Смекни!
smekni.com

Установочные лекции для ГосЭкзамена по специальности "общая психология" (стр. 1 из 4)

Установочные лекции для ГосЭкзамена по специальности "общая психология"

А.Н. Ждан

Развитие психологических представлений в античности.[1]

Психология античности является истоком и началом научной психологии (первая форма научной психологии). Это не первая психологические представления их корни глубже --- в мифе, религии. Выготский в своем 'Кризисе' писал, что "психология как наука должна была начаться с идеи Души". Он показывает закономерность появления психологии как науки о душе, что отражает факт преемственности между наукой и донаучными представления о душе. Явление и феноменология души были известны давно но попытка объяснения их могла существовать только в рамках уже научного описания. То есть понятие и описание этого явления уже было, а в античности впервые возникают научные представления о душе. Основной их особенностью является то, что эти понятия развиваются в рамках учения о душе, что не тождественно психологии, но релевантно зарождению психологических знаний.

В античности не было единого представления о душе; были разные учения о душе. Наиболее развитыми представлениями являлись три фундаментальные концепции души (расположенные в том числе и хронологически):

1. Учение в рамках атомистического материализма (Левкип и Демокрит) и его развитие в системах Эпикура и материалистической стоики.

2. Идеалистическое учение о душе Платона.

3. Концепция Аристотеля совмещала в себе оба содержательных плана, являлась итоговой концепцией античности по своей фундаментальности, разработанности и на настоящее время является высшим проявлением психологического знания о душе в античности. Специальный трактат Аристотеля "О душе" позволяет считать его основателем психологии как науки.

А. В античности в рамках учения о душе складываются два фундаментальных направления, которые пройдут через века -- материалистическое и идеалистическое учение о душе. Несмотря на условность этого разделения, по решению основных вопросов (понимания природы души, ее происхождения, сущности, судьбы души после смерти) такое разделение правомерно.

Б. В античности складываются первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях (учение о познавательных процессах: ощущениях, явлений памяти, воображения, мышления, мудрости, об аффективной сфере личности (которое шире чем современно, так как включают все знания об общей эмоциональной сфере личности: страсти, эмоции, чувства [2], складываются также некоторые представления о волевых характеристиках личности (анализ действия у Аристотеля), складываются представления о характере (врожденный ли, развивающийся ли при жизни?), в рамках медицинской концепции складывается учение о темпераменте, то есть направления развивающиеся и сейчас и есть те, которые утрачены (например понятие души присутствует далеко не во всех концепциях современной психологии). Однако здесь много и представлений непсихологичесих (чисто философских) представлений, но есть и учения об ощущении как процессе (теория истечения Демокрита), учение Аристотеля о промежуточной среде как механизме возникновения чувственного образа ощущения, учения об уподоблении Аристотеля в ощущении. У Аристотеля вообще наиболее разработанная концепция познавательных процессов в силу того, что он опирался уже на естественно-научные знания, а не только на наблюдения.

В. Психологические представления античности (характер, возникновение) обусловлены сферой практической деятельности античного общества, то есть с необходимостью решения практических проблем в области воспитания, риторики, искусства и его воздействия на человека.

Г. Античная психология оказала непосредственное влияние на последующее развитие психологической мысли в том смысле, что впоследствии продолжалась дальнейшая разработка психологических представлений античности, знание о психических процессах. Например влияние Аристотеля об активной природе познания (ощущения возникают при воздействии на нас извне, но ощущения нельзя понимать как простой отпечаток предмета. Навстречу внешнему влиянию устремляется активность души, что в результате и дает ощущение как таковое, образ предмета. В этом специфика психических явлений; психическая активность не воплощается во внешнем предмете, ничего не возникает в мире, она дает в качестве воплощения психический образ, чувство, то что остается в субъекте) оказало прямое влияние на психологию интенциональных актов Брентано (1874) "Психология с эмпирической точки зрения" (главная особенность психической жизни состоит в направленности психики, познания на предмет). Фундаментальное значения для последующей науки имеет учение стоиков об аффектах, которое составляет базовое знание об этой стороне психической жизни (в 17 в. развиваются у Декарта, Спинозы и по настоящее время вызывают интерес). Учение Гиппократа о темпераменте, представление Галена о чувственном и двигательном нервах, получили дальнейшее развитие. В целом, по крайней мере наша западная психология является продуктом античности.

