Смекни!
smekni.com

Духовно-нравственная культура педагога как социальная проблема (стр. 1 из 2)

Склярова Т. В.

Педагог сетует на безобразное поведение школьника-подростка. Коллеги дают ему совет: «Постарайся понять его, понять и полюбить его такого, как он есть». В ответ - исполненное горечи вопрошание: «А кто будет любить меня?»

На фоне всё расширяющихся и углубляющихся исследований того, как учить и воспитывать детей, изъяснения мельчайших подробностей психической деятельности человека проблема собственной мировоззренческой позиции педагога, который призван учить и воспитывать, остаётся актуальной вот уже не одно тысячелетие. Ещё апостол Иаков предупреждал: «...не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3:1-2). В этой связи несомненный интерес представляет рассмотрение взаимосвязи духовно-нравственной культуры педагогов и социально-психологической атмосферы общества. Личностная позиция учителя, его отношение к происходящим в обществе и государстве изменениям, его отношение к своей профессии, детям, которых он учит, к своему внутреннему состоянию все эти параметры отражаются не только на качестве учебного процесса, но и, в конечном итоге, на развитии личности учащихся. Завтрашний день развития общества во многом определяет мировоззрение педагогов, которые сегодня воспитывают подрастающее поколение.

Наше общество вот уже второй десяток лет в научной литературе принято называть обществом переходного типа. А в обществе переходного типа воспитание не только сталкивается с различными социальными проблемами, но и само становится социальной проблемой. Как воспитывать, к чему призывать, куда вести подрастающее поколение? Эти вопросы были актуальны в России после отмены крепостного права, в 20-е годы XX века, так было в Америке во времена Великой депрессии, в Германии и Японии после Второй мировой войны1.(1: Мудрик А.А. Психология и воспитание. М., 2006. С. 453)Думается, не требует доказательств утверждение о том, что ответ на эти вопросы зависит в первую очередь от мировоззренческой позиции респондента. Мировоззрение представляет собой комплекс взглядов на мир, самого себя, других людей и содержит в себе такие важнейшие характеристики, как понимание смысла жизни, самого бытия человека и мира, принятие определенных критериев добра и зла. Важнейшей составляющей мировоззрения личности являются её ценностные ориентации, которые позволяют отделять значимое от второстепенного, выявляя существенное и структурируя жизненный опыт.

Анализируя сегодня процессы воспитания и образования, стоит признать ведущую роль в первую очередь духовных ценностей в формировании целостного мировоззрения подрастающих поколений. Так, сравнительные исследования стилей воспитания в разных социокультурных стратах человеческого общества позволили Маргарет Мид2 (2: М. Мид. Культура и мир детства. М., 1988) сформулировать концепцию трёх типов передачи культуры в обществе. Первый тип - традиционный, в котором усвоение культуры происходит жёстко по вертикали - от старших к младшим, второй тип культуры характерен усвоением как по вертикали, так и по горизонтали - младшие поколения учатся не только у старших, но и у равных себе по возрасту. Третий тип, называемый М. Мид «постфигуративным», характеризуется тем, что поколение детей в состоянии научить поколение отцов. Данный тип передачи культуры свойствен индустриально развитым обществам с характерным для них быстрым устареванием информации. Современному российскому обществу в большей степени присущ именно третий тип передачи культуры, так как молодое поколение, ранее своих отцов адаптируясь в быстроменяющемся обществе, в состоянии научить их этому. Однако факт передачи знаний от детей к взрослым не означает отмирания традиционного института образования и воспитания. Это обстоятельство со всей отчётливостью обнаруживает непреходящее значение духовных ценностей, которые традиционно передаются «по вертикали», так как имеют иерархическую структуру. Способ передачи знаний зависит от их содержания. Ценностные категории усваиваются в иерархическом порядке.

Вот почему в истории педагогического образования, начиная от Я.А. Коменского, А. Дистервега и К.Д. Ушинского, большое значение придавалось религиозному образованию учителей. Мировоззрение педагога, по представлению названных ученых, должно основываться на вере, знаниях и добром отношении к ученикам.

Одним из первых в отечественной литературе профессиографическое описание педагога дал В.Н. Татищев. Он выделил следующие важнейшие качества, которыми должны обладать учителя: «приверженные истинному богословию, научены благонравным правилам, не ханжи, лицемеры и суеверцы, жен и детей имеющие, к науке способные, в своей науке довольно ученые, способные к научению других...»3 (3: Татищев В.Н. Избранные произведения. Л., 1979. С. 130) Определяющим фактором мировосприятия педагога являлась приверженность «истинному богословию».

