Смекни!
smekni.com

Способ излечения заикания (стр. 1 из 3)

Лагузен X.

О заикании, с объяснением способа излечения этого недостатка

Как некоторые изобретения в самом начале удостаиваются всеобщего внимания и одобрения, впоследствии же подвергаются тем большему порицанию; так и искусство лечения заикания, изобретенное за несколько лет, испытало подобную участь. Причину этого не трудно объяснить. Так как в продолжение тысячелетий никто не пытался изобрести средства, противодействующего этому всеобщему и древнему недостатку (начало его, вероятно, современно происхождению языка), может быть потому, что он не вредит здоровью, то изобретение новейшего времени, доставившее наконец возможность устранить его, необходимо должно было обратить на себя всеобщее внимание, вот причина, по которой оно удостоилось во многих странах покровительства и поощрения. Но слава этого изобретения упала также скоро, как она распространилась. Причина этого заключалась отчасти в том, что поистине свойство заикания еще не было узнано, и следовательно не было возможности надлежащим образом и с успехом сообразовать с ним пользование этого недостатка, отчасти в том, что многие, занимающиеся лечением онаго, имели, даже относительно происхождения заикливости, весьма неполные сведения и пользовали ее наудачу, по большей части безуспешно; другие, имея в виду единственно награду, мало заботились о практическом упражнении ищущих помощи и, достигнув главной своей цели, довольствовались одними словесными наставлениями. Главнейшею же причиною этого были по большей части сами заикливые, потому что добросовестные пользователи их, которым нередко удавалось в весьма короткое время возвращать страждующим свободное употребление языка, вероятно, не упускали из виду напоминать им необходимость продолжительных практических упражнений, для того, чтобы предупредить возобновление заикания, тем более, что немногие лишь имеют столько твердости и решимости, чтобы самое кратковременное лечение могло избавить их навсегда от этого недостатка. Не смотря на просьбы и требования, редко удавалось в необходимости упражнений убеждать даже и тех, которые наиболее страдали от заикания, и следовательно наиболее должны были ценить возвращенную им легкость в произношении. Большая часть заикающихся была уверена, что одною твердостию характера своего можно сохранить свободное употребление языка; но они со временем снова впадали в прежнюю слабость. В начале они слишком много полагались на действие методы против силы привычки, после же делались недоверчивыми к ней, и потому не решались снова предпринять лечения с большим постоянством, и, вероятно, с большим успехом. Таким образом, они не только сами не получали от того никакой пользы, но и содействовали тем к помрачению славы, как самой методы, так и исполнителей ея, на которых падала по большей части вся вина неуспеха. Вот истинное положение дела; не смотря на то, что метода, признанная многими знаменитыми мужами, которые ее рассматривали, за способ лечения, основанный на свойстве самаго недостатка, вполне соответствует цели своей. Со временем должен однако же этот способ обратить снова на себя всеобщее внимание, так как всякий заикающийся (предполагая в нем решительную волю и некоторую твердость для того необходимую) помощию его может не только на время избавиться от своего недостатка, но и навсегда освободить себя от него, если только он, получив уже свободное употребление языка, не пренебрежет теми правилами, которые я намерен здесь изложить.

О свойствах и происхождении заикания

Так как заикание находится в теснейшей связи с даром слова, то сперва необходимо, хотя вкратце, рассмотреть свойство сего последнего, и именно прежде всего решить: есть ли он дар, нам врожденный, состоит ли он необходимое условие естества нашего, или он есть плод нашей умственной деятельности и, так сказать, изучен нами? И то и другое тесно связано между собой.

Язык состоит из двух элементов: духовнаго и материальнаго: материальный элемент, по природе своей, подлежит чувствам слуха и зрения (органы, голос), духовный же есть наша воля и способность познавательная.

