Смекни!
smekni.com

Выход из психологического рабства (стр. 1 из 2)

В духовных заповедях содержится послание будущим поколениям, с коротким, но точным по смыслу призывом — «Выйди из рабства!».

Одна из библейских историй повествует о Моисее, который вывел из «египетского рабства» еврейский народ, о приключениях и испытаниях, которые постигли людей, последовавших за Моисеем…

Много чудес описано в этой истории.

Проходя через испытания, люди переживали такие противоречивые чувства, что силы их то иссякали, то прибавлялись.

Их отношение к происходящему менялось от того, насколько им удавалось преодолеть препятствие, возникавшее на их пути:

1. они или укрепляли свою веру и испытывали необычайный прилив духовных и физических сил

2.или начинали в сомнениях своих терять веру и становились растерянными, беспомощными и слабыми.

Возникающий страх в их душах, останавливал их движение, вызывая паралич воли, отключал их разум.

Поведение их становилось неразумным, как у малых детей.

Вследствие чего порождались конфликты, ссоры, недоверие происходящему.

Они забывали цель, ради которой отправились в тяжкий путь.

В такие моменты люди дотрагивались до теневой части своей души, проявляя слабую сторону человеческой природы.

Но тот же страх заставлял объединиться для выживания, понуждал каждого дотронуться до светлых сторон своей души, делающих человека сильным и могущим выжить, выстоять и преодолеть смятение.

Обретая веру в себя и в свои возможности, они могли сотрудничать с большей силой, присоединяясь к божественному началу внутри самих себя…

Древняя мудрость, через аллегорию напоминает нам об истинном источнике нашей силы, он всегда внутри нас, независимо от тех обстоятельств, которые происходят с человеком в его жизни.

Чудеса начинаются там, где человек преодолел свой страх и открылся для движения к своему успеху, к познанию, к чему-то большему, чем было «известно ему вчера».

История эта ещё не завершена, человечество ещё не вышло из психологического и духовного рабства.

Многие люди в разные времена пытаются разобраться с извечными вопросами — где начинается рабство?;

где заканчивается личная свобода?;

какая разница между любовью и зависимостью?;

почему одним везёт чаще, у других сплошная череда бед и проблем?;

почему одним удаётся быть сильными, а другие вечно маленькие и слабые?

Ограниченное сознание человека начинает расширяться, когда он сам способен хотя — бы задавать себе эти вопросы, разум будет тревожиться до тех пор, пока не придут ответы.

Самые убедительные ответы человек получает из личного опыта, а опыт и знания других людей, это дополнительная помощь в решении личных вопросов.

Но, как выясняется, сам опыт ещё не делает человека мудрым или осознающим, в лучшем случае человека можно назвать опытным.

Что же делает человека разумным или осознающим?

Только личное отношение к своему опыту и той информации, которая попадает в поле зрения личности.

Понятие — осознающая личность тождественно в современном употреблении понятиям — осмысленное поведение, осмысленные реакции, осмысленные выборы и решения, осмысленное отношение…

То есть, речь идёт о том, что человек дотронулся и познал самое главное — некий Смысл, в том, что происходит с ним и внутри него самого!

Множественные ограничения, которые личностью воспринимаются, то, как препятствие, то, ка к наказание, то, как вынужденная необходимость — могут стать для него личными уроками и личными учителями.

Использование различных методов, техник, направлений в психологии сводится в основном к самой главной цели — помочь человеку изменить своё отношение к чему-то, что создаёт проблему.

Проблема «психологического рабства» — достаточно широко распространённое явление среди разных социальных групп и разных слоёв населения.

Проявляется оно в жертвенном поведении человека и недовольством своими результатами.

Психологическое восприятие «жертвы» всегда ищет подтверждение своим неудачам.

Собирает мнение других людей о своём неблагополучие, обвиняет обстоятельства, других людей, себя самого, общество в целом, время — во всех проблемах своей жизни.

«В каждом грешнике таится ожидающий своего рождения святой, но в каждом святом таится грешник, надеющийся, что Бог не разгадает его тайны.

Так что будь осторожен!» — наставляла своего внука мудрая бабушка.

Представление человека о себе самом, сводится к одной формуле — «я-такой»!

И в этом подходе, пожалуй, самый главный корень проблемы рабского мировоззрения и жертвенного поведения.

Отождествление себя со статичной «картинкой» или неким образом своего Я.

В каждом человеке есть характерные черты, которые он проявляет и демонстрирует — это проявленное наше Я.

В равной степени есть качества, которые скрыты от нашего понимания, контроля, а значит, плохо осознаются самим человеком.

Это та часть меня самого, с которой я себя не ассоциирую, не отождествляю, не воспринимаю, как себя, а за частую — просто отрицаю, как нежелательную и неодобряемую.

