Смекни!
smekni.com

Жанр виртуальной конференции (стр. 1 из 4)

Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба.

Б.Пастернак

Появление Интернета во многом изменило нашу жизнь. Темпы его развития превосходят все мыслимые прогнозы; то, что еще вчера казалось преходящим капризом моды, сегодня стало неотъемлемым элементом повседневности. Возникает ощущение хаотичности столь бурного развития, складывающегося под влиянием случайных факторов.

При огромном количестве работ, посвященных Сети, ее влиянию на психику человека и на общество в целом, остается открытым вопрос о месте, которое может занять Интернет в культуре, и о сфере его использования. Такое понимание Интернета невозможно в рамках анализа лишь виртуальной реальности, необходимо включение его в общий контекст всей мировой культуры.

Предметом нашего исследования является интернет-конференция, или в дальнейшем просто конференция, - неотъемлемая составляющая многих интернетовских проектов (сайтов). Она представляет собой виртуальное пространство, где посетители сайта обмениваются мнениями, дискутируют и задают вопросы специалистам.

Содержание большинства конференций Рунета в настоящее время составляют ответы специалиста в какой-либо области на вопросы новичка. Существуют и более сложные формы конференций. Они носят диалогический характер и посвящены вопросам, не имеющим однозначных ответов и допускающим несколько возможных решений. Именно в них наиболее полно проявляются особенности и потенциальные возможности интернет-конференций.

Существующее положение вещей в русскоязычных конференциях напоминает кинематограф в момент его зарождения, когда еще не было четко сложившихся представлений об этом жанре. Самые первые фильмы часто не имели сюжета и копировали обычную жизнь без художественной ее обработки. В данной статье мы попытались определить и проанализировать жанр виртуальной конференции, используя для этого подход, в рамках которого конференция рассматривается как художественное произведение. В этом подходе нет отрицания автономности и самобытности Интернета; он не отрицает привычного его определения как нового способа распространения информации, обслуживающего традиционные сферы науки, искусства, торговли и т.д. Напротив, самобытность и важность Интернета может только возрасти, когда будет определено его место в человеческой культуре, когда он переместится из области чисто фактического своеобразия — в смысловое. Смысл обретается в рамках метасистемы: попытка понять смысл Интернета изолированно, вне пространства культуры, ограничивает понимание его потенциальных возможностей.

Почему содержание интернет-конференции может рассматриваться как литературный текст? Данный подход кажется правомерным, поскольку текст виртуальной конференции обладает, по крайней мере, потенциально многими свойствами художественного произведения. Перечислим некоторые из них.

В конференции разные сообщения объединены общим замыслом ведущего, текст сообщений наполнен философскими размышлениями, регулярно возникают неожиданные повороты сюжета, появляются и исчезают персонажи, для самого участника сообщения носят не только информационный характер, но и этический (отстаивание своей жизненной позиции). Сообщения нередко афористичны, образны и направлены на решение эстетических задач. Все эти особенности характерны для литературы.

Следует заметить, что в анализируемой конференции эксплицитно провозглашается необходимость использования эстетических принципов для решения задач психологического воспитания и духовного преображения. Модератор – ведущий конференции, к примеру, рекомендует применять следующие методы искусства:

Создать комический контекст. Например, если существует возможность пошутить, основываясь на материале, предоставленном грубияном, это зачастую лучший выход из положения, потому что, по словам Канта, смех (комическое) есть «разрешение противоречия в ничто» .

Изменить масштаб восприятия - преувеличить (гипербола) или преуменьшить (литота) значимость данного события, сравнивая его с другими.

Создать драматическую ситуацию и разрешить ее, вызвав катарсис (очищение через сильное эстетическое переживание).

Ввести в действие персонажей, которые помогут человеку увидеть ситуацию с другой стороны.

В качестве примера литературного произведения своей дискретностью близкого к жанру конференции можно привести роман Е.Попова «Прекрасность жизни». В этом романе художественный замысел осуществляется путем отбора подходящих сообщений из множества газетных вырезок. Как пишет о своем романе автор, «начала нет, конца нет, продолжение может следовать или не следовать».

Жанр сократического диалога начинался с реальных бесед, которые лишь потом были записаны. В конференции беседы сразу ведутся в письменном виде.

Интернет-конференция представляет собой обмен посланиями и в этом плане аналогична эпистолярному жанру в литературе, например, роману в письмах.

