Смекни!
smekni.com

Проблема бессознательного в психологии (стр. 1 из 2)

.

Реферат выполнила Никитина Е.А., Студентка 52 группы.

МГУ, факультет психологии

Психика в целом, сознание и бессознательное в частности, возникли в ходе эволюции живых существ, они имеют свое функциональное предназначение и представляют собой качественно различающиеся уровни ориентировки в действительности. Они появились в ходе эволюции жизнедеятельности живых существ, и поэтому можно сказать, что вне деятельности субъекта и его взаимодействия с миром, их не существует. Функционирование бессознательного подчиняется своей особой логике, обеспечивая адаптивный эффект и предназначено для решения специфического класса жизненных задач. В неосознаваемом психическом отражении мир и субъект образуют одно целое, и если в сознании господствует рациональная формальная логика, то бессознательное нечувствительно к противоречиям (например, действительность переживается через различные формы уподобления – эмоциональное вчувствование, идентификация, эмоциональное заражение). Второй чертой является иная временная логика – прошлое, настоящее и будущее не находятся в отношении линейной необратимости.

«Негативное» и «позитивное» определение бессознательного.

Анализируя литературу, посвященную истории проблемы бессознательного, можно выделить по крайней мере две лини ее разработки – философскую и предметно-практическую (то есть конкретные приемы использования бессознательных явлений в практике некоторых религиозных культов, медицинской практике и т.п. на протяжении всей истории развития человечества).

В рамках философии проблема бессознательного разрабатывалась в двух основных направлениях: как проблема «космических начал» и основ жизненного процесса в целом (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон) и как проблема соотношения разума и страстей, рассудка и чувств, осознанных желаний и неясных влечений отдельного человека.

Представителей последнего направления также можно разделить на две группы по принципу: «негативное» или «позитивное» определение бессознательного. Первые, признавая в психике человека наличие иррациональных побуждений и «смутно осознаваемых впечатлений», считали, что они могут быть всегда подчинены сознательному контролю, и таким образом стать более или менее ясно осознанными. То есть они давали «негативное» определение: бессознательное существует только как пока или не совсем осознаваемое. Вторая группа авторов понимала бессознательное не как «отсутствие сознания», а как особую реальность, имеющую определенные законы существования и развития.

«Негативное» определение бессознательного получает распространение с того момента, когда сознание на время становится синонимом психики вообще. Можно упомянуть Гербарта в первой половине 19 века разделившего представления по степени ясности на три группы, в зависимости от нахождения в области «ясного сознания» (позже Вундт назвал ее «полем внимания»), сознания или бессознательного, причем между областями находятся границы – пороги. Фехнер во второй половине 19 века говорит о бессознательных ощущениях и предлагает ряд методов количественного измерения порогов ощущений, то есть границы, согласно Фехнеру, разделяющей ощущения на сознательные и бессознательные.

Однако стали появляться и позитивные определения бессознательного. Уже Гельмгольц, говоря о бессознательных умозаключениях, говорит о бессознательном не как о «смутно» осознанном, но как об особом механизме, который может быть никогда не осознан, но тем не менее оказывает существенное влияние на протекание психических процессов в сознании, помогая ориентироваться в мире.

Однако ориентация на «позитивное» истолкование бессознательного как особого мира стала особенно явно проявляться в медицинской и главным образом в психиатрической практике. Эта линия разработки проблемы бессознательного уходит вглубь веков, до поры до времени пересекаясь с философской линией разработки этой же проблемы, особенно в Европе. В центре внимания европейской психотерапии 18-19 веков были три аспекта бессознательного: сновидения, состояния сомнамбулизма и роль бессознательного в возникновении болезненных симптомов. Таким образом, к моменту создания психоаналитического учения, представления о бессознательном были широко распространены как среди философов, так и медиков. Однако, естественно, дело не в новизне и оригинальности самой идеи, а в том, каким образом новое понятие, комплекс теоретических положений, способствуют возникновению нетрадиционного учения, оказавшего заметное влияние на смену парадигм мышления, изменения взглядов, характерных для западной культуры. З.Фрейд заложил основы новой «философии человека». С. Цвейг писал: «Благодаря … открытию Фрейда научная психология порывает, наконец, со своей академической и теоретической замкнутостью и вступает в прямую связь с практической жизнью» [Цвейг С, стр.76].

Факты неосознаваемого психического. Их классификация.

Проявления бессознательного изучались при анализе разных классов явлений. Для удобства расмотрения их можно дать следующую классификацию:

«надсознательные» надындивидуальные процессы

«надсознательные» индивидуальные процессы

неосознаваемые побудители сознательных действий (исследование мотивационной детерминации поведения личности)

неосознаваемые механизмы сознательных действий

проблемы поиска диапазона чувствительности органов чувств

«Надсознательные» надындивидуальные процессы.

