Смекни!
smekni.com

В. Я. Стоюнин и другие националисты (стр. 1 из 3)

Каптерев П. Ф.

Когда мы разрушили старую свою школу и завели новую по западноевропейскому образцу, положив в ее основу идеал воспитания человека, а не чиновника, тогда наша школа должна бы, кажется, расцвести, а между тем она не процветала. Новой школой были недовольны, восторгов она не вызывала. Отчего так? В чем были причины недовольства преобразованной школой?

Главная причина заключалась в космополитическом и одновременно безжизненном характере школы, в отсутствии у нее национальности и самостоятельности. Когда немцы и другие иностранцы просвещали нас относительно устройства школ, они не все договаривали, потому ли, что не хотели все сказать, или же потому, что считали дело само собой понятным. Именно они недосказали, что дело школы можно рассматривать только в связи со всеми условиями жизни того народа, для которого она предназначается, в связи с его семейными традициями, общественными институтами и требованиями, что живая школа не преобразуется и не создается по чужой истории и по чужим опытам. Каждая образовательная школа, задавшись задачей воспитывать человека вообще, должна воспитывать его и как гражданина известной земли, в соответствии с реальными и идеальными требованиями общества; ее характер и направление во многом должны зависеть от характера и направления всего народа; не все, выработанное в школе одного народа, пригодно и живительно в школе другого. Этого нам немцы не сказали, и это было упущено при устройстве русских школ. Таким образом, от иностранцев мы узнали только половину дела: как нужно воспитывать человека; но как нужно воспитывать русского гражданина — этого мы от иностранцев не узнали и не могли узнать. Поэтому наши школы и оказались слишком космополитичными, безжизненными, а наша педагогия какой-то хромоногой. К тому же, как и прежде — до реформы, наши школы были в руках школьных чиновников, так и после реформы они остались в тех же руках, а не перешли в ведение педагогов, вследствие чего официальная педагогика имела характер "полицейской педагогики". Если к этому еще добавить, что в новейшее время была вызвана из-за границы масса иностранцев, которые, несмотря на полное отсутствие связи с русским обществом, с русской семьей, с русской жизнью, несмотря даже на весьма плохое знание русского языка, были поставлены во главе русских учебных заведений, то будет понятно, что реформированная школа была лишена не только национального характера, но и нравственного влияния на учеников и по-прежнему оставалась лишь учебным заведением, в котором место нравственного воздействия занимала строгая дисциплина. Таким-то образом и случилось, что наша преобразованная школа не стала на надлежащую твердую почву и не вошла в обновленную русскую жизнь как здоровая деятельная сила; школа стояла особняком, каким-то оторванным от всего учреждением, точно растение, пересаженное в другой климат.

Чего же именно недостает нашей школе, чтобы она могла с честью называться русской школой? Очевидно, нужно устроить школу на почве данных народной психологии и истории, согласовать ее с общественными потребностями, при ее организации принять во внимание характер и строй семьи, экономические, климатические и всякие другие условия народной жизни, нужно, чтобы русской школой руководили русские, а не иностранцы. Дело требует долгого, широкого и серьезного изучения. Ближайшие задачи национальной русской школы следующие: справедливо упрекают русских людей всех состояний, что у них не развито чувство законности, и в пример им ставят немцев, англичан и представителей других европейских народов. Но у русского человека не могло развиться подобного чувства. Отсутствием законности связано и неотражение личности. Характерная черта большинства русских людей, собирающихся в общество, есть "низложение личности". В жизни русский человек всегда проявлял свою личность самым уродливым образом: если в руках его была власть, он считал себя выше закона и старался подавлять ею личности подвластных, но оттого становился безличным перед высшею частью. Личная воля у нас на первом плане, мы ее ставим выше всего и в общественных делах.

Обыденная жизнь показывает нам, что в ней слишком мало следов науки. Науку у нас ценят очень мало, ей не доверяют, ее опасаются. У нас немало еще таких лиц, которые искренно боятся, как бы образование и научные знания не повредили нравственности и религиозности, не вызвали высокомерия, не развили слишком критического отношения к действительности; наука многим представляется еще чем-то страшным и опасным; немножко научных знаний еще туда-сюда, а много не годится, вредно. Вследствие этого научные знания у нас мало распространены, и там, где необходимо было бы руководствоваться строгими нашими данными, вместо этого опираются лишь на личный опыт и природную смекалку. Недостаток строго логического мышления слишком заметен в нашей интеллигенции, даже в тех людях, которые становятся общественными и народными руководителями. Отсутствие привычки вникать в причины явлений и сообразовываться с ними в своих действиях и распоряжениях часто приводит совсем не к тем целям, какими задаются, и вместо того чтобы направить общественные силы в одну сторону, направляет их в совершенно противоположную.