В своей программной работе «Вопросы о народных школах» К.Д. Ушинский называет два основных критерия качественной подготовки учителей российских школ - христианское воспитание педагога и университетский уровень его педагогического образования. Для ученого-педагога два названных критерия являются взаимосвязанными. Указывая, что недоученные учителя становятся потенциально опасными для общества, К.Д. Ушинский пишет: «Нет нужды доказывать, что убеждения всякого народного учителя христианского народа должны быть проникнуты идеей христианства. Вот почему народных учителей вредно возводить на ту среднюю ступень образования, или, лучше сказать, сообщать им то поверхностное, самонадеянное полуобразование, которое скорее всего ведет к сомнению в религии, а потом к безверию». Призывая не жалеть сил и средств для университетской подготовки педагогов народных школ, основоположник русской педагогики подчеркивает: «Ожидать, чтобы учитель народной школы сам... достиг того высшего образования, которое снова возвращает человека к религии, никак нельзя. При образовании учителей более всего надо бояться этого полуобразования, возбуждающего самонадеянность и не дающего положительных и полезных знаний...»4 (4: Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах. Т. 2, с.85)

Современная педагогика высшей школы также определяет духовную культуру учителя в качестве приоритетного компонента профессионального мировоззрения педагога. Возращение сокровищницы православной культуры в профессиональное педагогическое образование делает процесс подготовки учителей логически завершённым и осмысленным. Социологические опросы последних лет показывают, что всё большее число россиян называет себя не столько верующими, но православными. Зачастую, статистические данные выявляют следующий парадокс - процент называющих себя православными россиян (и педагогов, в том числе) значительно выше процента тех, кто считает себя верующим. Данный факт свидетельствует о том, что происходит личностная самоидентификация человека с православием не как с религией, но как с фундаментом российской культуры. Вместе с тем изучение основ православия в той или иной форме помогает личности впоследствии обретать религиозный фундамент своего мировоззрения. Религиозность как личностная характеристика существенным образом влияет на ценностные ориентации человека. Православие, воспринятое личностью как основа мировосприятия, качественно иначе воздействует на выбор и деятельность человека.

Проведённое летом 2005 года под руководством профессора МГУ И.П. Рязанцева социологическое исследование молодёжи от 15 до 30 лет во всех федеральных округах Российской Федерации в числе прочего выявило следующую закономерность - воцерковлённая (8%) и невоцерковлённая верующая молодёжь (55%) на первое место в шкале жизненно важных ценностей поставила семью, любовь к ближнему, мудрость. Молодёжь неверующая, но положительно относящаяся к православной вере (33%) и те, кто отрицательно относится к православию (4%) наиболее важными ценностями своей жизни называют деньги, еду, власть5 (5: Данные социологического опроса «Отношение российской молодёжи к Русской Православной Церкви», проведённого в июле 2005 г. социологическим факультетом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и рядом региональных отделений Российской социологической ассоциации (РоСА) под руководством заместителя декана факультета по научной работе, доктора экономических наук, вице-президента РоСА профессора Игоря Павловича Рязанцева) Полученные в прошлом году данные коррелируют с подобным опросом студенческой молодёжи, проведённым почти 10 лет назад в 1995-97 гг. З. Пейковой. Среди 1004 опрошенных российских студентов социолог также выделила 4 типа, в зависимости от их ответа на вопрос: «Какое место занимает религия в вашей жизни?» - глубоко верующие, достаточно верующие, маловерующие и неверующие. В ходе исследования оказалось, что с падением религиозности увеличивается спектр желаний, в то время как верующие заметно ограничивают свои желания, доходя до некоторых табу. Глубоко верующие ни разу не высказали желаний «уехать в другую страну на постоянное место жительства», «иметь лёгкую жизнь», «не попасть в армию», чем, по мнению исследователя, они демонстрируют как признаки патриотизма, так и обузданность иждивенческих и потребительских настроений.6 (6: Пейкова З. Религиозный портрет студента // Высшее образование в России. №5, 1999. С.114)

Приведённые данные со всей очевидностью свидетельствуют о том, что духовно-нравственная культура нашего соотечественника напрямую соотносится с его религиозными установками и образом жизни. Наиболее логично эта связь проявляется в педагогической культуре и деятельности.

Педагогические исследования последних лет показывают устойчивую динамику зависимости духовно-нравственной культуры педагогов от того, насколько они знакомы с основами православной культуры.

Так, многолетнее исследование С.И. Минкина ценностных ориентации учителей сельских школ позволило ему сделать выводы о существенном влиянии православной культуры на активизацию мотивационно-ценностного компонента личности учителя, формирование устойчивого интереса к историко-культурологической проблематике, но самое важное - на содержательное углубление основополагающих ценностных блоков личности педагога - общеэтического, нравственно-патриотического и эстетического.7 (7: Минкин С.И. Влияние православной культуры на формирование ценностных ориентации учителей сельской школы. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. педагогических наук. М., 2005. С. 10) «В тех местностях, где долгое время не было действующих храмов и они возникли лишь в период перестройки, гораздо больше педагогов, которые отрицательно относясь к православию, тем не менее, относят себя к «внеконфессиональным», абстрактно верующим», - выявил в своём исследовании С.И. Минкин. А эта категория, как хорошо известно из других исследований, наиболее легко оказывается вовлечённой в различные секты и квазирелигиозные объединения. Оказывается, что обнаруженная в XIX веке С.А. Рачинским буквальная зависимость духовно-нравственного климата русской школы от территориальной близости храмового здания, даже полуразрушенного сохраняет свою актуальность и по настоящее время в российской сельской школе.