Смекни!
smekni.com

Концепция педагогики индивидуальности в русле оказания педагогической поддержки школьникам (стр. 1 из 2)

Макеева Татьяна Витальевна, аспирант кафедры Социального управления Ярославского Государственного Педагогического Университета

Идея педагогической поддержки возникла на основе опыта выдающихся педагогов и выработанных принципов помощи ребенку, сохранения его индивидуальности и самоценности в процессе свободного воспитания (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Ф. Фребель, Ф. Дистервег, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, Д.И. Писарев, С.Т. Шацкий и т.д.). В практике воспитания идея поддержки и помощи нашла свое отражение в работе Я. Корчака и С. Френе.

В процессе своего развития идея поддержки индивидуальности и уникальности каждой личности принимала технологические очертания, сначала на уровне советов педагогам и родителям, а впоследствии приобрела системный характер, в основе которого лежала та или иная идея классификации видов индивидуальности.

Термин "педагогическая поддержка" трактуется широко - и в социальном, и в индивидуальном плане, и в смысле заботы о ребенке. Эта размытость не позволяет просчитать точные педагогические ходы. Возникает важный вопрос: существует ли в образовательном процессе педагогическая деятельность, которая обеспечивала бы процесс индивидуализации?

Казалось бы, безошибочная версия: воспитание - это индивидуализация, которая рассматривается внутри социализации. Но в реальной действительности существует неразрешимое противоречие: в рамках дисциплины и предписания никакого разговора об индивидуальности быть не может. Ее развитие связано с категорией свободы, но как только снимаются ограничения, резко падает уровень культуры…

Ни в одном классическом учебнике по педагогике нельзя встретить раздел о категории свободы. Даже передовые педагоги, акцентировавшие внимание на гуманистических отношениях, имели в виду создание соответствующей регулятивной базы, атмосферы воспитания и обучения, но не признавали экзистенциальную сущность ребенка, его право на свободное самоопределение и самореализацию, индивидуальный стиль жизни, индивидуальное мировоззрение.

Современное гуманистическое представление о человеке предполагает его рассмотрение как существа природного (биологического), социального (культурного) и экзистенциального (независимого, самосущего, свободного). Основной характеристикой экзистенциального измерения является свободоспособность - способность к автономному существованию, самостоятельно строить свою судьбу, отношения с миром и т.д. Именно свободоспособность интегрирует человека как целое, позволяет ему выстраивать гармоничное существование.

Такая постановка вопроса важна как для педагогики вообще, так и для гуманистической педагогики в частности. Она позволяет отличить социализацию от индивидуализации, "педагогику необходимости" от "педагогики свободы" (О.С. Газман).

Основные положения концепции педагогики индивидуальности, изложенные О.С. Гребенюком, сводятся к следующему:

• в отличие от традиционной педагогики, которая направлена на подготовку к жизни, передачу социального опыта и т.д., то есть направлена на познание внешнего для человека мира, педагогика индивидуальности направлена на освоение самого человека, его собственного мира, на развитие его сущностных сил;

• в характеристике человека необходимо разграничивать такие понятия, как индивид, индивидуальность, личность;

• педагогика индивидуальности должна сосуществовать с традиционной педагогикой, обслуживая разные цели человека и общества;

• развитие индивидуальности человека - это развитие всех его сфер: интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек;

• наряду с известными сферами выделены еще три сферы - саморегуляции, волевая и экзистенциональная, при этом разводятся понятия волевой сферы и сферы саморегуляции, а экзистенциальная сфера рассматривается впервые.

Таким образом, основные действия, направленные на создание условий для развития индивидуальности, сводятся к следующему:

- идти за природой

- учитывать различия детей

- приноровиться к природе ребенка

- быть для него

- узнать человека во всех отношениях

- принимать соответствующие меры по совершенствованию индивидуальных особенностей ученика

- педагогическая приближенность к душе ребенка (сопровождать, но не вести! его).

