Смекни!
smekni.com

Путь к материнству начинается с младенчества (стр. 1 из 4)

Падение рождаемости, брошенные дети при живых родителях и брошенные старики при живых детях, конфликтные взаимоотношения родителей и подростков, не любящие детей воспитатели в детских садах и учителя в школах, - не звенья ли это одной цепи? Давайте попробуем разобраться во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, начиная с самых истоков, со взаимоотношений между ребенком и матерью.

Вы когда-нибудь наблюдали, как ведут себя с младенцем разные мамы в поликлинике, ожидая очереди на прием к педиатру? Одна мама осторожно кладет малыша на пеленальный столик, разворачивая одеяльце и пеленки, ласково разговаривает с ним, ее движения нежны и неторопливы. Она все время сосредоточена на ребенке, пытается развлечь его, играет, показывает игрушку. Если малыш расплакался, мама берет его на руки, успокаивает ласковыми словами.

Другая мама ведет себя иначе. Ее движения резки и торопливы, выражение лица суровое или безразличное. Молча распеленав младенца, она стоит рядом и не обращает на него никакого внимания. Если ребенок начинает капризничать, она высказывает недовольство, требует: "Прекрати нытье!". Взяв младенца на руки, трясет его, как неодушевленный предмет, ей и в голову не приходит приласкать малыша, отвлечь его разговором или игрушкой.

Как Вы считаете, какая мама ведет себя более правильно? Если поставить себя на место ребенка, то нетрудно представить, что у первой мамы малыш чувствует себя любимым, нужным, защищенным, а у второй - одиноким, предоставленным самому себе, досадной помехой для окружающих.

А теперь попробуйте понаблюдать, как ведут себя мамы на детской площадке во время прогулки с детьми постарше - годовалыми или двухлетними. Одна мама сидит вместе с малышом в песочнице, помогает накладывать песок в ведерко, показывает ему, как делать куличики, подбадривает, если куличик не удался: "Ничего, давай попробуем еще раз, я тебе помогу". Когда же у ребенка получается хороший куличик, мама искренне радуется вместе с малышом, хвалит его.

Другая мама тоже пытается научить малыша делать куличики. Но при этом она ничем не помогает ему, лишь понукает и поддразнивает: "Давай, давай, учись делать сам! Эх ты, неумеха, ничего у тебя не получается!" Третья мама сидит на скамейке около песочницы, равнодушно наблюдает за малышом и время от времени делает ему замечания: "Не смей брать песок в рот!" "Не бери чужие формочки! Я кому говорю?!" Ребенок не слушается, мама сердито хватает его за руку, шлепает и тащит за собой к скамейке. У малыша заплетаются ноги, он сопротивляется, плачет. "Будешь сидеть в наказание здесь", - говорит мама, и ребенок, продолжая плакать, сидит на скамейке.

Задумайтесь, у какой мамы складываются более доверительные отношения с малышом, и у кого из детей больше шансов научиться делать куличики?

Эти зарисовки характеризуют лишь некоторые отдельные грани материнского поведения. Однако они дают представление о различиях в отношении разных матерей к своим детям и в стиле воспитания. В вопросе о том, что такое "хорошая мать", мнения разных людей расходятся. Одни считают, что хорошая мама должна быть доброй и ласковой, другие уверены, что хорошая мать должна быть строгой и требовательной, третьи думают, что материнская любовь должна сочетать в себе и нежность, и строгость. Однако встречаются и те, кто считает, что мать вообще не может быть хорошим воспитателем, поэтому ребенка с самого рождения должно "воспитывать государство". Как же обстоят дела на самом деле?

Проблема "хорошей матери" чрезвычайно сложна и многообразна. В разные исторические времена у разных народов она решалась по-своему, поэтому не существует однозначного ответа на вопрос "Какая мать лучше?" В настоящее время над этой проблемой работали и работают многие ученые разных специальностей. Эта тема настолько широка, что не может быть рассмотрена во всех своих аспектах в рамках одной статьи. Мы затронем ее со стороны современных представлений о психологической готовности к материнству и материнской компетентности на этапе младенчества.

Проведенные в последние десятилетия исследования психологов и психиатров показали, что детско-родительские отношения в первые месяцы и годы жизни ребенка имеют чрезвычайно важное значение для его дальнейшего развития и психического здоровья.

Так, установлено, что недостаточное или неправильное общение с младенца со взрослыми (и в первую очередь с матерью) ведет к отклонениям и задержкам в его психическом развитии уже в первые месяцы жизни. Существуют данные о том, что неадекватное отношение матери к ребенку в раннем детстве может стать одной из причин в развитии шизофрении и других заболеваний. Из литературы известно также, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений в семье. Эти данные побудили психологов к исследованию особенностей материнского поведения, их влияния на развитие ребенка и причин, определяющих формирование того или иного типа "материнствования".