Первоначально каждый язык груб и необразован и состоит из одних наименований необходимейших предметов; когда же, вместе с успехами духовного развития человека, объем понятий его увеличился, тогда и язык должен был получить усовершение. Из этого видно, что язык усовершенствованный, образовавшийся постепенно вместе с усиливающимся развитием рода человеческаго, есть результат образования и искусства. Если применить это к заиканию, то тесной связи этого недостатка с языком, его надобно будет рассматривать как неправильное произношение слов, а не как болезнь независящая от языка. Далее, причина этого взгляда заключается в том, что заикающиеся встречаются несравненно чаще там, где господствует язык грубый и неудобный в произношении, нежели в странах, которых язык гибок и плавен; кроме того если бы недостаток этот принадлежал к числу обыкновенных болезней, то он должен бы с одинаковою силой господствовать между лицами обоих полов. Опыт показывает нам однако же, что заикливые встречаются реже между женщинами, так как этот пол вообще менее склонен к заиканию по более свободному течению мыслей и по легкости выговора, которыми он одарен от природы. Заикающиеся также реже встречаются между крестьянами, нежели между образованным классом, в котором с юных лет все внимание обращается на умственные способности, и слишком рано возбужденная этим сила воображения, в соединении с вредною для языка привычкою, повторять и вполголоса уроки и выговаривать слова вполовину, производить неясное, слишком поспешное произношение слов и естественно располагает этот класс к заиканию. Из этого видно, как неосновательно считать заикание обыкновенною болезнью, так как в таком случае оно было бы равно свойственно обоим полам и всем состояниям, чего не видно однако же на самом деле. Это может указать нам точку зрения, с которой надобно рассматривать этот недостаток.

Заиканием называем мы трудность произносить известныя буквы, слоги и слова, более или менее соединенную с судорожными движениями язычных органов.

Роды заикания различны: каждый заикающийся отличается чем-нибудь ему исключительно свойственным; лица, страждущия одинаковым образом от этого недостатка, встречаются очень редко. У некоторых заикание едва заметно, другие заикаются при произношении некоторых только слов; третие не могут произнести ни одного слова не заикаясь; далее есть такие, которые в продолжении целых недель говорят свободно, и после от времени до времени сильно заикаются, у некоторых наконец заикание превращается в минутную немоту.

Слушать заикающагося мучительно. Кто непожелает помочь такому несчастному, видя те ужасы напряжения, без которых он часто не может произнести ни одного слова. Язык приходит в судорожныя движения, часто вне рта; иные кусают его, обезображивают лицо различными гримасами, топают ногами и судорожно сжимают руки, словом, все тело подвергается сильным конвульсиям, кровь бросается в голову и дыхание прекращается, доколе им случайно неудается произнести одного звука, после чего должны повториться те же напряжения, при каждом из следующих слов. Натиски мыслей не довольно скоро выражаемых приводят их в замешательство и лишают свободного употребления умственных сил и спокойствия духа.

Известно, что заикающиеся иногда, особенно когда бывают одни, или когда считают себя незамеченными, легко произносят слова, трудные для них во всякое другое время: это может служить убедительнейшим доказательством, что главнейший признак заикания, трудность произносить известныя слова и буквы, вовсе не зависит от несовершенства органов; тоже подтверждается и тем, что заикающиеся большею частию могут легко петь и декламировать и что иногда этот недостаток при старости человека ослабевает, и даже исчезает совершенно. Все это было бы невозможно, если бы неправильная организация была причиною заикания: трудность произношения должна бы в таком случае существовать всегда.

Что касается до происхождения заикания, то сами родители по большей части не знают причины этого недостатка у детей своих; однако же главнейшею причиною его почитают аффекты, как-то: испуг, гнев, стыд, страх и другие; нередко также начало его приписывают сильным ушибам, в особенности головным, причем основная причина его заключается в испуге, с которым они сопряжены. Другой источник этого недостатка заключается в следующем: дети, коих отцы и мать страждут заиканием, перенимают его от родителей своих: оттого-то часто встречаются целыя семейства заикающихся. Многие считают в таком случае этот недостаток наследственным, но несправедливо: если бы дети были воспитаны, в удалении от своих родителей, то они никогда не подверглись бы этому недостатку. Перенятие заикания через подражание подтверждают это мнение. Известно, что многие передразнивая по легкомыслию или неопытности заикающихся, делались сильнейшими заиками, нежели самые дразнимые.

Испуг, сильно раздражающий дух наш, чаще нежели прочие аффекты производит заикание; он не действует однако же непосредственно на органы речи, но, лишая нас, на большее или меньшее время спокойствия духа и свободнаго употребления умственных сил, расстраивает наши мысли, как необходимейшее условие дара слова, препятствуя свободному выражению, Делает течение их неправильным и производит мгновенное заикание. Первоначально это случайное заикание бывает по большей части только преходящим, у иных же, что зависит много от самого характера, присоединяется к нему представление трудности выговора, и чрез то заикание делается постоянным.

Остается еще упомянуть о происхождении заикания во времени, или вследствие сильных болезней, особенно, действующих на голову, ослабляющих память и расстраивающих правильное течение мыслей: это причиняет то слишком медленное, то слишком поспешное произношение слов, что по большей части, по восстановлении здоровья, со временем исчезает: если же к этому случайно присоединится представление трудности выговаривать какую-либо букву или слово, и число этих букв со временем возрастет, то чрез то легко образуется заикание.