Смекни!
smekni.com

Психологическая коррекция внутрисемейных факторов девиантного поведения детей и подростков (стр. 1 из 3)

Н. Н. Мизина

Несмотря на многочисленные психологические исследования причин и возможных путей профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков, данная проблема не теряет своей актуальности. Связано это с особенностями социализации подрастающего поколения в современных социально-экономических условиях.

Любое социальное поведение человека всегда оценивается (как им самим, так и другими людьми), сравнивается с некоторыми «стандартами», принятыми в данном обществе или в данной группе, и если оно не соответствует нормам, такое поведение принято считать девиантным. Девиантное поведение представляет собой систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали [3].

Таким образом, само понимание девиации носит очень широкий характер, что в свою очередь сказывается на изучении факторов, приводящих к отклоняющемуся поведению.

В детской и подростковой психологии заключение о девиантом поведении требует осторожности, ибо суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящихся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития; критериями для суждения о девиантом поведении часто являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются [22].

Актуальной остаётся проблема эффективной психологической коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. В отечественной психологии под психокоррекцией понимается система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия [15, с. 7]. При этом необходимо подчеркнуть, что исправляемые недостатки не являются столь тяжкими, чтобы признать их носителя психически больным человеком, и они не имеют также органической основы, относятся к тем качествам или свойствам, которые способны меняться.

Важным шагом разработки эффективной программы психологической коррекции является осмысление причин девиантного поведения ребенка, т. е. формулирование психологических гипотез.

В экспериментальной психологии принято выделять две составляющие гипотезы - зависимую переменную (испытывающую влияние) и независимую переменную (оказывающую влияние на зависимую переменную).

В практике психологической помощи в ситуации девиантного поведения ребенка или подростка зависимая переменная - это те трудности, с которыми столкнулся человек (например, родитель), те события, которые его волнуют, приведшие его за помощью к психологу. Психологу необходимо выявить суть этих затруднений, сформулировав их как психологическую проблему. Формулировка психологической проблемы заключается в переводе запроса клиента на психологический язык на основе изучения всей информации о клиенте и его ситуации. Например, в ситуации, когда женщина жалуется психологу на то, что ее несовершеннолетняя дочь совсем «отбилась от рук», психологическая проблема может быть сформулирована как девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм социализации) поведение дочери этой женщины. Оформленный в виде психологической проблемы запрос клиента и будет выступать в качестве зависимой переменной будущей гипотезы.

После этого психологу необходимо найти независимую переменную - то, что определяет нежелательные для клиента события. Каждая гипотеза - это попытка психолога понять ситуацию клиента. Вот пример гипотезы: «В основе девиантного поведения юноши лежат неурегулированные супружеские отношения его родителей. Такое может быть, когда мать, испытывая досаду на отца, но не имея возможности ему это открыто высказывать, с раннего детства приписывает ребенку негативные черты, чтобы конфликтовать с ним вместо отца. Юноша просто демонстрирует своим девиантным поведением то, что от него ждут в семье, таким образом, спасая родителей от откровенного разговора и развода». Девиантное поведение юноши здесь есть переменная зависимая (испытывающая влияние), а неурегулированные супружеские отношения его родителей - переменная независимая (оказывающая влияние). Данная гипотеза в процессе проверки может и не подтвердиться. Тогда можно проверить альтернативную ей гипотезу - в основе девиантного поведения юноши лежит активное функционирование источников десоциализации в той среде, в которой он живет.

Эффективная психологическая коррекция девиантного поведения ребенка предполагает, в первую очередь, грамотное выявление психологических причин нарушений поведения. Выигрышна в этом плане система диагностики, предложенная Оудсхоорном [23].

Пытаясь приложить общую теорию систем к практике психологической и психиатрической помощи, Оудсхоорн разработал диагностическую модель, состоящую из шести уровней. Автор использует понятие «мультимодальной диагностики», и чтобы объяснить существующее нарушение, обосновывает необходимость выдвижения частных гипотез с позиции каждого из шести уровней. Такой подход обеспечивает стереоскопическое видение ситуации, помогает сформулировать необходимую коррекционную программу и разграничивает области компетентности разных специалистов.