Первые же работы обнаружили, что многие современные матери не обладают достаточным уровнем компетентности в сфере воспитания маленького ребенка. Оказалось, что по данным одних авторов, уже на этапе беременности примерно у 40% из обследованных женщин выявились те или иные особенности, могущие впоследствии оказать неблагоприятное влияние на развитие ребенка. По данным других авторов, около 50% из обследованных психически здоровых матерей не могут выработать адекватного отношения к ребенку на первом году жизни. По нашим данным, лишь 25% матерей из обследованной выборки обнаружили высокий уровень психологической готовности к материнству и эффективности последующего материнского поведения.

В чем же состоит психологическая готовность к материнству и в чем заключается материнская компетентность после рождения ребенка?

Материнская компетентность

Уровень материнской компетентности в воспитании ребенка после его рождения определяется не только умением матери осуществлять правильный уход за младенцем - соблюдать правила гигиены, следить за его здоровьем, удовлетворять потребности в пище, тепле, т.е. создавать физиологический комфорт, но также знанием психологических потребностей маленького ребенка и способностью удовлетворять их.

До появления системы общественного воспитания матери в основном опирались на материнской инстинкт и традиции воспитания, которые передавались из поколения в поколение. Обычно ухаживать за младенцем помогали бабушки, няни, старшие дети. Как правило, в семье росло несколько детей, и ко времени появления собственного ребенка женщина в большинстве случаев уже имела опыт ухаживания за младшими сестрами и братьями. В современном обществе многовековые традиции воспитания новорожденных и младенцев во многом утеряны. Молодые матери часто оказываются лишенными помощи бабушек, будучи единственным ребенком в семье, не имеют опыта контактов с маленькими детьми. Уже несколько поколений матерей выросло в системе общественного воспитания, которая многие традиции отвергла, признав их устаревшими или вредными.

В нашей стране в системе общественного воспитания подход к детям младенческого и раннего возраста долгое время ориентировался преимущественно на процессы созревания организма, обеспечение физического здоровья и развития ребенка, на формирование у него различных навыков и умений. При этом игнорировались психологические условия, необходимые для личностного развития малыша. Считалось, что развитие личности начинается лишь с трехлетнего возраста, до этого срока происходят лишь процессы созревания. Следовательно, собственная активность ребенка, его потребности и желания не принимались в расчет. Младенец расценивался как пассивный объект различных воздействий взрослого, который лучше знает, что нужно ребенку. Естественное стремление малыша к удовлетворению целого ряда психологических потребностей трактовалось как "капризы"; матери и близким предписывалось не баловать его.

Так, категорически запрещалось "без необходимости" брать ребенка на руки, баюкать, укачивать, кормить и давать соску, если он плачет. "Идти на поводу" у материнского инстинкта, диктующего стремление утешить малыша, приласкать считалось чрезвычайно вредной воспитательной тактикой. При этом не учитывалось, что находясь на руках у матери, ребенок чувствует себя защищенным, любимым, получает все необходимые воздействия для развития органов чувств, т.е. испытывает психологический комфорт. Ведь недаром у многих народов принято обеспечивать младенцу тесный контакт с матерью: носить в "кенгуру" на животе или спине.

Сегодня считается достоверно установленным, что сосание соски и укачивание некоторым младенцам просто необходимо для того, чтобы успокоиться и уснуть, так как это способствует возникновению в головном мозге соответствующих биоритмов. С этой точки зрения, используемые в старину люльки и ритуал укачивания ребенка под колыбельную песню выполняли полезные и важные функции.

Негативное отношение к "сюсюканью", так называемой "детской речи", призывы разговаривать с младенцем обычным "взрослым" голосом также оказались неоправданными. Выяснилось, что маленькие дети особенно чувствительны к высоко интонированным звукам, использование в общении с ними "детской речи" в первые месяцы жизни способствует созданию благоприятных предпосылок для овладения ребенком речью в будущем.

Долгое время рекомендовалось кормить ребенка строго по часам, а не по его потребности. В детских учреждениях всем детям предписывался единый режим сна и бодрствования. Но в последние годы даже врачи отказались от рекомендаций строго соблюдать режим. Во-первых, существуют большие индивидуальные различия в потребности в пище, сне и бодрствовании у разных детей. Во-вторых, у одного и того же ребенка в разные дни могут быть различные интервалы между кормлениями, а насильственное включение в режим часто оборачивается для малыша дополнительным стрессом.