Смекни!
smekni.com

Восприятие психических явлений как психологическая проблема (стр. 1 из 3)

Восприятие психических явлений как психологическая проблема

А.Е. Деменева

Исследование познания психики и психического — едва ли не самая сложная из исследовательских задач. В рамках теории межличностного восприятия изучено восприятие и познание Другого, его индивидуальности [4]. Однако восприятие внутреннего мира другого человека и его составляющих психических явлений не объясняется закономерностями межличностного восприятия, так как воспринимается не сам объект (другой человек и его внешне воспринимаемые характеристики), а нечто более сложное, не видимое «невооруженным взглядом» — внутренняя психическая реальность, жизнь другого субъекта. Собственный же внутренний мир доступен субъекту благодаря интроспекции, самонаблюдению. Сила человеческого восприятия такова, что человек может воспринимать как внешнее, внешний мир, так и внутреннее, внутренний мир. Внутренний мир является специфическим целостным объектом восприятия.

Восприятие психических явлений возможно в случае не только самонаблюдения, но и внешнего наблюдения — восприятие психических явлений, носителем которых является Другой [6]. Образ внутреннего мира Другого изначально формируется путем непосредственного восприятия, наблюдения за проявлениями внутренней жизни Другого. Как этот образ формируется? Имеет ли здесь место восприятие как познавательный процесс в «чистом виде» или как нечто другое? То ли же самое имеется в виду под восприятием, когда исследователь занимается изучением отражения в сознании не объектов внешнего мира, а психических, субъективных явлений? Вот ряд вопросов, которые возникают при рассмотрении данной проблемы. В этой статье мы пытаемся проанализировать и сопоставить понимание восприятия как «рабочего» термина в оппозиции «внешнее» — «внутреннее» (объективное — субъективное; внешний мир — внутренний мир; образ объектов действительности — образ психических явлений).

Восприятие как процесс отражения действительности в сознании человека

При обращении к понятию «восприятие» обнаруживаем, что оно является проблемным и неоднозначно определяется в психологии.

С одной стороны, восприятие рассматривается как психический познавательный процесс (Л.М.Веккер, Б.Ф.Ломов, А.А.Гостев,

С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков и др.), который имеет свою процессуальную сторону, и как продукт — первичный образ предметов и явлений внешнего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

С другой стороны, следует иметь в виду, что в реальном психическом акте частные формы (процессы) слиты и неотделимы: «Когда изучается, например, восприятие, то обнаруживается, что в принципе невозможно создать условия, которые позволили бы его отпрепарировать от памяти, мышления, эмоций и т.д.» [8, С.234].

Наиболее детальной концепцией восприятия обладает когнитивная психология, психология познавательных процессов. Восприятие психических явлений — несомненно более сложная проблема. Однако следует заметить, что и оно в определенной степени подчиняется основным законам восприятия.

Традиционно под восприятием понимают познавательный психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном действии последних на органы чувств [12]. Функциональное назначение восприятия состоит в познании действительности; при этом предметы и явления действительности воспринимаются целостно и структурно.

Восприятие — процесс чувственного познания. Оно является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека — не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета [12]. Осознание чувственное данного предмета составляет наиболее существенную черту восприятия.

Восприятие связано с действием, с деятельностью вследствие его избирательного характера, и само оно есть специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. В восприятии эти качества как бы извлекаются из предмета для того, чтобы быть снова отнесенными к нему. Восприятие — это форма познания действительности.

Возникающие в процессе восприятия чувственные данные и формирующийся при этом наглядный образ тотчас же приобретают предметное значение, т. е. относятся к определенному предмету. Этот предмет определен понятием, закрепленным в слове; в значении слова зафиксированы признаки и свойства предмета, определенные общественной практикой и общественным опытом. Таким образом, существенным звеном восприятия как познавательной деятельности является сопоставление, сличение, сверка образа с предметом, признаки и свойства которого выявлены в ходе общественного опыта и закреплены в слове.

