Смекни!
smekni.com

Образование взрослых в контексте становления глобальной культуры (стр. 1 из 3)

В. В. Горшкова (СанктПетербург)

В статье представлены концептуальные основания развития российской образовательной системы в контексте общемирового интеграционного процесса глобализации. Сформулировано авторское определение процесса глобализации образования. Рассмотрены научные подходы к глобальному обществу, тенденции его развития применительно к образовательному процессу

В современных условиях российская образовательная система поставлена перед необходимостью коренной модернизации. Глобализация как фактор движения всего мирового сообщества является для нас данностью.

Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого являются мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и интеграция культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более взаимообусловленным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

Под глобализацией образования следует понимать кросскультурную структуру интернационального, межгосударственного научного и культурного взаимодействия во всех областях развития социума. Такая структура должна включать в себя множество пластов знания и ценностей, сосуществующих в контексте взаимообогащения. Нужно заметить, что в исследовательских научных областях есть множество примеров взаимовыгодного научного сотрудничества. На такой же почве должны строиться отношения и в образовательной и культурной сферах.

Изначально основной функцией образования была трансляция знания, опыта, ценностей, норм, культурных образцов от поколения к поколению. Как социальный институт образование выполняло свою роль в обеспечении социального порядка в обществе, упорядочении социального пространства.

Глобализация в современном мире приводит к изменениям и в функционировании образования как социального института, и в его предназначении. Мир настолько стремительно изменяется, что образование с его педагогическими практиками, остающимися по форме неизменными в течение десятка, а то и сотен лет, с его нормами и культурой взаимоотношений педагога и учащихся, которые во многом сохраняют монологичный характер, выглядит не просто консервативной подсистемой общества, а структурой, закостеневшей, застывшей в своем «величии» всезнайства либо, напротив, растерянной перед новыми вызовами глобального мира.

Между тем на отечественную систему образования обрушивается шквал критики практически со всех сторон: учащихся, родителей, работодателей и т.д. Особенно в связи с проходящей модернизацией образования, которую подталкивает Болонский процесс как одна из форм глобализации современного мира.

Глобализация, проявляясь во все большем распространении Интернет-технологий, возникновении гламурной, таблоидной культуры, появлении культурных мутаций, приводит к то-му, что становится затруднительной, а иногда невозможной трансляция устойчивых норм, об-разцов, эталонов, практик прежней культуры, поскольку как раз устойчивость значительно поколеблена в своем основании.

Но в чем тогда предназначение образования в современном мире? Как социальный институт и феномен культуры общества оно должно при-нимать участие в создании социального поряд-ка в обществе. Что сейчас лежит в основе соци-ального порядка? Какую ответственность несет образование взрослых в складывании такого социального порядка, при котором критерием дифференциации людей становится не столько полученное образование в виде культурного, символического капитала, сколько наличие эко-номического капитала, личных связей, в том числе криминального характера? И здесь мы можем наблюдать два основных подхода к по-лучению образования.

Первый подход – ориентация на получение диплома в качестве «пропуска» в пространство, где делаются основные ставки игроками как со-циальными акторами нового социального по-рядка. В качестве примера: диплом МВА (Master in Business Administration) как некое свидетель-ство принадлежности человека к определенно-му кругу, в котором отношения в сфере бизнеса выстраиваются по принципу «свой – чужой», подобно тому, как в дореволюционной России принадлежность к старообрядческой вере явля-лась гарантией доверия между представителя-ми складывающегося буржуазного класса. От-сюда не случайно сравнение значения старооб-рядчества в формировании капитализма в Рос-сии с ролью протестантской этики в становле-нии духа капитализма в Европе.

