Смекни!
smekni.com

Влияние художественного образа на представление о добре и зле (стр. 1 из 19)

ЧВУЗ ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Кафедра психологии

К защите допустить

Зав. кафедрой психологии

“_____”____________ 2010 г.

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

на тему:

«ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДОБРЕ И ЗЛЕ»

Выполнил: студент 4 курса Ершов Р. А.

Руководитель: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Яновская Л. В.

Донецк, 2010

ЧВУЗ ДОНЕЦЬКИЙ ІНСТИТУТ ПСИХОЛОГІЇ ТА ПІДПРИЄМНИЦТВА

Кафедра психології

До захисту допустити

Зав. кафедрою психології

“_____”____________ 2010 р.

ВИПУСКНА РОБОТА

на тему:

«ВПЛИВ ОБРАЗІВ ХУДОЖНЬОГО ТВОРУ НА УЯВЛЕННЯ

ПРО ДОБРО ТА ЗЛО»

Виконав: студент 4 курси Єршов Р. А.

Керівник: кандидат психологічних наук, доцент кафедри психології

Яновськая Л. В.

Донецьк, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

Глава первая 8

1. Теоретические аспекты проблемы влияния художественных образов 8

1.1 Психология художественного творчества 10

1.1.1 Сущность творческой деятельности и ее характеристика 14

1.1.2 Амбивалентность творческой деятельности 17

1.1.3 Механизмы творчества 18

1.2 Личность и искусство 23

1.2.1 Личность, как субъект творчества 25

1.2.2 Личность художника 28

1.2.2.1 Личность художника в свете различных психолого - 31 эстетических концепций

1.2.2.2 Современная психология о личностных 35

особенностях художника, как творческой личности

1.2.3 Личность читателя, как субъекта коммуникации 38

1.3 Влияние образов художественного произведения 46

1.3.1 Психология художественного образа 49

1.3.2 Процесс смыслообразования при чтении художественной 52 литературы

1.3.3 Психологические особенности восприятия художественного 56 образа

1.4 Представления о добре и зле 61

1.4.1 Понятие добра 63

1.4.2 Понятие зла 66

1.4.3 Диалектика добра и зла 69

Глава вторая 73 2 Экспериментальное исследование влияния художественных образов на 73 представление о добре и зле

2.1 Теоретическая модель исследования 73

2.2 Описание методического аппарата исследования 74

2.2.1 Семантический дифференциал 74

2.2.2 Метод интервью 77

Глава третья 80

3 Анализ результатов экспериментального исследования влияния 80 художественного образа на представление о добре и зле

3.1 Анализ данных полученных в результате проведения интервью 80

3.1.1 Анализ определений «добра» и «зла» сформулированных 80 испытуемыми на первом и втором интервью

3.1.2 Анализ предметно-образных представлений испытуемых о 84 «добре» и «зле» полученных в первом и втором интервью

3.1.3 Анализ персонажей, олицетворяющих «добро» либо «зло», 88 в сказках, фильмах и книгах

Анализ данных полученных в результате проведения

3.2 семантического дифференциала по картинам художественного 93 содержания

Распределение оценок СД полученных при проведении

3.2.1 первого и второго интервью, по картинам ассоциирующихся 93 у испытуемых с образом «ЗЛА»

Распределение оценок СД полученных при проведении

3.2.2 первого и второго интервью, по картинам ассоциирующихся 96 у испытуемых с образом «ДОБРА»

Приложение 99

Аннотация 135

Список источников 138

ВВЕДЕНИЕ

На мой взгляд, актуальность данной темы обусловлена сложившейся на сегодняшний день, социальной и культурной ситуации в нашем обществе, характеризующейся углублением кризисных явлений, которые не могут не затрагивать духовную сферу человека, порождая «ценностный нигилизм», подрывающий основы осмысленности – самого человеческого бытия.

Проблема усугубляется большой и неоправданной коммерциализацией и политизацией тех структур, которые традиционно опосредуют связь человека с культурой, хранящей в себе опыт совместного бытия, толерантного поведения, ценностно-смысловые ориентиры, социальные нормы и т.д.