Эти процессы связаны с проблемой трансляции опыта от одного поколения к другому и выяснением функций этого опыта в социально-типическом поведении личности как члена той или иной социальной общности. В размышлениях, посвященных этой проблеме, использовались такие понятия как «врожденные идеи» (Р. Декарт), «коллективные представления» (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль), «бессознательные структуры» (К. Леви-Стросс, М. Фуко), «архетипы коллективного бессознательного» (К. Юнг), «космическое сознание» (Э. Фромм). В.И. Вернадский выделяет новый пласт реальности – ноосферу. «Надсознательные явления представляют собой усвоенные субъектом как членом той или иной группы образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых на его деятельность актуально не осознается и не контролируется им» (Асмолов, 2002). В процессе социализации посредством механизмов подражания и идентификации субъект усваивает типические для данной социальной общности образцы поведения, набор ролей, стереотипы (в частности, этнические). Субъект также усваивает поле значений, схемы действия, социальные символы, нормы и т.п.

М.Г. Ярошевский писал о роли «надсознательного» в творческой деятельности, показывая, что творческая активность ученого определяется присущим науке его времени категориальным аппаратом, что отражается на выдвигаемых им гипотезах и способах их проверки.

«Надсознательные» индивидуальные процессы.

Кратко их можно охарактеризовать, как процессы образования некоего интегрального продукта большой достаточно продолжительной сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека и, как правило, изменяет ее привычное течение. Например, человек долго думал над какой-то проблемой, искал ее разрешения, и через какое-то время совершенно неожиданно «само» появляется новое решение, причем качественно иное. Это решение является интегральным продуктом предшествовавшего процесса, причем о его ходе у субъекта не имелось четкого представления. Впервые такие процессы описал В. Джемс. Ю.Б. Гиппенрейтер использовала термин «надсознательные», чтобы подчеркнуть совершенно особый тип описанных им процессов, т.к. Джемс не мог предвидеть, что термин «бессознательный» приобретет в результате появления психоанализа слишком специальный смысл. С ее точки зрения, эти процессы проходят «над» сознанием в том смысле, «что их содержание и временные масштабы крупнее того, что может вместить сознание, проходя через сознание отдельными своими участками, они как целое находятся за его пределами». (Ю.Б. Гиппенрейтер,1998).

Основными характеристиками надсознательных процессов является незнание субъектом во-первых, конечного итога, к которому идет этот процесс, а во-вторых, момента завершения этого процесса – результат появляется внезапно и неожиданно.

К классу надсознательных процессов можно отнести процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или очень значимых жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и т.п. Джемс собрал массу ярких описаний таких процессов («Многообразие религиозного опыта»), на эту же тему писал Фрейд в статье «Печаль и меланхолия», Линдеман «Клиника остророго горя» (обе статьи в книге «Психология эмоций. Тексты»), Ф.Е. Василюк «Психология переживания».

Неосознаваемые побудители сознательных действий (проблемы мотивационной детерминации поведения личности).

К этому классу проявлений бессознательного относятся неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности – побуждения и нереализованные предрасположенности к действиям, детерминируемые тем желаемым будущим, ради которого осуществляется деятельность и в свете которого различные поступки и события приобретают различный личностный смысл (Асмолов,2002).

О существовании этого класса явлений стало известно благодаря исследованиям отсроченного постгипнотического внушения. Особенности этого феномена: человек совершает действие, внушенное ему в гипнозе, не догадываясь об истинных его причинах; эти причины абсолютно действенны, т.е. человек выполняет задание, хотя сам не знает, зачем он это делает; человек стремится подыскать мотивировку своему действию; в некоторых случаях путем длительных расспросов можно привести человека к воспоминанию об истинной причине его действия. Подобные явления, описывавшиеся как «отщепленные» от сознания личности побуждения, раздвоение сознания и т.п., были обозначены термином «подсознательное» (П.Жане). Впоследствии для объяснения природы этих явлений, а затем и для понимания разноуровневых мотивационных структур личности, З. Фрейдом было введено понятие бессознательное в узком смысле этого слова - «динамически втесненное бессознательное». Согласно созданной З. Фрейдом теории, в психике человека существуют три сферы: сознание, предсознание (там находятся латентные знания, которые при необходимости могут быть актуализированы), и бессознательное. Сферу бессознательного образуют нереализованные влечения, вытесненные из сознания из-за конфликта с социальными требованиями или не допускаемые в сознание, – скрытые аффективные комплексы, предрасположенности к действиям, оказывающие воздействие на жизнь личности и проявляющиеся в символических формах – сновидениях, юморе, оговорках, ослышках, забывании имен и намерений и т.п.