Первый уровень рассматривает проблему в контексте социальных связей. Гипотезы этого уровня объясняют возникновение психологической проблематики (девиантного поведения ребенка, в частности) неблагоприятными факторами внешней среды (например, травля ребенка одноклассниками, насилие на улице и другие варианты травмирующей или обедненной внешней среды). Это традиционная область профессиональной деятельности социальных работников, служб занятости, классных руководителей, комиссий по делам несовершеннолетних и т. д.

На втором уровне рассматриваются проблемы семьи как естественной группы. Девиантное поведение ребенка здесь рассматривается как симптоматическое поведение идентифицированного пациента и анализируется как следствие нарушений функционирования всей семьи или отдельных ее подсистем [23]. Акцент делается не на индивидуальных характеристиках членов семьи, а на их взаимодействии и структурных особенностях семейной организации. При наличии проблем этого уровня разрабатывается программа психокоррекции, направленная на всю семью целиком или релевантные подсистемы.

Следующие четыре уровня описывают индивидуальные трудности ребенка или подростка: нарушения или трудности в области эмоций, когнитивных функций или поведения ребенка (низкая самооценка, неразвитость социальных навыков, отставание в обучении);

эмоциональные конфликты с аспектами бессознательного. Для данного уровня наиболее частым диагнозом является «невроз» или «невротический конфликт»; у детей или подростков - «формирование реакции» или «гиперкомпенсация», которые в конечном итоге могут привести к характерологическим нарушениям;

нарушения развития и личностные расстройства;

биологические нарушения (когда соматические - биохимические, нейрофизиологические или паталогоанатомические - факторы являются первичными, и их следствиями являются психические расстройства).

Все эти уровни являются взаимосвязанными, и в соответствии с общей теорией систем улучшение в любой области и на любом уровне системы будет влиять на все прочие. Чем выше уровень, тем более оптимистично для психолога выглядит гипотеза. Разрабатывая стратегию психологической помощи, по мнению Оудсхоорна, необходимо выбрать не более 3-х уровней, где нарушения наиболее выражены, и сосредоточиться на них.

Психологическая коррекция внутрисемейных факторов девиантного поведения детей и подростков соотносится со вторым уровнем системной модели диагностики Оудсхоорна и подразумевает воздействие на те параметры семейной системы в целом или отдельных её подсистем (в том числе и индивидуальных), которые являются дисфункциональными. Важнейшие внутрисемейные характеристики, нарушение которых может являться фактором девиантного поведения ребенка - функции и структура семьи [24].

В психолого-педагогической литературе встречается понятие «динамического семейного диагноза», под которым подразумевается установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и нарушениями поведения ребенка или подростка (А. И. Заха-ров, Б. Д. Карвасарский и ДР.) [9].

Среди факторов, играющих существенную роль в генезе последующих нарушений поведения ребенка, выделяют (И. А. Горьковая, А. И. Захаров, П. Ф. Лесгафт, Г. Е. Сухарева, Н. И. Фелинская и др.): неправильное воспитание ребенка; длительность воздействия неблагоприятной обстановки; отсутствие известной психологической «понятости» [7, 9, 10].

На сегодняшний день уже достаточно изучены особенности воспитательной практики родителей и ее влияние на формирование отклонений поведения у детей и подростков. Особенно пагубно влияет отсутствие сознательного воспитательного воздействия родителей на ребенка (3. В. Баерунас) [19].

Исследователи личности несовершеннолетних правонарушителей (криминологи Г. А. Аванесов, В. Н. Кудрявцев, Г. М. Миньковский, А. Р. Ратинов и др., психологи Т. Н. Курбатова, Э. Квятковская-Тохович, К.

Нортон, Б. Долан) пришли к выводу о приобретенном характере дефектов внутренней регулятивной системы их общественного поведения, которые возникают в результате неумелого воспитания.

Неблагоприятные семейные условия обусловливают возникновение личностных нарушений у ребенка, неадекватных самооценок, негативных межличностных отношений. Этому способствует авторитарный стиль общения, гиперпротекция и гипоопека, эмоциональное отвержение и другие негармоничные типы воспитания (С. А. Беличева, И. В. Вейнгольд-Рыбкина, А. И. Великороднова, А. Е. Личко и др.).

Как отмечает С. А. Беличева, многие подростки с девиантным поведением воспитываются в семьях, являющихся функционально несостоятельными, не справляющимися с воспитанием детей. Это конфликтные семьи, в которых хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи, характеризующиеся низкой психолого-педагогической культурой, неправильным стилем детско-родительских отношений.