Т.е некая теневая сторона моей личности, которая «ждёт» подходящего момента и непроизвольно обнажается перед лицом непред сказуемых обстоятельств.

Это отношение к своей характеристике личности и создаёт наше ограничение.

Любая попытка «сдвинуть» устаревшие границы собственных «прилипших» представлений, порождает реакцию сопротивления.

Образным языком, можно описать это взаимодействие психологических реакций, как борьба двух противоположностей «негативного ЭГО» и «позитивного ЭГО»:

1. устаревшего и уже не соответствующего с необходимостью обновлений и появлению нового — старого и нового;

2. одобряемого поведения или своих качеств и не одобряемых — добра и зла;

3. «правильных» и «неправильных» убеждений — для меня лично, или то, во что я верю или не верю — света и тьмы;

4. взятие ответственности или уклонение от неё, свойственное проявление активности или пассивное, монотонное и однообразное существование — радости и уныния;

5. мои выборы и решения, сохранение проблемного или преодоление — разрушение или творение, жизнь или смерть.

Экзистенциональный подход к проблеме психологического рабства или жертвенности выявляет следующие закономерности:

— человек склонен воспринимать за норму то, что нормой лично для него не является.

Например: жертвенное поведение, в ущерб своим интересам и своему качеству жизни всегда предпочтительно, нежели изменение привычек жертвенного поведения.

— люди недовольные качеством своей жизни, склонны причины искать во вне, а не внутри себя.

Например: если меня не оценивают по достоинству, не выбирают, не одобряют, не восхищаются — я сам одобряю себя?

моё поведение всегда вызывает и уважение, и восхищение у меня самого?

почему я жду этого от других, то, что не нравится мне самому?

А знаю ли я сам свою цену, достаточно ли развито чувство моего достоинства?

Или вместо него — неуверенность, тревожность, обиженность и сердитость на себя и других?

— большинство людей во взрослом возрасте используют в качестве психологических ориентиров «детские представления», которые не претерпели переоценки и обогащения.

Взрослый человек без «взрослых представлений» ощущает себя брошенным «ребёнком» в открытое море, не умеющим плавать.

Всё время своей жизни он вынужден тратить на страдания и вечный преследуемый страх — потонуть, вместо того, что бы научиться плавать и спокойно держаться на воде.

Основные ощущения: то Я — маленький, слабый, жалкий и беспомощный.

То Я — раздутый, грозный, внушительный и запугивающий.

И то, и другое не делает его свободным и счастливым.

Например: взросление, это некий процесс, совершенно внутреннего характера, при котором, происхо дит осознавание остатков прошлого, стереотипов детского поведения и реагирования, направленное на изживание негативного, зависимого ЭГО.

Из-за которого человек по старой, т.е. детской привычке чувствует себя то «маленьким, слабым и обиженным», то «страдающим, сердитым и неудовлетворённым».

Стереотипное или подражательное поведение, зачастую приводит к великому заблуждению, и как следствие, к психологическим ошибочным представлениям о себе:

— стремление выглядеть солидным и значимым — «раздутое ЭГО», говорит о том, что сам человек тратит свои силы на то, чтобы казаться большим, а не быть им.

— тот, кто включён во внутреннюю динамику личностного роста, расходует ресурс на изменение качества внутри себя самого.

Внимание не сосредотачивается на том, как я выгляжу для других, важно, что Я имею внутри себя.

— что Я могу? И что Я имею? Э то внутренний диалог между потенциалами (способностями) и моим трудом (результатами).

Когда взрослый человек говорит, как ребёнок: «Я старался!» и в этом видит свою заслугу, но при этом не имеет реального результата, это означает только одно — ставка была сделана на одобрение других, а не на получение результата.

Речь идёт о необходимой для взрослого человека личной и добровольной ответственности за свои результаты.

Ставка на одобрение других «значимых» людей, с целью и желанием произвести впечатление — это и есть «детская» устаревшая и поэтому неадекватная реакция для взрослого человека.

Наглядный пример «детского отношения».

Ребёнка волнует эмоциональное одобрение взрослых, поэтому, он должен своим старанием получить положительный отклик, как стимул действовать в нужном направлении.

Для взрослого человека, главную ценность затрачимоего личного ресурса представляет сам результат, свершение задуманного (постановка цели и завершение процесса).

— «Быть или казаться», «развиваться или раздуваться», «создавать самому или получать от других» — что именно стоит у вас на первом месте?

Можете ли вы честно и прямо ответить самому себе на эти сокровенные вопросы?

Преодоление негативного или устаревшего детского ЭГО всегда происходит под напором неких реальных обстоятельств или жизненных ситуаций, в которых человек оказывается как лицо, активно задействованное в происходящих событиях.