Д. В античности сложилась определенная методология психологического исследования (аристотелевский способ мышления в психологии в понимании Левина). Она существует и в современной психологии и содержит черты соотносимые с признаками естественно-научного подхода:

- подход к психическим явлениям на основе выделения общих закономерностей психических процессов (а не индивидуальных описаний).

- классификационный характер подхода (различение различных процессов). и т д.

Идея состоит в том, что психическое явление содержит некоторые характеристики, которые должны быть выявлены (Левин указывал на несостоятельность такого подхода --'нет собственных качеств явления, явление существует только в контексте и может быть понято только как функция влияния окружения и собственных качеств субъекта'). Понимание психики не как имеющей некоторые раскрываемые в исследовании свойства (Аристотель), а как результата всей той обстановки в которой происходит психический процесс (галилеевский способ мышления ориентированный на познание индивидуального события, случая) пришло намного позже и было чуждо античности.

Таким образом, в античности складывается фундамент знаний (о психических процессах), подходов (материалистических и идеалистических), методологии научного мышления (у Аристотеля). Психология как наука и началась с идеи о душе и уходит своими корнями в античность.

Важнейшей особенность психологии не только в античности, но и на протяжении многих веков в том, что она развивалась не только в связи с практикой, но и с другими науками. Это привело к тому, что развитие знания в смежных областях (анатомия, физиология) способствовало тому, что учение о душе к 17 в. исключает функции существовавшие в античной психологии (понятие души сокращается в своем объеме в результате роста знания о телесной работе, проявления которой в античности приписывались душе). Происходит переход к новому пониманию душевных явлений как особых, относительно независимых от тела образований [3] и то, что происходит без участия души исключается из рассмотрения круга душевных явлений и психология превращается в науку о сознание, что знаменует собой начало эмпирической психологии (HIST_9).

Возникновение и история психофизической проблемы и варианты ее решения.

Предысторию этой проблемы составляет концепция различения души и тела (еще в античности, хотя такой проблемы не было была проблема души и тела). Эта проблема появляется тогда, когда психическое выделяется в качестве отдельной, независимой самостоятельной субстанции (в античности такого не было. У Платона -- мир идей, вещей и неоформленное, то есть самой души как категории там нет, и она должна быть помещена в какой-то из трех миров, хотя причастна миру идей. Душа не существует отдельно от тела, она может переселяться, но не может жить самостоятельно).

Психофизическая проблема появляется в 17 в. благодаря Декарту, сформулировавшему тезис о разделении всего существующего на две субстанции (телесную и духовную) по следующим основаниям: все окружающие нас проявления можно разделить на два плана: 1.проявления связанные с признаками перемещениям в пространстве (дыхание, питание, размножение), 2. процессы связанные с 'я думаю, чувствую, переживаю, сомневаюсь'. Такие разные процессы, проявления не могут быть связаны с одной и той же субстанцией. Исходя из несопоставимости этих разных процессов, Декарт пришел к необходимости выделения двух различных субстанций и в каждой из них своего атрибута. Атрибутом духовной субстанции является мышление (сознание представлялось Декартом интеллектуалистически, поэтому слово мышления у него покрывает слово сознание) в разных его видах и формах начиная от ощущений и кончая мудростью. Атрибутом телесной -- телесные функции, включающие и поведение, объясняемое с помощью телесных, рефлекторных механизмов. Отсюда возникает фундаментальная проблема: как объяснить существование двух столь различных субстанций в одном человеческом теле. Решение Декарта при признании противоположности субстанций по всем характеристикам (дух неделим, он бессмертен, активен, тело пассивно, имеет форму, занимает место в пространстве). Но 'опыт показывает (хотя Декарт и рационалист) что душа и тело взаимодействуют. Мы знаем о том что происходит с нашим телом не так как мы знаем о вещи. Мы не просто это знаем, но и чувствуем." В сущности он говорит о взаимодействии (поэтому причисление его к паралеллистам не совсем обоснованное, скорее это теория взаимодействия). Со своих естественно научных позиций Декарт ищет механизмы этого взаимодействия, орган для помещения души, идет навстречу опыту. Гипотеза о взаимодействии критиковалась уже современниками (МАльбранш: окказионализм, являющийся вариантом решения этой проблемы: естественно научное объяснение взаимодействия невозможно, эта связь является делом случая и происходит по божественному вмешательству).