Еще один элемент, сближающий виртуальную конференцию с литературой. Участник может вступить в диалог сам с собой под разными псевдонимами («никами»). Это сближает конференцию с жанром полифонического романа, где автор – один.

Более того, в конференции звучат, как правило, не просто авторские голоса, а именно разные персонажи. Именно в конференции проявляется подлинная полифоничность, а не псевдополифоничность традиционного романа, где все герои – это плод творческого вымысла одного автора.

В конференции каждый участник – автор, поэтому можно говорить о гиперавторстве. Это термин, введенный М.Эпштейном в статье "О виртуальной словесности" для обозначения возникших в Интернете межличностных форм литературного творчества. Гипертекст в отличие от линейного - это текст, который может писаться и читаться в любой последовательности, в любом направлении и с любого места, поэтому каждое событие текста может читаться каждый раз по-разному. В Рунете уже существует несколько примеров гипертекстов: гиперроман "Роман", "Сад расходящихся хокку" и др. Конечно, в настоящее время наибольший интерес представляет не содержание этих произведений, а способ их написания, но это не отменяет их значимость для современной литературы. Все отмеченные особенности гипертекста в полной мере применимы к виртуальной конференции.

Это позволяет говорить о возникновении нового жанра литературного творчества, о чем пишет М.Эпштейн в своем интернет-проекте «Книга книг». В Интернете каждый учится быть писателем, т.е. превращать мир в слово. Это явление М.Эпштейн называет текстуализацией. Именно с ней он связывает размывание границ между литературой и нелитературой, что приведет в конечном итоге к совершенно новому типу литературного творчества .

Таким образом, по крайней мере, потенциально нет ничего в художественной литературе, что нельзя было бы воспроизвести в виртуальной конференции. Все зависит от способностей и понимания участников.

В качестве основной идеи статьи мы выдвигаем концепцию постепенного создания в интернет-конференции особой, трансформирующей ее участников среды, подобной пространству художественного произведения.

Одно из необходимых условий создания полноценного диалога между участниками - это правильная организация структуры конференции и понимание роли, которую играют в ней ее непосредственные участники.

Это возможно при условии правильного осознания жанра конференции. Такие попытки уже встречаются в научной литературе. Например, У.Эко сравнивает ее с джазовой джем-сейшен:

«Давайте вообразим себе гипертексты беспредельные и бесконечные. Это бывает в Интернете. Запускается сюжет и каждый пользователь дописывает кусочек, и этот бесконечный червяк тянется и тянется. Получается джазовый джем-сейшн, когда исчезает традиционное понятие авторства и открывается новое поле для свободного творчества».

Такое сравнение не учитывает роли ведущих конференции (модераторов), которые направляют эту импровизацию к заданной цели или создают определенный контекст для диалога. Без поддержки модератора сюжет, которому У.Эко отводит место ведущего конференции, очень быстро уходит в «песок» пустых разговоров.

С другой стороны, правильно выстроенный модератором контекст позволяет практически любому событию или высказыванию сыграть конструктивную роль в общей ткани диалога. Не эта ли особенность отличает набор случайных высказываний, пусть даже интересных, от художественного произведения? Так, в анализируемой конференции контекст формируется особым, эстетическим, отношением к происходящему. Все события рассматриваются как часть художественного произведения. Это позволяет участникам относиться, например, даже к грубым или фанатичным высказываниям, неизбежно попадающим в конференцию, с терпимостью и приятием, поскольку и отрицательные персонажи играют важную роль в создаваемом тексте.

Нам представляется, что жанр интернет-конференции наиболее точно соответствует полифоническому роману. Термин был введен М.М.Бахтиным в его книге «Проблемы поэтики Достоевского» для определения нового типа художественного мышления. Характеризуя особенность произведений Достоевского, Бахтин пишет:

«Не множественность характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания, но именно множественность равноправных сознаний с их мирами сочетаются здесь, сохраняя свою неслиянность, в единство некоторого события».

Положение участников конференции в этом смысле полностью соответствует состоянию героев романов Достоевского.

Другой важной особенностью конференции, отличающей его от остальных литературных жанров и сближающей с произведениями Достоевского, является принципиальная незаконченность диалога в конференции.

«В романах Достоевского мы действительно наблюдаем своеобразный конфликт между внутренней незавершенностью диалога героев и внешней (в большинстве случаев композиционно-сюжетной) законченностью каждого отдельного романа».