помощью определенных вопросов.

Биографический и автобиографический мето-

ды - воссоздание атмосферы реальной жизни ученого -

создателя теории, источников его духовного развития,

понимание причин создания теории.

Анализ научных ссылок - установление частоты

цитирования научных трудов с целью получения сведений

о связях между научными направлениями, об актуальном

состоянии науки и о тенденциях ее развития.

Источниками изучения истории психологии яв-

ляются материалы, в которых собран весь исторический

процесс психологических знаний, работы самих ученых,

философов, психологов, материалы других обществен-

ных наук.

4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути

в становлении самой науки.

Движущие силы и причины исторического раз-

вития психологических идей:

1) связь науки с общей социально-культурной основой

эпохи;

2) тесное взаимодействие науки с общими условиями и

законами научного познания;

3) связь с теми объективными требованиями, которые

предъявляются к научному познанию самой природой

изучаемых явлений на данной стадии их исследования;

4) общая ситуация, исторические условия и временные

особенности периода, в котором развивается наука;

5) особая ситуация в науке в целом в изучаемый пери-

од, изучение открытий в других науках, заимствование

методологии.

От предмета

исходят определенные атомы, копии, которые

по внешнему виду подобны самому предмету. Из органов

чувств направляются встречные потоки атомов души, ко-

торые улавливают образы, или эйдолы, от предметов.

Получается отпечаток, который отражается во влажной

части глаза. Видения у человека возникают в результате

вхождения в него образов. Образы могут восприниматься

любыми частями тела, только в этом случае восприятие

будет хуже, чем через органы чувств.

ми вещами и который покидает человеческое тело с его

последним дыханием.

Переход от анимизма к гилозоизму ознаменовал

революцию в античной научной мысли. В гилозоизме

весь мир, космос считался изначально живым; границы

между живым, неживым и психическим не проводилось -

все они рассматривались как порождения единой живой

материи. Гилозоизм покончил с анимизмом и впервые

подчинил душу (психику) общим законам природы. Психологические идеи Сократа

Сократ был самым знаменитым древнегреческими фи-

лософом (469-399 до н. э.). Так же знамениты и его уче-

ники Платон и Аристотель.

Учение о познании. Процесс познания основан на

познании не через внешнее, а через внутреннее, т. е. обра-

щение не к вселенскому закону (Логосу), а к внутреннему

миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению

действовать как разумное существо. Целью философских

учений Сократа было стремление помочь людям найти

самих себя. Сократ, ища ответы на вопросы о природе

человека, видел их не в отношении человека к природе,

а в наличии некоего внутреннего голоса, совести, кото-

рый он называл даймонионом и который был гарантией

постижения подлинной истины.

Сократический метод. Сократ был мастером устно-