Смекни!
smekni.com

Безнравственность как угроза национальной безопасности (стр. 1 из 3)

Возможность и необходимость обсуждения нравственности в России.

Проблеме нравственности в России уже сто лет так не везет, что даже ее упоминание настораживает. Нравственностью так много и так неудачно занимались, что все запомнили бессмысленную борьбу со стилягами в 50-е годы и неудачное внедрение морального кодекса строителя коммунизма в 60-е. Нынешняя свобода в значительной части отождествляется с отсутствием обязательных для исполнения моральных норм и надзора за их соблюдением. Поэтому есть реальная опасность того, что первая реакция на обсуждение проблемы нравственности в стране будет отрицательной. Однако опасность нравственного беспредела так велика и так очевидна, что эту проблему надо решать немедленно. Успех этого решения заключается в поиске такой формы обсуждения, которая будет принята обществом.

Неловкость, с которой нравственность “утверждалась” в предыдущие годы, уже привела к обратному результату: предательство, ложь, подлость, обман стоят за гибелью множества людей, массовом разочаровании граждан в государстве и в своем будущем. Положение, когда в стране никто никому не верит, когда всей стране не верят ни ее союзники, ни противники, едва ли можно считать нормальным. Привычка слышать ежедневно об убийствах бизнесменов, политиков, журналистов, вооруженных захватах заводов, бегствах банкиров не должна маскировать чрезвычайное положение с нравственностью в стране. Общими усилиями необходимо искать такой способ восстановления нравственности в России, который нашел бы поддержку в обществе.

Обсуждение нравственности имеет и другие препятствия из-за парадоксального отношения к ней. Убеждать в пользе нравственности - это ломиться в открытую дверь. В разговоре о ней никто не будет возражать. Она есть, потому что люди острейшим образом реагируют на ложь, клевету, беззаконие в отношении их лично. Но в реальной жизни России масштабы нарушения нравственных стандартов поведения превысили все пределы. Мешает и то, что все проблемы России обсуждаются и решаются только на рациональном языке экономики и права. Слова о “курсе рубля”, “иностранных инвестициях” стали магическими заклинаниями последнего десятилетия. Именно с ними связываются все надежды на очередную попытку восстановления России. Однако время идет, а ситуация в стране все более усугубляется. События развиваются так, словно сильная экономика автоматически породит нравственное поведение. А может быть нравственное поведение является условием появления сильной экономики? Или нравственность и экономика - это параллельные явления? А может быть это одно и тоже?

Пока же в стране сформировались две нравственные реальности: “аппарат государства”, который публично исповедует все обязательные нормы цивилизованной жизни, и “жизнь государства”, где эти нормы фактически не действуют. Доминирование в стране “черного нала”, черного суда”, “черного производства” является общим местом нашей критики и самокритики. Создается впечатление, что и граждане России, и руководители страны смирились с “раздвоением” всей нашей жизни на “белую” и “черную” с безусловным доминированием “черной половины”. В результате ни один человек в стране не верит в то, что он не станет жертвой разбоя. И ни один человек не надеется, что государство, исповедующее нормы цивилизованной жизни, в состоянии эти нормы применить для его защиты. Люди перестают нуждаться в таком государстве. Даже самые удачливые “счастливчики реформ” один за другим становятся жертвами “черной жизни”: грабежа, шельмования, убийства. Ни деньги, ни личная служба безопасности никого не спасают. Беззащитными становятся все.

Совершенно очевидно, что сделав ставку в управлении обществом на материальные, физические инструменты государство допустило ошибку, которая ныне угрожает ему самому. Нечто чрезвычайно важное было выброшено из системы управления огромными массами людей. Причем никто не говорил открыто о бесполезности инструментов чести, совести, правды, верности, долга, но очень многие своими действиями уничтожали их влияние. В результате моральные нормы и нравственные ценности мало определяют личные, деловые, общественные, политические отношения в обществе. По недоразумению неограниченные права на власть в стране получили деньги и сила, независимо от их происхождения. Государство в первую очередь несет ответственность за мораль, а потом за деньги. Жертвами приоритета материального над идеальным только сначала становятся самые слабые, потом очередь доходит и до самых сильных, а потом и до самого государства. Страна выходит из повиновения государству. Это уже угроза национальной безопасности.

Высшие человеческие ценности, опирающиеся на нравственность.

Социологи и политологи весьма основательно исследовали жизненные ценности, которые сегодня представляются нашему народу более или менее актуальными. В этот список входят: семья, безопасность, достаток, закон, мир, права человека, справедливость, стабильность, порядок, достоинство, совесть, труд, духовность, демократия и др. Это безусловно верные цели, которые должно преследовать государство и все общество всеми возможными методами. Априори предполагается, что они достижимы за счет манипулирования законодательством и финансовыми ресурсами. Справедливости ради надо признать, что и в предыдущие годы попытки преследования этих целей неоднократно предпринимались. Однако достижение жизненных ценностей “снизу” - за счет интенсивного применения инструментов власти и денег только усугубило жизнь людей.

