Смекни!
smekni.com

Методы управления (стр. 1 из 5)

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

Важнейшей предпосылкой обоснования теории управления является представление объектов управления социально-психологического управления, людей, как членов человеческого общества. Это подразумевает, что отдельно взятый человек должен рассматриваться как личность.

Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Как следует из факта несовпадения, нетождественности понятий "индивид" и "личность", последняя может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей "сверхчувственны". Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но к ним несводимы. Они образуют особое качество самой групповой деятельности, которое опосредствует эти личностные проявления, определяющие особую позицию каждого индивида в системе межиндивидных связей и шире - в системе общественных отношений.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Индивидуальность - это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому как понятие "индивид" и "личность" не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро "в уме" складывать и умножать большие числа, ловкость и решительность, задумчивость, привычка грызть ногти, смешливость и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для развития. Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые а наибольшей степени "втянуты" в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются "немыми", пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Природные, органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) н социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.

В структуру личности, таким образом, в первую очередь входит системная организация ее индивидуальности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии личности. Таким образом, выделяется первая составляющая структуры личности - ее внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема.

Личность, являясь субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегрирована, не может быть заключена лишь в некое замкнутое пространство внутри органического тела индивида, а обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, а которые включены по меньшей мере два индивида (а фактически общность, группа, коллектив), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.

Из этого следует, что личность в системе своих "действительных отношений как бы обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида. Реальное существование личности обнаруживается в совокупности предметных взаимоотношений индивидов, опосредствованных их деятельностью, и поэтому одну из характеристик структуры личности следует искать в "пространстве" вне органического тела индивида, которое составляет интериндивидную подсистему личности.

Примечательно, что, переводя рассмотрение личности в межиндивидное "пространство", мы получаем возможность ответить на вопрос о том, что представляют собой феномены коллектива: коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация и др. Что это: собственно групповые или личностные проявления? Когда характеристики и само существование личности не замыкаются "под кожей" индивида, а выносятся в межинднвидное "пространство", ложная альтернатива, порождаемая отождествлением понятий "индивид" н "личность" (либо личностное, либо групповое), оказывается преодоленной. Личностное выступает как проявление групповых взаимоотношений, групповое выступает в конкретной форме проявлений личности.

Исследования, посвященные системному подходу в науке, показали, что важнейшей характеристикой каждой системы является ее структура. Структура - "совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность". Разработка научного представления о структуре личности является предпосылкой создания целостной теории, способной раскрыть общественную сущность человека во всем многообразии ее проявлений. Среди ученых-обществоведов (в первую очередь среди психологов) сложилось общепринятое понимание социально-психологической структуры личности. В частности, можно считать устоявшимся в психологии подход, связанный с выделением в личности направленности, характера, темперамента и способностей. Ученые рассматривают их как сложные структуры свойств, составляющие в совокупности общую систему, характеризующую целостную личность. При этом они обозначают направленность как систему потребностей, интересов и идеалов; темперамент - как систему природных свойств; способности - как ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств и, наконец, характер - как синтез отношений и способов поведения.

Изложенное позволяет следующим образом схематически изобразить социально-психологическую структуру поведения личности.

В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Имеются в виду прежде всего степень интенсивности психических процессов и состояний, а также та или иная скорость их протекания. Как известно, при относительном равенстве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой - к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому - хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого -сдержанность движений, очень малая подвижность лица. Различия по динамическим особенностям выступают - при прочих равных условиях - в общей активности индивида, в его материке и его эмоциональности.

Разумеется, динамические проявления человека могут во многом зависеть от воспитанных установок и привычек, от требований ситуации и т. п. Но несомненно, что индивидуальные различия, о которых идет речь, имеют и свою врожденную основу. Это подтверждается тем, что такие различия обнаруживаются уже в детстве, выступают в самых разных сферах поведения и деятельности и отличаются особым постоянством.

Динамические черты, присущие индивиду, внутренне связаны между собой, составляют своеобразную структуру. Индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики и называется темпераментом человека.

Представление о том, какой у человека темперамент, обычно складывается на основании некоторых характерных для данного лица психологических особенностей. Человека с заметной психической активностью, быстро отзывающегося на окружающие события стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности, живого, подвижного с выразительной мимикой и движениями называют сангвиником. Человека невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий н речи, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком. Человека очень энергичного, способного отдаваться делу с особой страстностью, быстрого и порывистого, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями называют холериком. Человека впечатлительного, с глубокими переживаниями, легкоранимого, но внешне слабо реагирующего на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи называют меланхоликом Каждому типу темперамента присуще свое соотношение психических прежде всего разной степени активности и эмоциональности, а также тех или иных особенностей моторики. Определенная структура динамических проявлений и характеризует тип темперамента.

Понятно, что не всех людей можно распределить по четырем типам. Вопрос о разнообразии темпераментов еще не является окончательно решенным в науке. Но названные типы принято считать основными. В жизни достаточно часто встречаются люди, которых можно отнести к тому или другому из этих типов.