В восприятии целое определяет части (М.Вертгеймер, К.Келер, К.Коффка). Целое несводимо к отдельным частям так же, как восприятие несводимо к сумме отдельных ощущений. Восприятие строится на чувственных данных ощущений, доставляемых нашими органами чувств под воздействием внешних раздражителей, действующих в данный момент. Но восприятие, вместе с тем, не сводится к сумме отдельных ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым. В каждое восприятие входит и прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и его чувства и эмоции. Для восприятия характерно единство целого и его частей, единство анализа и синтеза. Отражая действительность, восприятие не делает этого пассивно, потому что в нем преломляется вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего — ее установки, интересы, общая направленность, опыт — и притом не одних представлений, а всего реального бытия личности, ее реального жизненного пути [10].

Восприятие как психическое явление изучается в нескольких планах. В плане анализа физического (и химического) взаимодействия предметов и явлений внешней среды с органами чувств (биофизический аспект); в плане отношения между субъектными величинами и отражаемыми в них физическими величинами (психофизический аспект); в плане функционирования органов чувств (психофизиологический аспект); в плане динамики становления перцептивного образа (микрогенетический аспект); в плане анализа операции приема информации, поступающей от технических устройств (инженерно-психологический аспект); в плане влияния социальных установок личности на перцептивные процессы (социальнопсихологический аспект); в плане развития сенсорики (психолого-генетический аспект) и др. К сожалению, различные направления изучения восприятия развиваются пока изолированно друг от друга, эта проблема может в дальнейшем быть решена с помощью реализации системного подхода [8].

Образ восприятия является субъективным, т. е. в не меньшей степени, чем от действительности, зависит от воспринимаемого объекта. Восприятие всегда в той или иной мере опосредуется и дополняется имеющимися у субъекта знаниями и опытом. С точки зрения В.Д.Шадрикова, поскольку все люди обладают разными знаниями и опытом, то и восприятие одних и тех же предметов у них не совпадает и у одного и того же человека отличается в зависимости от возраста [12]. Не только предмет воздействует на субъекта, но и происходит обратный процесс — активное принятие или непринятие образа субъектом. При определенных условиях происходит внутреннее отталкивание образа, стремление его ослабить, отделаться от него [11]. Образ, мысль не допускаются человеком во внутренний мир.

Знание человека всегда субъективно, у каждого складывается своя чувственная картина мира, в центре которой стоит сам человек. Из всего потока чувственных впечатлений предметный смысл приобретает и отбирает то, на что обращено наше внимание, что для нас важно. Так формируется внутренний мир человека, который, в свою очередь, оказывает влияние на отражение внешнего мира [12]. Душевная жизнь пополняется предметным содержанием и одновременно выступает в качестве формирующей силы в строении предметного сознания. В этом процессе формируется предметнодуховная жизнь (термин В.Д.Шадрикова), а предметное сознание выступает в тесном единстве с переживанием. Внутренняя жизнь человека: страсти, порывы, любовь — открывает для него глубины бытия, недоступные рассудку. В указанных процессах формируются способности личности.

Обусловленность восприятия внутренним миром человека в последние годы получила подтверждение в современных нейропсихоло- гических исследованиях. Как экспериментально показал К.Прибрам, «входные системы представляют собой некий фильтр для входных сигналов, экран, непрерывно настраиваются на входные воздействия. Одной из характерных особенностей этого фильтра является то, что он создает самоадаптирующиеся системы, параметры адаптации которых находятся под контролем его собственной истории» [цит. по: 12. С.109]. С учетом этого рассматривают ряд основных свойств восприятия:

Предметность — способность человека воспринимать мир не в виде набора отдельных ощущений, цветовых и световых пятен и т.д., а в форме предметов и явлений окружающего мира (что касается восприятия явлений психики, предметность выражается в том, что они воспринимаются как целое, а не в виде отдельных проявлений: например, эмоция радости воспринимается именно как радость, а не как приподнимание уголков губ, образование морщинок вокруг глаз или только изменения интонации речи — здесь и далее в скобках — прим. автора).

Целостность — образ воспринимаемых объектов мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе набора элементов. Это свойство восприятия наиболее тщательно изучала гештальпсихология (М.Вертгеймер и др.) (что касается восприятия психических явлений, это свойство может выражаться в достижении видения целостного психического явления в другом человеке, достраивании образа этого явления по частным его проявлениям).