Большинство современных педагогов придерживается сегодня для обозначения этого многообразия действий термином "педагогическая поддержка", введенного в обиход О.С. Газманом.

Идеи поддержки личностного и индивидуального развития представлены в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Р.Бернс и А.А. Бодалев рассматривают психологическую поддержку развития личности ребенка через создание доброжелательного психологического климата. А.Г. Асмолов понимает поддержку как со=действие ребенку в его развитии; А.В. Мудрик - как помощь в социальном воспитании ( в процессе социализации); Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Т.В. Анохина определяют место педагогической поддержки вне процессов социализации и индивидуализации, а между ними; Е.А. Александрова, В.К. Зарецкий, Л.А. Ненашева, А.Б. Холмогорова отмечают роль психолого-педагогической поддержки в процессе самоопределения.

Представленные подходы рассматривают роль педагогической поддержки в некоторых направлениях личностного развития: 1) в активизации самосознания личности, в пробуждении и развитии процессов самопознания и рефлексии; 2) в пробуждении активности личности в индивидуальном, самостоятельном выборе (в профессиональном, гражданском, экзистенциальном, жизненном, нравственном, культурном самооопределении); 3)личностное развитие в направлениях, указанных выше, должно стать условием для личностного саморазвития, самореализации, самоорганизации, самореабилитации и самоконтроля; 4)некоторые исследователи отмечают роль педагогической поддержки в решении проблемных жизненных ситуаций (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин , Т.В.Анохина).

Итак, термин "педагогическая поддержка" в современной педагогике используется широко и многогранно. Его связывают, во-первых, с деятельностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Во-вторых, под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку. Мы связываем данный термин, прежде всего, с педагогической деятельностью, обеспечивающей процессы индивидуализации человека, в каком бы возрасте он не находился. В данном контексте под педагогической поддержкой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая индивидуальный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей.

Наиболее полно "педагогическая поддержка" представлена в работах О.С. Газмана. Именно Газман и его исследовательская группа обратили внимание на процесс образования с точки зрения двух его сторон: социализации и индивидуализации личности. Социализация предполагает обретение человеком способности к "адаптивной активности" и осуществляется как под воздействием целенаправленных процессов (обучения и воспитания) в педагогических системах, так и под влиянием стихийных факторов (семьи, улицы, средств массовой информации и т.д.). В образовании эта задача приобщения растущего человека к должному - к познавательной или нравственной норме - выражается в " педагогике необходимости". "Педагогика необходимости" как педагогика социализации личности не может оцениваться однозначно как антигуманная, то есть она не обязательно реализуется авторитарными средствами: в нее могут вписываться гуманные отношения между детьми и учителями, пропагандироваться гуманитарные ценности, внедряться элементы группового творчества для лучшего усвоения и др. Более того, культурно воплощаемая педагогика необходимости обязана вносить демократические нормы и ценности в образование, освоение демократических способов организации жизни (начиная с детского сообщества), усвоение и соблюдение прав и обязанностей по отношению к другим.

Индивидуализация в понимании Газмана - есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте. О.С. Газман считает, что индивидуализация предполагает:

- индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной "самости" и человеческого достоинства;

- создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;

- стержневая черта индивидуализации - поддержка человека в автономном, духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении ("неадаптивной активности", по В.Петровскому), в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциальному выбору).

По мнению О.С. Газмана, "индивидуализация личности", развитие ее "самости", и составляет в широком смысле содержание "педагогики свободы". Цель данной педагогики можно определить как помощь детям в контсруировании их автономного внутреннего мира ("субъективной реальномти", по В.Слободчикову); предметом этой педагогической отрасли выступают средства, помогающие человеку в саморазвитии - самоопределении и самореализации. "Индивидуализация в образовании - это система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других: своей слабости и своей силы…" (1, с.28). Таким образом, выделяя индивидуализацию, автор определяет особый педагогический процесс, ее обеспечивающий - "педагогическую помощь и поддержку ребенку в индивидуальном развитии и как помощь ему в познании себя, своей индивидуальности ".