Смекни!
smekni.com

Творческое самостроительство личности и технология ее формирования в техническом вузе (стр. 1 из 2)

Федорова Татьяна Семеновна, - старший преподаватель кафедры инженерной педагогики АлтГТУ

В современной отечественной педагогике можно выделить ряд концепций, каждая из которых рассматривает личностное образование с разных позиций. Эти позиции не противоречат друг другу, а фиксируют акценты на разных сторонах этого процесса. Необходимость в новой парадигме возникает по ряду причин, но главная из них - новый тип мышления, возникший вследствие новых социально-производственных условий. Педагогическая наука отвечает на <запросы> личности, общества, государства тем, что предлагает им новую модель (парадигму) образовательной системы.

В зависимости от понимания назначения образования (с какой целью воспитывать и обучать) парадигмальные модели бывают разными: традиционалистскими, рационалистическими, гуманистическими. Сравнительную характеристику моделей можно найти в работах Б. Битинаса, В.Я. Пилиповского, И.А. Колесниковой, И.Б. Котовой, Е.Н. Шиянова, Н.И. Алексеева, И.С. Якиманской, В.В. Серикова.

В.Я. Пилиповский следующим образом характеризует названные модели [1].

Традиционалистская модель основана на консервативной (в хорошем смысле слова) роли школы, цель которой - передать молодому поколению квинтэссенцию культурного наследия человеческой цивилизации: знания, умения, навыки, идеалы, ценности, способы производственной деятельности, все то, что способствует как индивидуальному развитию человека, так и сохранению порядка в социуме. Это направление принято считать академическим. При таком подходе человек ценен не сам по себе, а лишь как носитель определенных знаний, как образец определенного поведения.

Рационалистическая парадигма в центр ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения различных знаний учениками, способы умственных действий. Цель такого обучения - сформировать у учащихся <адаптивный поведенческий репертуар>, соответствующий нормам и стандартам западной культуры. Эта парадигма определяет цели обучения диагностично и однозначно: это перечень умений и навыков, которые можно измерить. Основными формами и методами такого обучения являются: научение, тренинг, тестовый контроль, коррекция.

И первая, и вторая модели при всех своих достоинствах не ставят обучаемого в центр учебного процесса, не считают его субъектом собственной жизни.

Гуманистическая парадигма ориентирована на развитие и <окультуривание> внешнего мира ученика, на межличностное общение, диалог, на помощь ему в личностном росте. Здесь ученик выступает как субъект жизни, имеющий и реализующий потребность в саморазвитии.

На наш взгляд, можно утверждать, что в современном образовании четко обозначены две основные парадигмы - формирующая (традиционная) и гуманистическая (личностно-ориентированная), суть которой в глубокой древности сформулировал Протагор: <Человек есть мера всех вещей>. В центре внимания личностно-ориентированного обучения стоит уникальная целостная личность, которая стремится к самоактуализации, открыта для нового опыта, умеет делать выбор в различных жизненных ситуациях и несет за этот выбор полную и осознанную ответственность. Содержание обучения и воспитания в этом случае рассматривается как средство развития личности, а не как цель.

Личностно-ориетированное обучение в настоящее время не является единой научной концепцией, оно складывается из различных направлений. Одно из таких направлений - развивающее обучение (точнее личностно-развивающее), целью которого является развитие личности. Общее звено всех развивающих теорий - понимание обучения личности как развития ее интеллектуально-мыслительных способностей. Все без исключения развивающие технологии <работают> в диапазоне двух уровней личности (по К.К. Платонову): уровня особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, воображение, память, мышление, чувства, воля) и уровня опыта личности (знания, умения, навыки, которые человек приобретает в действенно-практической сфере). В центре внимания развивающего обучения находится мышление (как процесс познания человеком окружающего мира, как процесс решения жизненно важных проблем) и способы мышления [2].

Можно сказать, что личностно-ориентированное (в том числе и личностно-развивающее) обучение идет на смену объяснительно-иллюстративному. Вот почему современный этап развития образования в нашей стране может быть справедливо охарактеризован как переходный. Мы полагаем, что сущность и специфика личносто-ориентированного образования наиболее четко выявляются в его сравнении с традиционным.

Роль мышления существенно возрастает. При современном обучении студенту необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании. Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования творческого мышления студентов.

На наш взгляд, наиболее соответствует современным требованиям подготовки специалиста система личностно-ориентированного образования. При такой системе образования личность студента находится в центре внимания педагога, а деятельность учения - познавательная деятельность - является ведущей. В основе личностно-ориентированного образования лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как <коллективного субъекта>, но прежде всего как индивида, наделенного неповторимым субъектным опытом.

При проектировании такого образовательного процесса мы исходим из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть производное от первого, а является самостоятельным, личностно значимым и притом очень действенным источником развития личности. Система личностно-ориентированного образования отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

Гуманистическая психология и педагогика связывают свои исследования, разработки, рекомендации с личностью ученика, ее индивидуальностью. В отличие от бихевиористов, которые также сосредоточивают свои усилия на развитии личности, представители гуманистического направления принципиально иначе понимают сущность отношения к человеческой индивидуальности. Разница между ними заключается в том, что бихевиористы рассматривали технологическое решение проблемы на основе биологической сущности человека. В несколько заостренной форме бихевиористы предлагали определенную педагогическую технологию, выполнение которой, по их утверждению, должно гарантированно привести к запланированным результатам. Гуманисты принципиально и вполне аргументированно возражали против такой технологизации, подчеркивая уникальность личности как обучаемого, так и преподавателя, которые не могут действовать по принципу механизмов. Однако это вовсе не означает, что гуманисты не признавали технологий обучения, а бихевиористы требовали действовать сугубо по разработанным алгоритмам.

В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, начиная с идей воспитания Жан Жака Руссо, И.Г. Песталоцци, Г.Д. Торей, М. Монтессори и др. При всем различии концепций этих педагогов их объединяло стремление воспитать свободную личность, сделать обучаемого центром внимания педагога, предоставить ученику возможность активной познавательной деятельности через творчество, самостоятельную целесообразную деятельность. <Мои ученики, - писал И. Песталоцци, - будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи> [3].

Наиболее яркий представитель гуманистического направления в психологии Карл Роджерс выделял следующие принципы личностно-ориентированной педагогики:

- индивид находится в центре постоянно меняющегося мира, значит, для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности; этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне;

- человек относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания;

- человек стремится к самопризнанию и к самореализации; человек обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию;

- взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения;

- самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых контактов или скрытых [4].

В условиях личностно-ориентированного обучения преподаватель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. Если при традиционной системе образования преподаватель вместе с учеником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а преподаватель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования преподаватель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не столько на контроль знаний и умений студентов, сколько на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь, квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний.

Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития студентов, их подготовки, способностей и возможностей.

Выделим те требования к технологиям личностно-ориентированного образования, которые мы считаем исключительно важными: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития студента, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.