К ухудшению дел в этой области, можно добавить и то обстоятельство, что ради добычи «хлеба насущного», просто читать книги в наше время, стали значительно меньше, что в свою очередь, влечет за собой изменение приоритетов в сфере социальных ценностей. А ведь давно известно, что именно художественная литература, принимает непосредственное участие в создании эмоционального фундамента, на котором и строится вся надстройка из интеллектуалистического и рационального, уже имеющегося знания о мире, слаживаясь в совершенно новую конструкцию, с более полной картиной целостного и смыслового образа окружающей нас действительности. Здесь будет уместным заметить, что имеющийся у индивида «образ» мира, безусловно, является одним из способов его адаптации к условиям внешней среды.

Целью этого исследования – является определение способов и факторов влияния образов художественного произведения на представления о добре и зле.

Если учесть тенденции, мирового развития современного общества. Вектор развития, которого, задают мощные и высокоразвитые страны в массе своей ориентирующиеся на гуманитаризацию и гуманизацию. То становится очевидным, - эпицентром психологических интересов на сегодняшний день, является проблема многомерности бытия человека в мире, который он сам конструирует и который выступает фундаментом формирования сознания человека в его системных, межпредметных, смысловых характеристиках.

Объектом исследования выступают способы и факторы влияния образов художественного произведения.

Предмет исследования – влияние образов художественного произведения на представление о добре и зле.

Анализ взглядов различных исследователей на процессы формирования личности позволил выделить ряд важных тенденций:

многомерный, панорамный мир человека есть то, что располагается между субъективной и объективной реальностями. Этот мир не рождается вместе с человеком – он им конструируется: мир для него таков, каков сам человек. Последовательность его становления есть обретение им все новых измерений, что и составляет сущность онтогенеза;

один из важных аспектов художественного восприятия действительности – когнитивная способность к восприятию многомерности и альтернативности мира. Его картина должна учитывать факторы, связанные с внутренним миром личности: смыслами, ценностями, личностными проблемами, психодинамикой;

истинное искусство всегда содержит потенциал для развития. Для высшего уровня культуры художественного восприятия характерно глубокое, личностное общение с произведением, которое носит диалогический характер. Многомерность образа мира человека является следствием многомерности мира самого по себе, а взаимодействие с искусством, в котором эта многомерность наиболее зрима, способствует осознанию личностью дополнительных измерений своего бытия. Каждое произведение искусства ставит перед человеком «задачу на смысл» (Д. А. Леонтьев). Художественно-эстетическое воспитание оказывает существенную помощь в решении этой задачи, если ценностное содержание произведения входит в нравственный опыт личности как регулятор еѐ поведения.

Теоретическое значение проблемы «влияния образов художественного произведения» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика синтезирует знания нескольких научных дисциплин, а фундаментом является именно психология.

Гипотеза – образы художественных произведений, способны оказывать влияние на восприятие представлений и понятий о добре и зле, что непосредственно способствует рефлексии эмоционально наполненных переживаний.

Рассматривать выделенный нами феномен «влияния художественных образов» необходимо на основе данных современной психологии, морфологии и нейрофизиологии, касающихся проблем мышления и бессознательного, без которых невозможно раскрытие ни психических процессов творчества, ни психологической структуры художественного образа.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ

Проблема природы, структуры и функционирования художественного образа — ключевая проблема и эстетики и психологии. С точки зрения теории познания, художественный образ - разновидность образа вообще, являющегося результатом освоения сознанием человека окружающей действительности. «Любой образ - это внешний мир, попавший в «фокус» сознания, ставший его раздражителем. Интериоризованный им, т.е. превращенный в факт сознания, в идеальную форму его содержания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. В гносеологическом поле, образ - это основной и наибольший по объему феномен» [46].

«Само терминологическое сочетание «образ чего-то» или «образ когото» указывает на устойчивую способность художественного образа соотноситься с внехудожественными явлениями, вбирать внеположенную ему действительность», - отмечает М.Н.Эпштейн [47]. В связи с этим специфика образа традиционно определяется по отношению к двум сферам: реальной действительности и процессу мышления, а эта категория занимает центральное место в эстетических системах, «устанавливающих специфическую связь искусства с не искусством: с жизнью, сознанием».