Смекни!
smekni.com

Контрольная работа по Психологии и педагогике 3 (стр. 1 из 7)

Контрольная работа

По «ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ»

Выполнила: Студентка II курса

Заочного отделения

Экономического факультета

Отделения менеджмент

2011год

Темы:

1. Речь как инструмент мышления и как средство общения. Понятие о языке и речевой деятельности. Развитие речи в процессе обучения.

2. Воля. Волевая регуляция человеческого поведения. Педагогические аспекты развития воли у человека.

3. Межличностные отношения. Психология поведения деловых людей.

1. Речь как инструмент мышления и как средство общения. Понятие о языке и речевой деятельности. Развитие речи в процессе обучения.

Речь как инструмент мышления и как средство общения

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт как прошлый, так и настоящий, явилось рече­вое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык— система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, по­скольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое пред­ставляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальной сознании.

В отличие от значения слова личностный смысл - это отраже­ние в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личнос­тный смысл — это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка: 1) средство суще­ствования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Выполняя пер­вую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшеству­ющими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказы­вать воздействие на собеседника — прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведе­ния, важные для его деятельности, на которые он будет ориентировать­ся немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельно­сти связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятель­ность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобще­ния, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуни­кации животных. У человека со словом связано представление о пред­мете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспри­нимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи — функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функ­ция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на кон­такты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тес­но связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отно­шение говорящего к предмету сообщения.

Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и моно­логическую) и письменную. Диалог - это непосредственное обще­ние двух или нескольких человек.

Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развива­ется в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог не прерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по срав­нению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым,— грамматически правильное построение предложений.

Письменная речь представляет собой разновидность монологичес­кой речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической де­ятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерны фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативно, в этом она близка к диалогической. Внутрен­няя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а~ переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, на­оборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Информативность речи зависит прежде всего от ценности сооб­щаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержа­ния, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотноше­ния между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступле­ния, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, уме­ние пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Понятие о языке и речевой деятельности

Фердинанд де Соссюр был одним из первых, кто задался целью создать общую теорию языка. Однако прежде всего надо было ответить на вопрос: что такое язык? Все явления, связанные с процессами говорения и слушания, Соссюр обозначил общим термином речевая деятельность (langage). Речевая деятельность исключительно многообразна и соприкасается с рядом областей: физикой, физиологией, психологией. В общей совокупности речевых процессов Соссюр выделяет два полярных аспекта: язык (langue ) и речь (parole). «Язык, — отмечал Соссюр, — только определенная часть, правда важнейшая часть, речевой деятельности»[1]. По определению Соссюра, язык — лишь сумма необходимых условностей, принятых обществом. Но именно она делает возможной речевую деятельность. Язык — это грамматическая система и словарь, т. е. инвентарь языковых средств, без овладевания которыми невозможно речевое общение.[2]

«Язык есть система знаков, выражающих понятия, а следовательно, его можно сравнивать с письменностью, азбукой для глухонемых, символическими обрядами, формами учтивости, военными сигналами… Он только наиважнейшая из этих систем», — писал Ф. де Соссюр.[3] Что общего между языковой единицей (например, словом или предложением), военным сигналом и формой учтивости, скажем поклоном? В каждом случае некоторое действие — человеческая речь, звучание барабана или трубы, определенное телодвижение — само по себе не имеет особого значения. Важно то, какую информацию о чем-то другом, непосредственно не связанным со звуком или движением, оно несет. В этом и есть сущность знака: он всегда информирует о чем-то другом. В частности, в звуках содержится информация о каких-то событиях, чувствах говорящего, о его отношении к собеседнику.

Язык как лексическая и грамматическая система потенциально существует в сознании индивидов, принадлежащих к одной языковой общности. Как общественный продукт и средство взаимопонимания людей, язык не зависит от индивида, который на нем говорит. Напротив, индивид должен прилагать немалые усилия, чтобы в совершенстве овладеть системой языка.

Речь означает акт, посредством которого индивид пользуется языком для выражения своих мыслей, это использование языка в целях общения; она состоит из индивидуальных актов говорения и слушания, осуществляемых в круговороте общения. Язык и речь «тесно между собой связаны, и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила свое действие; речь, в свою очередь, необходима для того, чтобы установился язык: исторически факт речи всегда предшествует языку» (Соссюр). Следовательно, развитие языка обнаруживается в речи, живая речь есть форма существования и развития языка. Но признавая все это, Соссюр заявляет: «все это не мешает тому, что это две вещи совершенно различные», противопоставляя язык и речь. [4]