Смекни!
smekni.com

Соционика: Габен. Штрихи к психологическому портрету (стр. 1 из 2)

Соционика: ролевое описание квадр

Андрей Дмитриев

Рожденный ползать, летать не может.

Классическая банальность.

Вы, наверное, читали описания квадр, составленные глубокоуважаемыми мэтрами соционики, но, по моему скромному мнению, все они грешат необъективностью, то есть наиболее полно и позитивно описывается РОДНАЯ квадра автора, ее ведущая и определяющая роль в прогрессе. Так, например, весьма стереотипно утверждение о том, что прогрессивные идеи зарождаются только в первой квадре, которая неизбежно сменяет исчерпавшую все ресурсы четвертую (что, в общем-то, правильно), но идеи бывают регрессивные, а ресурсы далеко не реализованными...

Ролевое описание квадр (Р.О.К.), предлагаемое мною, своей целью ставит лаконично выразить СУЩНОСТЬ каждой квадры как совокупность ее потенциальных возможностей, обусловленные этой сущностью сильные и слабые стороны каждой квадры и тенденции ПРАКТИЧЕСКОГО развития квадр.

Описание ориентировано, прежде всего, на решение вопросов кадровой политики (взаимозаменяемости и оптимальности использования кадров внутри организации, фирмы), планирование PR-акций (разработку имиджевых проектов с учетом количественного соотношения квадр и их взаимных отношений в целевой аудитории).

Для того чтобы сравнить потенциальные возможности каждой квадры, мною выбраны 8 стилей реализации человека в социуме, т.к. люди родственных психотипов исполняют в обществе одинаковую роль, но имеют разные условия реализации и стереотипы поведения, обусловленные творческой функцией. Причем, часто в ситуациях, требующих в основном сбора информации, родственные психотипы могут действовать сходным образом.

Далее перечислены названия социальных ролей (для каждой роли в скобках указаны смысловые синонимы) и психологические типы, эту роль исполняющие:

Генератор (Изобретатель, Зажигатель, Открыватель): Дон-Кихот & Гексли

Дизайнер (Творец, Разработчик, Инженер): Дюма & Габен

Реализатор (Мастер, Делец, Предприниматель): Джек Лондон & Штирлиц

Хранитель (Духовник, Моралист, Врач): Драйзер & Достоевский

Захватчик (Организатор, Политик, Вождь): Жуков & Наполеон

Контроллер (Советник, Лирик, Критик): Есенин & Бальзак

Воодушевитель (Актер, Кардинал, Инквизитор): Гюго & Гамлет

Хозяин (Аналитик, Бухгалтер, Судья): Робеспьер & Максим

Каждая роль реализуется по-разному, и в 2-5 столбцах Таблицы социальных ролей (смотри ниже) указанны определяющие аспекты, соответствующие конкретному психологическому типу. Цветом выделены рациональные блоки.

Таблица социальных ролей.

Квадры
Роли 1 2 3 4
Генератор Идей Чувств
Дизайнер Души Эстетики
Реализатор Мобильный Конкретный
Хранитель Веры Доброты
Захватчик Концентратор Манипулятор
Контроллер Настроения Процесса
Воодушевитель Энтузиазма Идеологии
Хозяин Систем Материи

Кстати, по многократным наблюдениям, коллективы фирм (частных предприятий) состоят, как ни странно, чаще всего из конфликтующих квадр, то есть Первой и Третьей или Второй и Четвертой. Это можно объяснить по-разному (клубная общность, схожесть мировоззрений), но ролевое описание наглядно показывает, что конфликтные квадры дополняют друг друга по недостающим ролям, в то время как соседние сильно конкурируют по одинаковым ролям. То есть, когда дело касается работы и карьеры, "родственнички" "тянут одеяло каждый на себя", отчего общее дело обычно страдает.

А теперь детально рассмотрим каждую квадру с точки зрения ее ролевого состава. Кроме того, опишем сферы компетенции составляющих ее рационального и иррационального блоков и, объединив полученные результаты, выявим области деятельности, "экологичные" и мало эффективные для данной квадры. При этом описание квадр осуществляется исходя из условий, в которых квадра реализует свое настоящее предназначение, т.е. условий, требующих максимальной отдачи от ее членов. Итак,...

Микроописания квадр.

1 Квадра.

Генератор Идей - Дон-Кихот. Любопытный, импульсивный, часто сохраняющий детскую непосредственность, иногда неумышленно жестокий. Быстро схватывает новые тенденции, идеи, способен лаконично их выразить. Это один из типов, наиболее эффективных в научной деятельности.

Дизайнер Души - Дюма. Тонкий ценитель удовольствий, создатель непринужденной атмосферы, король уик-энда, затейник, естественный артист и вообще душечка. Хорошо манипулирует эмоциональной насыщенностью отношений. Умеет быть "душой компании", его привлекают изящные искусства и богемный стиль жизни.