Жизненные ценности, в действительности, являются ценностями вторичными по отношению к первичным, высшим человеческим ценностям. Достижение жизненных ценностей предназначено для достижения такого состояния и такого поведения людей, которые и составляют смысл их жизни. Однако на этом уровне их обсуждение становится сложным, непривычным, чрезвычайно щепетильным. Понятия, описывающие смысл человеческого бытия, могут быть приравнены к личной тайне человека, остро задевают самые чувствительные стороны его личности, и крайне редко используются вне профессиональных аудиторий. Однако ситуация в стране становится столь опасной, а политические решения лидеров общества столь ответственны, что проблемы России должны быть проанализированы на всю их глубину. Хотя бы потому, что достижение жизненных ценностей граждан России, может быть, решается не “снизу”, а, напротив, “сверху”, со стороны высших человеческих ценностей?

Именно высшие человеческие ценности привносят нравственность в желанную для граждан семью, безопасность, достаток, закон, мир, права человека. Они не “выпрыгивают” из большой кучи денег или ствола автомата - они порождаются согласованными стандартами личного и общественного поведения людей. В основе таких стандартов лежит нравственность. Если нравственность не будет обсуждаться и насаждаться - все другие инструменты управления огромными массами людей будут беспомощными. Общество традиционно располагало инструментами формирования высших человеческих ценностей через формирование образа жизни, жизненной позиции, мировоззрения. Возможны иные интерпретации этих систем нравственной консолидации общества, но важно другое - они существуют и от них зависят как судьба государства. так и отдельного гражданина.

Образ жизни - система принципов и правил сохранения физического и психического здоровья людей, обеспечивающая прирост населения и продолжительность жизни граждан страны. Когда то в СССР применялся термин “американский образ жизни” и с ним связывали джинсы, банки кока-колы, голливудские фильмы, жевательную резинку и др. Хорошо это или плохо, но США стали законодателями мировых мод на дороги, компьютеры, небоскребы, кинофильмы. США огромные усилия потратили на изобретение и строительство образа жизни: комфортного жилья, быстрого обслуживания, доступного транспорта, удобной одежды, дежурной улыбки. Стиральная машина, холодильник, кондиционер, бытовой радиоприемник и масса других вещей - результат этой целенаправленной работы, многократно усиленной Голливудом. Все это пришлось принять нашей стране вместе с массовой автомобилизацией, памперсами, прокладками, аэробикой и пр. Потому что наши стандарты не выдержали конкуренции с их стандартами.

Можно не соглашаться с образом жизни американцев, но это не означает, что не надо иметь своего, российского стандарта. Образ жизни не формируется как стихийное поведение в стаде обезьян - он продукт исследований, проектирования, изготовления таких стандартов быта, которые наиболее адекватны времени. Общество должно этим заниматься и государство несет за это ответственность. Есть ли российский стандарт образа жизни? Если не изменением образа жизни, то чем можно преодолеть сокращение населения России на миллион человек в год, превращение стариков в изгоев общества, варварское отношение к детям, безумные объемы употребления алкоголя, хамство в общении, преждевременную смерть массы мужчин, которые не успевают вернуть обществу затраты на их содержание и т.п. Очевидно, что все “свинцовые мерзости” немедленно будут оправданы экономическими трудностями, плохим питанием, произволом властей, тяжелой наследственностью и т.п. Однако нежелание иметь детей или сживание со свету стариков имеет нравственные, а не экономические корни.

За образом жизни стоит высшая ценность, которая дает силы делать невозможное. Это она дает силы женщине без обеих ног родить нескольких детей, слепому писать картины, больному встать со смертного одра Она дает силы преодоления внешних обстоятельств, которые заставляют слабых запить горькую, отнять кусок хлеба у старика, сбежать от собственного ребенка. Каждая минута нашего существования оплачена любовью родных и неизвестных нам людей. Однако большинство не хотят открыто называть ее имени, хотя все тайно ищут в себе любовь. Никакие стандарты образа жизни, которые требуют для исполнения мощного внутреннего усилия, не могут обойтись без стремления к такой ценности, как любовь. Чтобы избежать сентиментального или сексуального тона в упоминании любви имеет смысл перечислить вполне конкретные поведенческие ее проявления. Немногие знают, что это любовь и только она “долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, все покрывает, всему верит, всего надеется, все превозносит”. Человек, так относящийся к другим людям, в состоянии преодолеть любые невзгоды. В практических интересах любого человека следовать этим заповедям.