Наша обыденная жизнь показывает, что понятие об общественной нравственности еще не успело войти в сознание большинства русских людей. Стремление жить только для себя или на общественный счет, расчеты и одни личные выгоды, уклонение от добросовестного труда, беззастенчивая ложь — вот что отличает многих из нас в обществе. Еще печальнее, что на это зло смотрят как-то примирительно, без особенного негодования, как будто бы иначе и быть не может. Чувство нравственной связи с обществом и с народом у нас развито слишком мало.

Свободный труд составляет одну из основ общества, поэтому общество вправе требовать, чтобы школа, развивая физические, умственные и нравственные силы учащихся, направляла их к производительному труду, чтобы из нее выходили в жизнь люди, готовые на труд по своим силам.

Таковы общественные потребности, которым должна удовлетворять современная русская школа. Она должна наряду с общечеловеческим развитием укреплять в юношестве чувство законности и уважения личности, пробуждать любовь к научному исследованию и стремление руководствоваться в жизни научными данными, внедрять в сознание учащихся начала общественной нравственности и приучать к труду. "Если же школа не захочет знать всех этих потребностей русской общественной жизни, то каким бы наукам она ни учила, какую бы педагогию не приняла в свое основание, она не будет русскою школою, не будет в ней и настоящей жизни, не будут выходить из нее и такие люди, в каких в настоящее время (написано в 1881 г. — П. К.) нуждаются государство и общество". Нравственное значение русской школы может определяться только тесной связью ее с обществом.

Школа может правильно развиваться, может жить правильной жизнью лишь при единственном условии — если она служит делу воспитания человека. А поскольку в действительной жизни человек является гражданином своего народа и деятелем в обществе, то школа должна, воспитывая человека, воспитывать и гражданина. Гражданин не должен уничтожать человека, ни человек — гражданина.

С этой точки зрения никак нельзя признать школы исполнившими свое назначение, если они дают учащимся лишь одно формальное развитие. Наше образование есть образование формальное; у нас обыкновенно говорят, развитие душевных сил или способностей должно составлять самое главное в средних учебных заведениях; если юноша, оканчивающий курс, выказывает значительное развитие, то воспитательное заведение сделало свое дело; от него больше ничего и не потребуется; развитый юноша с известным запасом разнообразных научных сведений может называться образованным человеком. Это справедливо, но одного развития недостаточно. Можно быть человеком развитым и образованным так, как понимается образование в наше время, но без всякого направления душевных сил; можно даже казаться человеком с убеждениями, но без всякого стремления к деятельности, каковыми и оказываются обыкновенно наши юноши. Если бы все дело образования состояло в одном развитии, тогда не о чем было бы задумываться и спорить, какие взять научные предметы для школьного курса, как распределить их по классам и т. п. Каждый научный предмет может быть хорошим средством для развития в руках порядочного педагога.

Кроме развития воспитываемым нужно еще определенное направление, без которого они не будут знать, куда устремить свои силы. Развитые формально силы должны быть наполнены каким-либо содержанием, иначе все развитие будет пустым и человек будет способен направляться столько же ко благу, сколько и ко злу. А направление сил зависит от того, над чем воспитываемым приходилось думать, что давало им материал для размышления в то время, когда их ум и нравственные силы только развивались. Это обстоятельство весьма важно, и на него необходимо обратить внимание. Если ум воспитываемых был занят только цифрой да буквой, то, конечно, и при этих условиях он мог хорошо развиться; но от такого развитого ума нельзя требовать никакого направления, это будет чисто формальное развитие. Если воспитываемых заставляли скакать от предмета к предмету, так что у них не было возможности задуматься ни над одной живой мыслью, то у них точно так же не могло выработаться никакого направления. Над чем же следует заставлять воспитываемых задумываться? На чем преимущественно останавливать их внимание?

Имея в виду принцип развития человека и гражданина, нужно дать предпочтение наукам словесным и историческим, соединенным с основательным чтением книг, выбор которых должен быть сделан весьма тщательно, чтобы ученику действительно стоило над чем подумать. Эти науки лучше, чем какие-либо другие, способны развивать в человеке сочувствие к интересам человеческим и гражданским. Они действуют и на умственную, и на нравственную, и на эстетическую стороны, представляя в то же время богатый материал для размышления. Значит, основательное изучение языков, словесности и истории должны быть главным, первостепенным занятием в гимназическом воспитании. Знание и развитие в образовании нужно слить и слить таким образом, чтобы на основании их воспитываемые могли впоследствии выработать твердые убеждения в тесной связи с человеческими и гражданскими интересами.