Воодушевитель Энтузиазма - Гюго. Очень энергичный, коммуникабельный, заботливый и гостеприимный человек. Чувствует малейшие изменения настроений, быстро реагирует на них. Старается поддержать положительные эмоции созданием житейского комфорта. Может "расшевелить" любого, увлечь, заставить поверить в новое. Неплохой психолог, с интересом относится к различным духовным практикам.

Хозяин Систем - Робеспьер. Человек, мыслящий абстракциями, логически упорядочивающий любую информацию, считающий, что любое явление природы можно описать универсальными законами. Умеет хорошо дистанцироваться от восприятия информации, не укладывающейся в систему, и вместе с тем обладает достаточной гибкостью для изменения собственного мировоззрения. Имеет способность быть наиболее объективным и беспристрастным в сравнении с другими логиками.

Первая квадра имеет:

иррациональный Творческий блок (западного типа, т.е. его составляют Ученый и Социал), в котором революционные и зачастую шокирующие идеи Дон-Кихота и его безапелляционность дополняются, уравновешиваются эмоциональной поддержкой, которую старается создавать Дюма;

рациональный блок Контроля-Распределения, который активизируется в условиях хаоса. В этой ситуации Гюго осуществляет контроль эмоциональной энергии (обычно огромной), где он оЧЧень напоминает человека, в одиночку управляющего ядерным реактором. Робеспьер оценивает события и поступки людей с позиции своей правды, создавая новую систему ценностей и логически обосновывая все действия дуала, доказывая их необходимость и справедливость (его аналитические способности и холодный разум тут как нельзя более кстати).

Первая квадра МОЖЕТ: устроить революцию, эпатировать публику, создать оазис абсолютной свободы (анархии), быстро и радикально решать проблемы общества и вершить судьбы людей (судить, казнить или миловать), создавать новые науки, идеи, религии...

НЕ МОЖЕТ (?): проводить планомерную экспансию (захват пространства и подданных), сохранять и накапливать ресурсы (материальные и силовые), обеспечивать какую-либо стабильность и давать людям ВЕРУ или НАДЕЖДУ (здесь они обычно заменяются порывом энтузиазма), предсказывать развитие общества, вести разведку.

2 Квадра.

Захватчик-Концентратор - Жуков. Собранный, волевой человек, умеющий наносить сбалансированные и точные удары, хорошо видящий слабые, плохо защищенные места противника. Обладает целенаправленным упорством и способностью оказывать силовое давление. Умеет максимально эффективно использовать все ресурсы, находящиеся в его распоряжении, действует внезапно и непредсказуемо, исходя из обстановки.

Контроллер Настроения - Есенин. Романтичный, приятный в общении человек, поборник традиций. Может расположить к себе собеседника, хорошо чувствует эмоциональное состояние (как свое, так и окружающих) и умеет им манипулировать, интуитивно выбирая момент для выражения подходящих эмоций. Склонен к мифотворчеству, идеализации прошлого.

Воодушевитель Идей - Гамлет. Прирожденный актер, пророк, одержимый идеей (может пронять ею любого). Внешне производит впечатление человека, находящегося в постоянном эмоциональном напряжении с оттенком трагизма. Очень хорошо чувствует тенденции изменения настроения, может точно настроиться на эмоции собеседника (аудитории). Гибко использует разные маски, сообразуясь с ситуацией. Хороший оратор.

Хозяин Материи - Максим. Человек, во всем ценящий порядок, рациональность. Не сентиментален, действует жестко, исходя только из целесообразности. Весьма организован, любит инструкции, у него все на своем (определенном раз и навсегда) месте, все учтено, пересчитано, работоспособно. Умеет быть абсолютно непреклонным, т.е. обладает качеством, необходимым любому чиновнику (администратору).

Вторая квадра имеет:

иррациональный Экспансивный блок (восточного типа, т.е. состоящий из Управляющего и Гуманитария), основная цель которого - концентрация сил, средств, власти и построение ВЕЛИКОЙ ИМПЕРИИ. Это самоотверженный и ответственный путь (несмотря на многочисленные жертвы и, естественно, негуманность), это ПУТЬ ВОЙНЫ, и этим все сказано. Но, только рассматривая всех людей в качестве "винтиков", можно собрать и заставить работать механизм. Такой подход оправдан, ведь основная масса человечества - НЕСОВЕРШЕННА (понимает только СИЛУ). Именно в таких условиях Жуков максимально реализует себя. Его дуал - Есенин является этическим компенсатором в жестких условиях развития империи и реально помогает ПРЕОДОЛЕТЬ крутые повороты судьбы (помогает не сломаться) и дуалу, и многим другим - в этом его отнюдь не легкая МИССИЯ.

рациональный Устанавливающий блок, выполняющий функцию стабилизации иерархии. При этом Максим создает логически обоснованные правила построения общества, а Гамлет распространяет их, тонко играя на эмоциональных струнах и вдохновляя идеями, сплачивающими людей в ЕДИНОЕ целое. Жизнь под девизом: "Все как один" и искренняя любовь к ОТЦУ-лидеру - вот идеалы, проповедуемые ими. Кроме того, Максим организует порядок в области материального производства и распределения ресурсов, а также занимается подготовкой (обучением) профессиональных кадров.