Смекни!
smekni.com

Религиозно-цивилизационные выборы воспитания (стр. 7 из 12)

Сегодня мы видим: там, где возрождается приходская жизнь, там начинает возрождаться жизнь: и экономическая, и социальная, а главное нравственная. Поэтому главная задача, которую нужно решить русскому народу, если он хочет выжить – возвращение к православию, возвращение в церковь.

Поэтому мы можем сказать: сегодня Россия стоит перед одним– единственным выбором: быть или не быть ей православной страной, быть или не быть русскому народу православным. Быть – значит, Россия вырвется из нынешнего кошмара, как она это делала едва ли не в каждом веке. Нет – значит, Россия обречена. Как видим, это выбор – по сути, выбор всего мира. Вернется ли мир к христианству, или же уже пришло время Страшного суда? Это выбор для всей вселенной! Так что в этом смысле у России нет какого-то своего особого выбора. Этот выбор открыт всем и стоит перед всеми. И пойдут ли другие страны по этому пути – это их выбор. Россия же должна, зная свою правоту, идти именно по этому пути. И православная вера – как и всегда это было – не посрамит нас.

Конечно, сегодня высказанная нами идея имеет тысячи противников и тысячи аргументов против, начиная с того, что атеизм еще не проявил всю свою созидательную силу, ведь 70 лет для истории это микроскопический срок, и заканчивая тем, что религия – это определенное служение политическим силам и т.д. На самом же деле, все это говорит не об убедительности этих доводов, а только о том, насколько трудным будет возрождение православия в России. Но следует помнить, что едва ли не каждый век Россия вновь и вновь на грани возможного отстаивала свою веру. Разве легок был XIVвек? В XV веке России пришлось отстаивать свою веру в борьбе с ересями. А кто посчитал, сколько жизней положила Россия за веру в смутное время. Именно за веру, потому что последним рубежом для русских людей стала угроза существованию православия. А XVIII век с его тотальным искоренением православия? А XIX век с его стремительной атеизацией, когда никто в высшем обществе не смел открыто исповедовать православие? А ХХ век, когда русское православие претерпело испытания, которые не испытывало христианство с первого дня своего возникновения? Да, каждый век был тяжел. Но каждый век подтверждал: без православия России не выжить. ХХI век будет невероятно тяжелым потому, что России придется не отстаивать, а возрождать веру в обществе, в каждой сфере общества, в каждом человеке. И это придется делать в условиях невероятно трудных. Посмотрите – во всей Европе преподается Закон Божий. И все хорошо. Но стоит России только заявить об изучении православной культуры – тут же мировое сообщество восстает – нельзя! Почему русскому народу нельзя изучать свою веру даже в форме религиозной культуры?

Возрождение же веры станет основой нашего духовно-нравственного возрождения, потому что вне религии не может быть нравственности. Хотим мы или не хотим признавать это, но именно религия сформировала все более или менее значимые этические системы. Самая же известная попытка создать нравственную систему на атеистической основе закончилась написанием морального кодекса строителя коммунизма, который повторял многие христианские заповеди. Но поскольку форма сама по себе мертва, то и результат этой морали известен. Поэтому мы стоим сегодня перед альтернативой: или общество и образование должны создавать новую систему моральных ценностей, или воспользоваться 2000-летним сокровищем развития христианства и 1000-летним опытом развития православной этики в России. Разумеется, мы не должны исключать первый вариант – и заинтересованные деятели должны работать в этом направлении, и не исключено, что они смогут что-то создать. В то же время мы просто обязаны воспользоваться тысячелетней реальной и плодотворной культурой, той культурой, которая уже много раз выводила наш народ из самых страшных нравственных потрясений.

Следовательно, возрождение православия в нашей стране должно стать не только делом самой православной церкви, но и каждого человека, каждой сферы, в том числе и прежде всего государства.

Конечно, тут же возникает возражение: государство не должно, государство не имеет право, конституция гарантирует, что государство не вмешивается в религиозные дела. Но давайте подумаем, что гарантирует Конституция и что обязано делать разумное государство.

Конституция должна мне гарантировать, что, если я не люблю классическую музыку, то никто не погонит меня палкой в филармонию. Но Конституция должна гарантировать и другое, что государство не закроет филармонии и консерватории. И разумное государство обязано строить филармонии и содержать консерватории. Все прекрасно знают, что в блокадном Ленинграде звучала классическая музыка – и Ленинград выстоял. Поэтому государство обязано учить детей классической музыке в школе.