Поэтому образование для такой категории людей является механизмом снижения рисков посредством самоорганизации (самоорганиза-ция в данном случае понимается как способ включения полезных связей, что связано в свою очередь с возникновением новых социальных структур, трансформацией прежних). Уровень самоорганизации повышается в условиях «сре-дового» риска, понижая тем самым уровень личного риска. И в этом процессе большую роль играет глобализация в сфере образования (тот же пример с распространением образования МВА), вследствие чего меняются базовые фор-мы соорганизации людей, наблюдается транс-грессивность (раздвижение границ социально-го пространства с прогнозом в будущее). При этом, как показывают социологические иссле-дования, наиболее предприимчивые бизнесме-ны не включают образование в свои стратеги-ческие планы.

Второй подход – ориентация на получение знаний, при этом знания выступают в виде тер-минальной ценности. В противоположность первому подходу обладатели МВА в этом круге людей считаются карьеристами, они вызывают недоверие, особенно те из них, которые получа-ли образование за рубежом. Социологические исследования показывают, что статус группы молодежи, ориентированной на терминальные ценности, снижается в связи со все большей ориентацией на прагматизацию образования. Востребованными все больше являются «полез-ные» знания, а сами знания заменяются компе-тенциями.

Но не является ли мифом то, что снижается интерес к образованию как к терминальной ценности? Ведь всегда во все времена преобла-дающим являлось отношение к образованию как к инструментальной ценности, т.е. общест-венно значимому и легитимному способу дос-тижения других важных целей. А группа людей с осознанным когнитивным интересом остается в целом неизменной, где-то на уровне 15%. Для этой категории людей важен не столько соци-альный статус, связанное с ним материальное благополучие, сколько удовлетворение наивыс-ших потребностей человека, т.е. духовных цен-ностей в виде творческой самореализации.

Для большинства людей, для которых обра-зование является ценностью (мотив на получе-ние образования «стать культурным, высокооб-разованным человеком» по-прежнему наблюда-ется у большой части молодежи и зрелого насе-ления), оно еще выступает в качестве средства минимизации «средового» риска, особенно в ус-ловиях высокого уровня неопределенности, не-стабильности. Отсюда и спрос на всякого рода формы повышения квалификации, приобрете-ние дополнительной специализации как способ социальной рационализации. Образование в этом случае выступает и как страхующее сред-ство от возможных неудач в жизни.

Образование взрослых не может не реагиро-вать на глобальные вызовы времени. Один из этих вызовов заключается в том, что, например, на уровне европейского сообщества идет про-цесс усиления степени дискретности всех форм жизнедеятельности людей. Следствием этого становится утеря содержательной целостности в процессе жизнедеятельности людей, в том числе и в сфере образования. Это касается и отечественного образования. Вместе с тем в российском обществе воспроизводится миф о том, что советское образование было одним из лучших в мире, таковым и сейчас продолжает оставаться (но уже российское образование) в силу фундаментальности подготовки. Отчасти это правда, но в то же время в современных ус-ловиях это все больше становится мифом ухо-дящей эпохи. Переставая быть транслятором знания, опыта, прежних культурных образцов, образование и в качестве транслятора успеха не выполняет своего предназначения. Даже нали-чие диплома самого престижного учебного за-ведения еще не гарантирует достижения высо-кого социального статуса, поскольку для попа-дания в группу VIP нужны еще другие виды ка-питалов, кроме культурного и символического.

В настоящее время все большее разворачи-вание процессов глобализации приходит в про-тиворечие со стремлением образования как со-циального института, с одной стороны, воспро-изводить устаревшие нормы, образцы знания и опыт, с другой – делать ставку на удовлетворе-ние потребностей в сиюминутном успехе части населения, увеличивая количество вузов, на-правлений подготовки, контингент учащихся по наиболее востребованным специальностям. Один из характерных примеров в этой связи – введение ЕГЭ, от которого во многих странах начали отказываться. Под видом борьбы с кор-рупцией, усиления доступности образования идет процесс увеличения стандартизации под-готовки и одновременно – «натаскивания» для сдачи единого государственного экзамена.