Конституция должна гарантировать мне, что государство не погонит меня палкой заниматься наукой, но государство обязано, если только это не государство-самоубийца, развивать, развивать и развивать науку, в том числе и путем развития первоклассного школьного образования.

Точно так же разумное государство обязано заниматься проблемами духовно-нравственного бытия общества, духовно-нравственного развития и воспитания человека. Да, Конституция обязана гарантировать каждому человеку свободу вероисповедания, но государство, в соответствии с той же Конституцией, обязано создать все необходимые условия для духовно-нравственного развития личности посредством содействия, прежде всего материального, полноценной жизни традиционной религии. Поэтому первое, о чем должно позаботиться государство, – это о восстановлении православия во всем объеме. Как пишет Феофан Затворник: "Цель общества – вести человека к цели; цель человека в Боге, к Богу же идти можно только так, как Он указывает во святой вере. Следовательно, духом общества должна быть единая истинная вера. Что за правительство, которое, мало чем успокаивая своих подданных во временном, за это губит их на целую вечность! Говорят: смущение будет в народе! Кто же позволяет насилие? Яви истину, чтоб всякий увидел ее. И кто к тому способнее, как не правители? Потому они безответны пред Богом, если не хранят и не вселяют в народ истинной веры". (Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1998, с.361.)

4. Основные проблемы России

Конечно, каждый спросит: неужели все проблемы России сегодня сводятся к возрождению религиозной жизни? Разумеется, нет. Но самая главная проблема сегодняшнего дня – это возрождение религиозной жизни. Сегодня ситуация в России аналогична той, как если бы 80 лет назад в России была бы практически полностью уничтожена наука. Какая бы главная задача стояла бы перед нашим обществом, государством, каждым человеком? Возрождение науки. На всех уровнях. От открытия начальных школ до академии наук. И независимо от того, какой строй при этом мы имели, хоть рабовладельческий. Да, хоть рабовладельческий, потому что любая цивилизация имеет свою науку, если понимать под наукой рационально–понятийное постижение мира в самом широком смысле этого слова. И без науки никакая цивилизация, начиная с самых первых ее форм, не существует.

Однако еще более важную роль в жизни общества играет религия, которая является ежедневной потребностью буквально каждого человека, независимо от личного отношения к религии. Человеку нужны родители, в каком бы возрасте он не был, независимо от того, как он лично относится к родителям. Точно также каждому человеку нужен отец его небесный – Господь.

Но если крайне сложно возрождать науку, то, что говорить о вере. Любой человек, хоть мало-мальски знакомый с историей образования знает, какой колоссальный труд требовался, чтобы создать хотя бы систему начального образования. Но чему легче научить грамоте или нравственности? Да, открыть храм, как и университет, легко. Но сколько потребуется лет, чтобы воспитать профессора? А взрастить настоящего духовника? Однако если трудно преодолеть общественное предубеждение против образования, (сколько даже умных людей выступало против народного образования), то стократ труднее преодолеть неприятие православия большинством русских людей. Ситуацию абсолютного неприятия религии нашим либеральным бомондом, владеющим всем, от финансов до СМИ. И это в ситуации, когда вымирают не отдельные люди, а исчезают тысячи русских деревень. Кто виноват? Власть? Нет. Виноват каждый, потому что власть, и эту точку зрения отстаивали и православные мыслители, бывает такой, какой ее заслуживает народ. Если это так, то смерть и разрушение сидят в душе каждого русского человека. Причину смерти можно определить всего одним словом – уничтожение веры в душе человека. А человек, потерявший веру, обречен на вымирание. И это не случайно, ибо только вера связывает человека с Богом, а без Бога душа человеческая мертвеет, как мертвеет тело без хлеба… И чем больше мертвеет душа, тем больше нужно хлеба телу, и тем больше болеет тело, и тем больше беснуется она. Пример. Первая неделя Великого поста. До революции, да и после революции, глубоко верующие люди первую неделю, или, по крайней мере, три первых дня почти не ели, а многие и вообще не ели. Кто сегодня, даже из верующих выдержит такой пост? А ведь на Западе сегодня редко кто выдержит даже простой пост.

Но дело не только в физическом состоянии. Дело в том, что если в душах людей нет веры, то у них нет нравственности. А если нет нравственности, то жизнь людей превращается в кошмар. Над каждым не поставишь милиционера, а над этим милиционером своего милиционера, и так дальше… Вымерла вера в душе человека и оттуда более-менее быстро улетучивается все человеческое, но остается только одно желание – хапнуть, хапнуть, хапнуть. И не важно у кого у детей, больных, стариков. Хапнуть. И ... купить особняк на каком-нибудь диком острове Тихого океана.